Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)





Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Проектная деятельность
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Ягоды и сочные плоды
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
  Карманные определители
  Цветные таблицы
  Компьютерные определители
  Энциклопедии природы
  Методические пособия
  Учебные фильмы
  Комплекты материалов
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале


Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации

Обложка журнала "Исследовательская работа школьников"Титульная страница журнала "Исследовательская работа школьников" Приведенная ниже работа была опубликована в журнале "Исследовательская работа школьников" Издательского дома "Народное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым в 2017 году.

Из огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведения, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

Для облегчения поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: Общие вопросы - теория, Общие вопросы - практика, География, Биология, Экология - теория, Экология - практика, Детские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


ОРГАНИЗАЦИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ ПОЛЕВОГО УЧЕБНОГО ЦЕНТРА «ЭКОСИСТЕМА»

Глушенков О.В.
Заместитель директора по науке ФГБУ «Национальный парк «Чавашвармане», ведущий научный сотрудник ФГБУ «Государственный природный заповедник «Присурский», кандидат педагогических наук

Московский полевой учебный Центр «Экосистема» (далее просто «Центр») организует для учащихся школ Москвы полевые практикумы во время их краткосрочных сезонных выездов в это специализированное учреждение [186]. Обучение в «Центре» ежегодно проходит около 2,5 тысяч школьников. Декларируемая цель работы «Центра» - массовое экологическое образование, при использовании в обучении натуралистического и экосистемного подхода экологического принципа.

Экологический принцип занимает ведущую позицию в натуралистических направлениях внешкольного образования, использующих методы полевой экологии. Под экологическим принципом следует понимать установление в процессе обучения ассоциативных связей между известными учащимся фактами из изучаемых в школе основ естественных наук и географии, их экологическую интерпретацию и раскрытие значения, сущности и закономерностей экологических взаимосвязей в природе, выяснения их места и значения в жизни человека, местного и мирового сообщества, биосферы в целом, формирование целостных представлений о мире.

Его применение актуализирует формирование у обучающихсяэкологической картины мира, как некоей целостности, экологического мировоззрения. Немаловажная роль в результативности действия экологического принципа отводится его основополагающему экосистемному подходу, который применяется как к изучению природных объектов и явлений на экскурсиях, так и при постановке исследовательских работ. В нашем понимании суть экосистемного подхода заключается в изучении природных объектов и явлений в рамках какой-либо экосистемы, с выяснением всех взаимосвязей между объектами живой природы и окружающей их средой. Именно в таком ракурсе экосистемный подход рекомендуется применять при проведении экскурсий в методических разработках последнего времени [10, 35, 36, 153,176, 179, 183, 195].

Обучение школьников в Центре осуществляетсяна полевом практикуме специалистами, имеющими опыт полевой практической деятельности, по согласованным методическим разработкам. Экспериментальный полевой практикум рассчитан на три посещения по одному разу в год на 3 дня каждый, с чередованием по сезонам года, что в сумме составляет 72 учебных часа. Каждое посещение «Центра» это своеобразное погружение в область знаний, равное годовой учебной нагрузке 0,75 часа в неделю. Эффективность такого способа познания, когда разделы курса биологии, растянутые во времени на 6 лет, с самого начала объединяются общей идеей в единую конструкцию, доказана педагогом-новатором М.П. Щетининым [200].

В учебном процессе Центра реализованы в совокупности и равнозначности такие компоненты содержания биологического образования, как способы деятельности, основы научных знаний, эмоционально-ценностное отношение к миру. Изменена и схема подачи знаний. На первый план в номенклатуре знаний, отраженных в содержании полевого практикума, выведены методы научного познания и освоение их через практическую деятельность: от способов деятельности (методов научного познания) - к умениям (Схема 3). Подача основ научного знания осуществляется от структурированного целого (системы понятий) – к ЭКМ частного знания, а затем – к более высокому уровню целостности (ЭКМ фундаментального знания и надуровневых объединений). Уровневый переход осуществлется путем образования ассоциативных экологических связей как внутри системы понятий, так и между блоками частного и фундаментального знания (схема 4). Реализация эмоционально-ценностного отношения к миру в формировании ЭКМ происходит непосредственно при контакте школьников с природой на полевых практикумах и вносит в сознание человека не только специальные рациональные знания, но и философские идеи, эмоции, интуитивные представления, жизненный и культурный опыт субъекта.

Схема 3.

МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМНАЯ СОВОКУПНОСТЬ МЕТОДОВ НАУКИ, ОТРАЖЕННАЯ В СОДЕРЖАНИИ ПОЛЕВОГО ПРАКТИКУМА

Схема 4.

 

ПОДАЧА ОСНОВ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ НА ПОЛЕВОМ ПРАКТИКУМЕ

Учитываются и этапы субъективной готовности школьника к эколого-направленной деятельности, зависимые от индивидуальных, возрастных и прочих особенностей личности, что школьное биологическое образование в современной его форме лишь готовит (субъективно)школьникак экологонаправленной деятельности. После достижения субъективной готовности школьника к экологонаправленной деятельности возможно и необходимо осуществлять биологическое образование с ориентацией на самостоятельную практическую деятельность в этой области.

Вначале самостоятельная практическая деятельность носит пассивный характер. Обучаемый еще не умеет самостоятельно принимать практические решения. Формирование готовности к экологонаправленной деятельности не целенаправленно, случайно и связано с неустойчивым интересом к подобного рода деятельности. Образовательный процесс, выходящий на этап практической пассивно-творческой деятельности, должен осуществляться под диспетчерским управлением педагога. В этом случае очень важно ненавязчиво и органично воздействовать на сознание учащегося с целью смены пассивной позиции по выполнению экологонаправленных действий на активную, осознанную, самостоятельную. Этот этап реализуется на экскурсиях в природу, наиболее оптимально с организацией исследовательской работы в процессе их проведения. Такой тип экскурсий, с организацией исследовательской работы в процессе ее проведения, разрабатывался в наших ранних работах [35, 36] и работах Е.В.Титова, Д.Л.Теплова [177, 178, 184].

На базе «Центра» смоделирована ситуация, когда значительную часть тематических экскурсий в природные экосистемы и простейшие полевые исследования, проводимые в «Центре», можно рассматривать как выполнение обязательной части программ школьного биологического образования, чаще всего не выполняемых в школе по различным причинам [34]. Современные школьные программы по биологии вариативны, но в большинстве из них [143], как и в методических разработках к ним [16, 68, 136,146] соблюдается рекомендуемая тематика экскурсий - ознакомление: с цветковыми растениями различных мест обитания; с сезонным явлениями в жизни растений; со способами размножения и распространения плодов и семян; с многообразием животных родного края, их ролью в природе и жизни человека; с природными и искусственными экосистемами, наблюдением сезонных изменений в них. Как следует из тематики, она изначально имеет экологическую направленность. Так что соблюсти интересы школьной общеобразовательной программы и экспериментального практикума большого труда не составляет. Полевой центр взял на себя выполнение обязательной части школьных программ, и тем самым позволил значительной части московских школьников, восполнить возникшие по объективным причинам пробелы в биологическом образовании в плане экскурсионных практикумов.

В «Центре» в рамках подпрограммы «Экологический ликбез» проводятся экскурсии, направленные на знакомство с наземными экосистемами – лесом, лугом, и водными экосистемами – рекой, прудом и низинным болотом (Таблица 1). Экскурсии проводятся поэтапно за счет тематических выходов. При их организации мы придерживаемся общего плана, включавшего обязательные рекомендации, направленные на реализацию тех или иных составляющих экологического принципа (выделено курсивом). В целях установления в ходе экскурсии ассоциативных связей между известными учащимся фактами из изучаемых в школе основ естественных наук и географии, в начале экскурсии осуществляется знакомство с сезонными явлениями в жизни растений и животных. Это позволяет раскрыть влияние абиотических, в первую очередь, космических факторов на различных представителей живого и растительного мира. Например, экскурсия в лесную экосистему в осенний период позволяет не только воочию увидеть листопад, отмирание травянистых растений, распространение семян, пауков, миграцию птиц, предзимнюю активность кротов, а также осмыслить причины происходящего: к чему идет подготовка, как она осуществляется, что запускает эти процессы и т.п. В результате выявлялась роль изменения наклона оси Земли по отношению к Солнцу в течение годового цикла, следствием которого является изменение длины дня, стабильно, периодически изменяющегося фактора среды, и изменение количества поступающей энергии. В свою очередь, изменение в протекании космических процессов вызывает понижение температуры, которая может гибельно отразиться на организмах, через уникальные свойства воды, самого объемного вещества в организмах, и необходима соответствующая подготовка, которая начинается своевременно, благодаря реакции на изменение все той же продолжительности дня.

Основная часть экскурсии посвящается изучению многообразия организмов во всех типах экосистем, взаимосвязей представителей всех царств живой природы между собой и факторами неживой природы. Использование экологического принципа в этом случае направляется на раскрытие экологической сущности и закономерности взаимосвязей в природе.

В заключение экскурсии, при возможности, рекомендуется обратить внимание на воздействие человека на природные экосистемы, попытаться осмыслить ответную реакцию среды.

Реализация этапа приобщения учащегося к собственно самостоятельной практической экологонаправленной деятельности, носящей по-настоящему творческий характер, основанной на добровольном и сознательном стремлении к выполнению активных экологонаправленных действий, происходит при подключении его к проектно-исследовательской деятельности. Проектно-исследовательское направление в обучении предоставляет школьнику широкое поле новой деятельности, тем самым способствует появлению широкого круга интересов, а затем через них оказывает воздействие на формирование научной картины мира [27, 39, 55,91,86, 130]. «Проектная деятельность школьника ставит ученика перед необходимостью синтезировать полученные в школе знания в конкретном творческом проекте, реализуя функцию предмета деятельности и действия, связанные с корректировкой собственной деятельности, ее осмысления для представления другим людям – осуществляет процесс распредмечивания деятельности и обнаруживает стоящие за предметом деятельности усвоенные знания, полученные внутри различных предметных дисциплин, имеющих в традиционном обучении непроницаемые границы» [106]. Проектно-исследовательская деятельность основана на добровольном и сознательном стремлении учащегося к преобразованию мира с целью сохранения его целостности и гармонии. «Метод проектов, традиционно рассматриваемый с позиций деятельностного подхода и уже на этой основе выводящий за пределы урока в реальную жизнь, взятый в контексте личностно-ориентированного образования, приобретает характер новой системы обучения…» [50].

Организация проектно-исследовательской деятельности осуществлена в рамках подпрограммы «Эколог-исследователь»в виде самостоятельных полевых исследований. Исследования выполняются малыми группами учащихся по 2-4 человека. На выполнение одного исследовательского проекта выделяется 8 часов, из них: на планирование исследования - 10 %; на знакомство с методиками - 10 %; на сбор и первичную обработку материала - 30 %; на анализ результатов - 20 %; на подготовку отчета - 15 %; на защиту проекта на конференции – 15%. Каждый принимает участие в трех исследованиях в течение трех дней, по трем направлениям.

Соответствующая направленность работ подпрограммы «Эколог-исследователь» позволяет осуществить более глубокое постижение единства всех составляющих элементов мира (Таблица 1). Этому в процессе самостоятельных полевых исследований способствует главенство экологического принципа. Например, работа на тему: «Сравнение лесных фитоценозов на склонах северной и южной экспозиции» или «Изменения в составе экосистемы хвойного леса в зависимости от положения в рельефе». Цель таких работ - выявление влияния микроклиматических факторов (освещенности, разницы температур, степени увлажнения) на состав растительного сообщества, для чего учащиеся проводят полное геоботаническое описание лесных участков расположенных в соответствующих местах и сравнивают их, что требует совокупного применения знаний из различных областей естественных наук и географии. Выполнение работ на темы: «Изучение возрастной структуры популяций бурых лягушек и их биотопическая приуроченность», «Видовой состав птиц в различных биотопах», «Сравнение фауны водных беспозвоночных ручья Овражного и ручья Канального» имеют своей целью изучение видового состава какой-то группы животных в зависимости от биотопа. Работы подобного типа не только позволяют познакомиться с видовым разнообразием, но и обеспечивают понимание его возникновения, соответственно разнице абиотических и биотических условий, то есть способствует раскрытию сущности и закономерности экологических взаимосвязей в природе. Тематика работ: «Оценка экологического состояния реки Клязьма, методами биоиндикации», «Оценка степени загрязнения атмосферного воздуха методом лихеноиндикации», - перенаправляет цель в русло антропогенного влияния на природные экосистемы, дает возможность понять, что человек является частью этого цельного мира и процессы, происходящие в нем, с нашим ли или без нашего участия, непосредственно отражаются на нас самих [108;109; 111; 112; 113; 144; 145].

После выполнения полевых исследований, учащиеся обрабатывают полученные данные. На основе полученных результатов делают доклады на мини-конференциях.

Такие формы обучения как экскурсия и проектно-исследовательская деятельность, составляющие основу полевого практикума, наиболее действенны для формирования знаний и умений, способных внести существенный вклад в формирование экологической картины мира любого уровня, а, следовательно, и общенаучной картины мира, природоцентристкого экологического мировоззрения.

Таблица 1

Тематическое планирование

Подпрограмма «Экологический ликбез» - первое посещение

Тема

Типза-

нятий

Кол-во

часов

 

День 1

   
 

Наземно-воздушная среда обитания

Б

1

 

Сезонные явления в природе

(Осень – Листопад, подготовка организмов к зиме;

Зима – Организмы зимой;

Весна – Весенние явления в природе. Первоцветы.)

Э

2

 

Определение растений и животных

(Осень - деревьев и кустарников по олиственным побегам;

Зима - деревьев и кустарников по безлистным побегам;

Весна-лето – травянистых цветущих растений)

ЛП

2

 

Структура леса: ярусность, жизненные формы

Э

2

   

З

1

 

День 2

   
 

Вода как среда обитания

Б

1

 

Экосистема стоячего водоема

(Зима – Проявления сезонности на водоемах)

Э(пр)

3

 

Определение видового состава водных беспозвоночных; изучение особенностей их строения в связи с обитанием в водной среде

ЛП

3

   

З

1

 

День 3

   
 

Почва как среда обитания

Б

1

 

Типы почвданной местности

Э(пр)

3

 

Неорганическая часть почвы (структура, свойства);

Органическая часть почвы (свойства гумуса,

почвенные организмы)

ЛП

3

   

З

1

Условные обозначения: Б – беседа; ЛП – лабораторный практикум; Э – экскурсия; Э (пр) – Экскурсия с элементами практической работы; З – зачетное занятие

Подпрограмма «Экологический ликбез» - второе посещение

Тема

Тип занятий

Кол-во

часов

 

День 1

   
 

Природные сообщества (классификация, структура)

Б

1

 

Лес, луг – наземные экосистемы. Смена сообществ

Э

2

 

Определение растений

ЛП

2

 

Особенности болотных экосистем

Э

2

   

З

1

 

День 2

   
 

Пресноводные экосистемы (структура)

Б

1

 

Экосистема текучего водоема

Э(пр)

3

 

Определение видового состава водных беспозвоночных и водных растений, распределение по экологическим группам

ЛП

3

   

З

1

 

День 3

   
 

Роль животных в экосистемах

Б

1

 

Птицы различных местообитаний

(Зима - Следы жизнедеятельности позвоночных животных)

Э

2

 

Определение позвоночных животных

ЛП

1

 

Беспозвоночные различных местообитаний

(Зима - Следы жизнедеятельности беспозвоночных)

Э(пр)

2

 

Определение беспозвоночных животных

ЛП

1

   

З

1

Подпрограмма «Эколог-исследователь» - третье посещение

Темы на выбор

Сезон

 

День 1

 
 

Изучение возрастной структуры популяций бурых лягушек и их биотопическая приуроченность

ВЛО

 

Видовой состав птиц в различных биотопах

ВЛЗ

 

Изучение суточной активности птиц

ВЛ

 

Маршрутный учет и изучение экологии млекопитающих по следам

З

 

Изучение гнездовой жизни птиц-дуплогнездиков

ВЛ

 

Изучение взаимоотношений птиц на кормушке

ОЗ

 

Территориальное и кормовое поведение синичьих стай

ОЗ

 

День 2

 
 

Сравнение фауны водных беспозвоночных ручья и реки (пруда и реки)

Г

 

Оценка экологического состояния водоема методами биоиндикации

Г

 

Сукцессия стоячих водоемов

ЛО

 

Изучение перифитона и оценка сапробности водоемов

ВЛО

 

День 3

 
 

Оценка состояния среды методом лихеноиндикации

Г

 

Сравнение лесных фитоценозов на склонах северной и южной экспозиции.

ВЛО

 

Сравнение растительности пойменного и суходольного луга

ВЛ

 

Изменения в составе экосистемы хвойного леса в зависимости от положения в рельефе

ВЛО

 

Изучение экологии первоцветов

В

 

Зеленые растения под снегом

З

 

Оценка жизненного состояния подроста

Г

 

Комплексная оценка антропогенной нагрузки на местность

ВЛО

Оценка жизненного состояния леса по сосне

Г

Условные обозначения: В – весна; Л – лето; О – осень; З- зима; Г- в любое время года



Рубрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной деятельности школьников:

На нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также два других раздела, тоже посвященные исследовательской и проектной деятельности школьников. Это разделы Исследовательские работы и Публикации. Их отличие от текущего раздела в том, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ. Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и проектной деятельности.


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации




Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market

Загрузить приложения из AppStore / iTunes


Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]
Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2017