Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)





Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Проектная деятельность
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Ягоды и сочные плоды
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
  Карманные определители
  Цветные таблицы
  Компьютерные определители
  Энциклопедии природы
  Методические пособия
  Учебные фильмы
  Комплекты материалов
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале


Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации

Обложка журнала "Исследовательская работа школьников"Титульная страница журнала "Исследовательская работа школьников" Приведенная ниже работа была опубликована в журнале "Исследовательская работа школьников" Издательского дома "Народное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым в 2017 году.

Из огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведения, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

Для облегчения поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: Общие вопросы - теория, Общие вопросы - практика, География, Биология, Экология - теория, Экология - практика, Детские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


Проектная технология обучения на уроках химии как форма организации поисково-исследовательской деятельности учащихся

Сухарева Оксана Викторовна
учитель химии, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7» г. Саянск Иркутская область

В настоящее время любой метод и любую организационную форму обучения следует рассматривать с точки зрения их эффективности, реализации возможностей познавательной деятельности учащихся. Иначе говоря, все методы и организационные формы обучения должны быть активными по своей сути.

Сейчас учителя обращают внимание на нестандартные формы проведения уроков. Это, конечно, не значит, что другие традиционные методы и формы обучения отходят на второй план. Если рассматривать принципы, как руководство к совершено конкретной деятельности, обнаруживается, что их бесполезность – это плод нашего ленивого воображения. Свидетельством тому все тот же опыт учителей-новаторов, которые для обобщения своей деятельности, для более понятного ее представления прибегали к помощи принципов педагогики сотрудничества [9].

В общем виде эти принципы: отношения взаимопонимания с учениками; учения без принуждения; трудной цели; принцип опоры для ученика, в качестве которой может быть путеводная нить рассказа, правила, способа решения задачи; принцип оценки, как уважительного отношения не только к детскому знанию, но и незнанию, поощрения чувства долга и ответственности; принципы самоанализа, соответствующей формы, интеллектуального фона класса и личностного подхода.

Проектная технология – это такая групповая форма работы, участниками которой является весь класс. От учителя, ставящего перед собой задачу создать в классе учебное сообщество, требуется принципиальная смена педагогической позиции: с одной стороны не давать в готовом виде ни правил работы, ни образца результата, с другой – помогать детям выдвигать предложения, слышать мнения друг друга и учитывать разные точки зрения при построении собственного действия, т.е. - учебный проект это совместное «учитель – ученик» продумывание, распределение деятельности, оценки результатов на каждом этапе деятельности и конечная оценка результата (рефлексия). Учитель выступает в роли консультанта и участника проекта, таким образом, создается атмосфера сотрудничества. Создание в школе пробных пространств для формирования ключевых компетенций немыслимо без использования проектной деятельности, в том числе на уроке.

Вашему вниманию предлагаю опыт коллективной проектной деятельности на уроках химии в рамках курса органической химии в 10-м классе (тема: «Жиры»).

  • Данный проект охватывает тему «жиры» из раздела химии кислородсодержащие соединения.
  • Обучающиеся работают в группах (творческих лабораториях), что создает ситуацию успешности, учит учащихся деловому общению, которое ведет к активизации деятельности учащихся и развитию их личности.
  • Проектная работа по данной теме позволяет учащимся более глубоко усвоить свойства жиров, биологические функции жиров и превращения их в организме.
  • Проблемные вопросы темы развивают интерес к предмету, вырабатывается умение самостоятельного применения приобретенных знаний, развитие психических процессов учащихся: логического мышления, умение классифицировать и анализировать, обобщать, сравнивать, делать соответствующие выводы.
  • Данный проект позволит осуществить практическое применение теоретического материала, будет способствовать осуществлению межпредметных и курсовых связей, а также связи химической науки с жизнью.

Дидактические цели проекта

  • Формирование понятия липиды; изучить жиры: состав, классификацию, свойства, биологические функции и превращения в организме.
  • Формирование учащихся работать в группах.
  • Развитие у учащихся умения сравнивать, анализировать, обобщать; способствовать развитию волевых и эмоциональных качеств личности, а также коммуникабельности.
  • Воспитание экологической культуры здоровья, чувства ответственности за порученное дело, научного мировоззрения.

Методические задачи проекта

  • Научить учащихся самостоятельно обрабатывать полезную информацию полученную при работе с научно-популярной литературой или полученной в Интернете, пользоваться Power Point, Microsoft Word, Microsoft Publisher, подготовке слайдов и выступлению перед аудиторией.
  • Использовать полученные знания в повседневной жизни.
  • Формирование умений и навыков комплексного осмысления знаний в химии, помощь учащимся в подготовке к поступлению в Вузы.

Материалы учебного проекта

  • Визитная карточка
  • Методическая разработка проведения проекта
  • Критерии оценивания
  • *буклета

  • *презентации

  • 4. Примеры работ учащихся

  • * мультимедийная презентация

  • *буклет

  • * кроссворды

  • *Web- сайт

  • 5. Методические материалы

  • * план проведения проекта

  • *презентация проекта

  • 6. Дидактические материалы

  • *тест

  • *химический диктант

  • *кроссворд

  • 7. Грамоты группам

  • 8. Информационные ресурсы

Формы представления результатов и критерии оценивания

Создание творческих лабораторий ( по числу выбранных исследовательских тем)

*Группы по созданию презентаций

*Группы по созданию буклетов

Темы буклетов

  • Какие витамины содержат жиры?
  • Как понизить или повысить холестерин в крови?
  • Жир друг или враг? (две стороны одной медали)

*Критерии оценивания буклета

*Критерии оценивания презентации

*Доклад для научно – практической конференции

*Web –сайт проекты

Мы предлагаем вариант планирования учебного проекта, отражающий последовательность его этапов.

1 этап. Организационно-подготовительный.

Творческое название проекта «Биологическая функция жиров и превращение их в организме». Проект рассчитан на 7 уроков (однако, проект может быть также реализован в рамках внеклассной работы и домашнего задания).

  • Отработка вопросов по данной теме (вопросы предложены учителем)
  • Дифференциация учащихся на группы (творческие лаборатории).
  • Выбор группой ученика - лидера (консультанта).
  • Примерный список литературы, сайты Интернета.

2 этап. Поисково-исследовательский.

На данном этапе учитель с группами формулируют – основополагающий вопрос, который охватывал бы всю тему проекта – «Жиры».

Далее ставится цель усвоения учащимися следующих умений:

*познавательных (формулировать цели и задачи исследования, делать индуктивные умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы, собирать, систематизировать и анализировать полученные результаты, корректировка плана исследования);

*организационных (осуществлять самоконтроль);

*сотрудничества (оценивать промежуточные результаты совместной деятельности, планировать дальнейшую работу группы).

Проблемный вопрос проекта: « Я хочу найти ответ: жир - это польза или вред?

Проблемные вопросы для творческих групп:

  • Правда ли, что холестерин лучший друг жиров?
  • Зачем некоторым животным излишки жира?
  • Животные жиры или все-таки растительные?
  • Жиры - поставщики витаминов?!
  • Жиры в косметике.
  • Масло на каждый день или бутерброд с жемчугом.
  • Несколько слов в оправдание жиров.

3 этап. Экспертно-оценочный.

Данный этап в организации проектной исследовательской деятельности школьников заключается в оценке достигнутых результатов.

При этом формируются и закрепляются умения:

* познавательные: поиск и использование аналога, осуществление дедуктивных умозаключений и доказательств, корректное и исчерпывающее письменное оформление результатов;

* организационные: рациональное использование времени и средств деятельности;

* сотрудничества: взаимоконтроль, обсуждение и оценка результатов исследования, выработка рекомендаций.

На этом этапе группы учащихся под руководством консультанта и учителя формулируют выводы и рекомендации на основании полученных результатов, а затем все вместе анализируют их.

4 этап. Оценочный.

  • Презентация исследовательских работ
  • Анализ работы каждой группы учащихся
  • Оценка проделанной работы.

Ценность такого опыта применения данной формы деятельностного подхода в изучении учебной темы в том, что учитель имеет возможность организовать работу по формированию ключевых компетенций обучающихся:

  • предметные (усвоение темы);
  • учебные (умение находить необходимый материал в учебных и справочных изданиях, компилировать основной блок из большого массива информации);
  • информационно-технологические (использование Интернета и ПК);
  • коммуникативные компетенции и другие.

Работа над проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс в результативную созидательную работу.

Литература:

  1. Аранская, О.С., Бурая, И.В.Проектная деятельность школьников в процессе обучения химии [Текст]/ О.С. Аранская, И.В. Бурая.– М.:ИЦ «Вентана-Граф»,2005.–157 с.
  2. Беззубов, Л.П. Химия жиров [Текст]/ Л.П. Беззубов. – М., 1995.
  3. Васильцов, В.А. Технология жиров и жирозаменителей [Текст]/В.А. Васильцов. –М., 1982.
  4. Кедров, Б.М. О творчестве в науке и технике [Текст]/ Б.М. Кедров. – М.: Молодая гвардия, 1987.
  5. Мансуров, С.Е. , Кокуева, Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города: школьный практикум.9-11 кл. [Текст]/ С.Е. Мансуров, Г.Н. Кокуева.– М.: ГИЦ «ВЛАДОС», 2001. – 112 с.: ил.
  6. Обучение для будущего при поддержке Microsoft: учеб. пособие. – 4-е изд., испр. [Текст]. – М.: ИТД «Русская редакция», 2006. – 368 с.
  7. Общая органическая химия: энциклопедия. Т.4. [Текст].– М., 1983.
  8. Полат, Е.С.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]/ Е.С. Полат. – М.: Академия, 2005.
  9. Шустов С.Б., Шустова, Л.В. Химические основы экологии: учеб. пособие для учащихся шк., гимназий с углубл. изучением химии, биологии и экологии. [Текст]/ С.Б. Шустов, Л.В. Шустова. – М.: Просвещение, 1994. – 239 с.: ил.

Приложение 1

Критерии оценивания презентации

Оценка

Критерий

3

4

5

Содержание

Наличие следующих слайдов:

  • заголовка;
  • постановки гипотезы;
  • плана исследования;
  • хода исследования (5-8 слайдов)
  • вывода;
  • библиографического списка.

Обязательное наличие всех перечисленных слайдов, но ход исследования может составлять 3-4 слайда.

Обязательное наличие всех перечисленных слайдов.

Обязательное наличие всех перечисленных слайдов.

Доступная форма изложения

Язык предельно простой, без использования каких-либо специальных терминов или при чрезмерном употреблении сложных терминов

Язык простой, используются некоторые простые термины

Язык изложения доступный, употребляются некоторые объясняемые термины

Грамотность, лаконичность

Наличие неграмотно построенных предложений, чрезмерно сжатой информации или чрезмерно растянутых мыслей, наличие многократного использования одной и той же, но перефразированной мысли.

Наличие неграмотно построенных предложений, использование только информации по теме исследования в лаконичной форме.

Грамотно построенные предложения, использование только информации по теме исследования в лаконичной форме.

Логический порядок изложения

Плохая логическая связанность этапов изложения или полная не связанность.

При изложении материала в некоторых местах наблюдается плохая связанность между этапами изложения

В целом все этапы изложения связаны между собой.

Соответствие изложенных материалов и выводов теме исследования

Слабое соответствие материалов исследования теме исследования. Отсутствие или плохая связь поставленной гипотезы и проблемы с выводами по работе

Соответствие материалов исследования теме исследования. Слабая связь поставленной гипотезы и проблемы с выводами по работе

Соответствие материалов исследования теме исследования. Наличие прямой связи между поставленной гипотезой и выводами по работе

Наличие исследования

Отсутствие исследования

Слабое исследование

Наличие полного исследования

Дизайн, элементы творчества, оригинальность

Наличие оригинальных идей

Отсутствие

Возможно как присутствие, так и отсутствие

Возможно как присутствие, так и отсутствие

Интересное, необычное оформление текста и/ или результатов исследования

Отсутствие

Возможно как присутствие, так и отсутствие

Присутствие

Наличие шаблонов оформления, фона, выравнивания, списков таблиц, схем, графиков, диаграмм, рисунков.

Использование шаблона оформления и списков, отсутствие графиков, схем, диаграмм и рисунков.

Неоправданное использование множества различных стилей

Использование шаблона оформления и списков, присутствие некоторых графиков, схем, диаграмм и рисунков, чрезмерное их употребление. Единообразие в оформлении.

Использование шаблона оформления и списков, присутствие некоторых графиков, схем, диаграмм и рисунков. Единообразие в оформлении.

Наглядность, читаемость

Плохая читаемость и наглядность

Хорошая читаемость и плохая наглядность

Хорошая читаемость и наглядность

Выступление

 

Слабое выступление, не владение материалом, не четкость в изложении, не вызывает интереса.

Владение материалом, четкость изложения, понятность, не наглядность, не вызывает интереса

Хорошее владение материалом, четкость изложения, понятность, наглядность, вызывает интерес

Приложение 2

Критерии оценивания буклета

Оценка

Дизайн

Содержание

5

Работа выполнена творчески. В ней использованы 2 или более графических изображения.

  • Используется фактическая информация.
  • Идеи полностью описаны и раскрыты.
  • Работа включает в себя умозаключения, полученные на основе проведенных исследований.

4

Работа выполнена.
В ней использовано 1 графическое изображение.

  • Используется фактическая информация.
  • Идеи описаны почти полностью.
  • Работа включает в себя умозаключения, полученных на основе проведенных исследований

3

Работа включает 1 или более графических объектов

  • Информация – по большей части фактическая.
  • Идеи – описаны не полностью.
  • Умозаключения есть, но они не относятся к тематике публикации

2

Работа не завершена.

  • Информация не носит фактического характера.
  • Идеи носят фрагментарный характер.



Рубрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной деятельности школьников:

На нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также два других раздела, тоже посвященные исследовательской и проектной деятельности школьников. Это разделы Исследовательские работы и Публикации. Их отличие от текущего раздела в том, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ. Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и проектной деятельности.


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации




Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market

Загрузить приложения из AppStore / iTunes


Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]
Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2017