Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)





Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Проектная деятельность
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Ягоды и сочные плоды
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
  Карманные определители
  Цветные таблицы
  Компьютерные определители
  Энциклопедии природы
  Методические пособия
  Учебные фильмы
  Комплекты материалов
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале


Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации

Обложка журнала "Исследовательская работа школьников"Титульная страница журнала "Исследовательская работа школьников" Приведенная ниже работа была опубликована в журнале "Исследовательская работа школьников" Издательского дома "Народное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым в 2017 году.

Из огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведения, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

Для облегчения поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: Общие вопросы - теория, Общие вопросы - практика, География, Биология, Экология - теория, Экология - практика, Детские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


Исследовательская деятельность по краеведению – одна из форм работы с одарёнными детьми

Л. Н. Квасова
Дом детского и юношеского туризма и экскурсий города Киселёвска

 

В статье поднимаются актуальные вопросы исследовательской работы обучающихся в области краеведения, раскрывается система партнёрских взаимоотношениях между научным руководителем и автором работы. Большое внимание уделяется патриотическому воспитанию обучающихся средствами музейного краеведения на основе опыта работы школьного музея.

Неслучайно, что среди наиболее значимых проблем в работе учителя истории и обществознания, обозначенных на заседании Совета по проблемам исторического и обществоведческого образования при РАО, названа проблема психологической подготовленности к диалогу с учащимися, его ведения. Наличия стремления и умения изучать и понимать потребности современных школьников.

Стремительно меняющаяся жизнь с её возрастающими объемами информации и способами деятельности, парадоксальными изменениями спроса и предложения вызывает необходимость в людях, способных предугадывать характер новых задач и проблем, гибко реагировать на происходящее, проявляя незаурядную гибкость мышления, высокий уровень мотивации, высокий уровень креативности задачи. Все эти исследовательские качества, так необходимые людям для того, чтобы успешно развиваться в современном обществе, необходимы для формирования поколения, способного вырабатывать продукт мышления, быть конкурентноспособным, с высоким чувством патриотизма. Создание системы работы с одаренными детьми является одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», поэтому обеспечение условий для выявления и развития одаренных детей и реализация их потенциальных возможностей являются приоритетными социальными задачами современного общества.
Для этого нужны соответственные условия, позволяющие качественно улучшить работу по выявлению, поддержке и дополнительному развитию одаренных детей при сохранении высокого уровня универсального образования. Высокоинтеллектуальные, одаренные личности взращивает среда. Как же создать такие педагогические условия, при которых одаренные обучающиеся смогут наиболее полно раскрыть свои способности? Один из путей решения проблемы – включение школьников в самостоятельную исследовательскую деятельность.

Научно-исследовательская деятельность учащихся является одной из форм работы с одаренными детьми. Стремление исследовать окружающую действительность заложено в человеке на уровне инстинкта, а в современном обществе в условиях многократного увеличения информационного потока обрушивающегося на человека, исследовательский тип мышления становится, особенно, востребован. Поэтому ученические исследования в образовательном процессе рассматриваются как способ освоения действительности, как средство организации образовательной деятельности школьников.

Одаренный школьник должен получать дополнительный материал к традиционным курсам, большие возможности развития мышления, креативности, умений работать самостоятельно. Научно-исследовательская работа ведет к активному познанию мира и овладению профессиональными навыками. Развитие исследовательской компоненты у школьников является первым шагом в овладении ими методологии научного познания. Ученики, которые занимаются исследованиями, разрабатывают свои методы исследования, сопоставляют данные первоисточников, творчески анализируют свои исследования и делают выводы, т.е. ученики не являются пассивными реципиентами информации. Участие в этой деятельности дает возможность глубже разобраться в своих способностях и умениях.

Научное мировоззрение, формирующееся на основе такой деятельности, выступает как основа воспитания. Личностные качества, сформированные при занятиях исследовательской деятельностью, основанные на принципах объективности, честности, патриотизма, научной этики, потом переносятся на все остальные сферы деятельности личности, становятся характерными атрибутами его натуры.

Я определяю исследовательскую деятельность учащихся как творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется передача между ними культурных ценностей, результатом которой является формирование мировоззрения. Благодаря применению данной формы в организации образовательного процесса у школьника формируется внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним научной или жизненной проблеме с исследовательской, творческой позиции.
Все усилия по организации системы исследовательской деятельности юных краеведов направляю именно на эту задачу, а не на абстрактную подготовку ученика к взрослой жизни в науке, развитию у него тех или иных навыков, получению определенных специальных знаний. Не умаляя значения накопления багажа знаний, я считаю, что они могут выступать только желательным следствием при успешном решении первой задачи – искренней заинтересованности в собственной исследовательской деятельности. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности по краеведению.
Но самое главное то, что от исследовательской деятельности ребята получают творческий импульс, желание расширять и умение радоваться постоянному расширению собственных горизонтов. Это качество развивается подчас непросто, но, возникнув, способно увлекать желанием все время действовать.

Применительно к обучению интеллектуально одаренных обучающихся ведущими и основными являются методы творческого характера: проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой #9; работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных обучающихся.

Чтобы обучение одаренных школьников наиболее отражало их потребности, оно должно сочетаться с системой дополнительного образования, где могут применяться следующие формы работы с одаренными детьми:

*индивидуальное обучение или обучение в малых группах по программам творческого развития в определенной области;

*работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества;

*очно-заочные школы;

*каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории;

*творческие конкурсы, фестивали, олимпиады;

*конференции и конкурсы учебно-исследовательских работ обучающихся.

Я занимаюсь с одаренными школьниками по разработанной мною дополнительной образовательной программе «Искатель», которую я реализую в учебной группе на базе Дома детского и юношеского туризма, экскурсий города Киселёвска. В ходе нашей поисково-исследовательской деятельности мы работаем в архивах, записываем воспоминания наших замечательных земляков, их родственников и сослуживцев. Важное значение придается пропаганде собранных краеведческих материалов. На протяжении пяти последних лет мои ученики становятся победителями городской конференции учебно-исследовательских работ обучающихся по краеведению «Люби, знай и помни», областной туристско-краеведческой конференция «Живи, Кузнецкая земля!», дипломантами финала Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество».

Общаясь с руководителем, ребята обучаются языку, стилю поведения, принятом в научном (да и любом интеллектуальном) сообществе. Они знают «взрослую» жизнь не только по школе, а побывав на НПК городского, областного и всероссийского уровня, они становятся кумиром ребят, которые рады видеть в них свой идеал. Поэтому, потом им гораздо легче войти, быть признанными «своими» и в коллективе вуза, да и в большинстве таких сообществ. И, наверное, главное, что волнует в юношеском возрасте – потребность в общении, познании себя и своих возможностей через общение, с успехом удовлетворяется в тех индивидуализированных формах, которые так просто организовать при исследованиях (это экспедиции, походы, встречи, конференции и т.д.). Но при этом приобретается навык содержательного общения, когда общаться информативно – «хорошо», «престижно». Замечу, что указанные факторы, по-видимому, значимые для школьников, позволяют мне использовать их как действенное средство повышения учебной активности одаренных ребят.
Подводя итоги, хотелось бы отметить те позитивные результаты, которые возникают у ребят занимающихся исследовательской деятельностью в НОУ «Эврика» нашего лицея.
Во-первых, это развитие устной и письменной речи, ораторских и творческих способностей, коммуникативных умений, столь необходимых для представления собственных результатов исследовательской деятельности.
Во-вторых, у детей развивается интеллект, это позволяет интегрировать знания из различных областей знаний при формулировании выводов, а также самостоятельность при выборе решений проблемных ситуаций.
И, в-третьих, если говорить, в общем, то это способствует воспитанию у детей культуры умственного труда. Результативность любой деятельности, в том числе и исследовательской не всегда можно оценить «здесь и сейчас». Но, то, что такая форма внеурочной деятельности многим выпускникам помогла в их дальнейшем самоопределении и выборе профессии я просто уверена. И именно поэтому для меня, как педагога, очень важна не только результативность в виде полученных оценок на экзаменах, грамот и дипломов различного уровня, но и внутренние изменения ребёнка, которые будут способствовать преобразованию его эмоционально-волевой сферы и помогать ему в дальнейшем обучении. А всякий раз услышанное при встрече с выпускниками: «Спасибо, за то, что научили преодолевать трудности и верить в себя» – согревает душу больше любого диплома.

Таким образом, в статье были рассмотрены методы и формы, применяемые учителем во внеурочной деятельности в целях развития исследовательской деятельности обучающихся по краеведению. Создание таких условий обеспечивает эффективность работы с одаренными детьми. Результаты, которые показывают обучающиеся, получают высокую оценку на конференциях учебно-исследовательских работ.

Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования в России, поскольку от ее решения в итоге зависит интеллектуальный и экономический потенциал государства.

Литература

1.Гришакина, О. П. Учитель и одаренные дети. Мастер-класс. /О.П. Гришакина //Приложение к журналу «Методист» Мастер-класс. – 2009. - № 1. – С. 2-11.

2. Козленко, С.И. Учитель истории и обществознания: проблемы подготовки и повышения квалификации / С.И. Козленко //Преподавание истории и обществознания школе. – 2011.-№ 8. – С.26-38.

3.Нуркешов, Т. С. Креативность – условие позитивной социализации интеллектуально одаренных детей /Т. С. Нуркешов // Одаренный ребенок. – 2010. - № 6. С. 78-84.

4.О развитии учебно-исследовательской деятельности учащихся в системе дополнительного образования: Решение коллегии Министерства образования Российской Федерации от 10 января 1996 г. № 1/1 // Вестник образования.- 1996.- № 5.

5.Озеров А.Г. Историко-этнографические исследования учащихся. Учебно-методическое издание. - М.: ФЦДЮТиК, 2007.

6. Петров Ю.А. Культура мышления: Методологические проблемы научно-педагогической работы. — М.: Издательство М27., 1990.

7.Подготовка исследовательских работ по краеведению обучающимися в рамках Всероссийского туристско-краеведческого движения «Отечество»: Методические рекомендации. – Тамбов. ТОИПКРО, 2008.

8.Салмакова, А. И. Педагогические условия развития исследовательской деятельности по истории /А.И. Салмакова // Одаренный ребенок. – 2010. - № 6. С.128-132.

9.Шумакова Н.Б.Обучение и развитие одаренных детей.- М.: Издательство Московского психолого-социального института; Москва-Воронеж: Издательство НПО «МОЭК», 2004.



Рубрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной деятельности школьников:

На нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также два других раздела, тоже посвященные исследовательской и проектной деятельности школьников. Это разделы Исследовательские работы и Публикации. Их отличие от текущего раздела в том, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ. Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и проектной деятельности.


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации




Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market

Загрузить приложения из AppStore / iTunes


Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]
Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2017