Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)





Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Проектная деятельность
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Ягоды и сочные плоды
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
  Карманные определители
  Цветные таблицы
  Компьютерные определители
  Энциклопедии природы
  Методические пособия
  Учебные фильмы
  Комплекты материалов
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале


Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>



Яндекс.Метрика



[ sp ] : ml об : { lf }


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации

Обложка журнала "Исследовательская работа школьников"Титульная страница журнала "Исследовательская работа школьников" Приведенная ниже работа была опубликована в журнале "Исследовательская работа школьников" Издательского дома "Народное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым в 2017 году.

Из огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведения, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

Для облегчения поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: Общие вопросы - теория, Общие вопросы - практика, География, Биология, Экология - теория, Экология - практика, Детские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


От редакции: В этом номере нашего журнала мы продолжаем публикацию серии методических материалов, излагающих многолетний опыт (с 1994 года) экологического центра «Экосистема» из Подмосковья (www.ecosystema.ru) по организации полевых экологических практикумов для школьников 5-10 классов.

В предыдущих номерах были опубликованы главы из книги директора Центра, кандидата биологических наук Александра Сергеевича Боголюбова «Учебная и исследовательская деятельность школьников в природе, или Как организовать полевой экологический практикум». В них автор обсуждал особенности «натуралистического» подхода в экологическом образовании детей, цели и задачи программы организации полевых практикумов для школьников, общую структуру и тематическое планирование полевого практикума в рамках начальной программы обучения «Экологический ликбез». В последнем номере были описаны методы организации и общая структура первого полевого практикума по физической географии.

В этом номере мы публикуем следующие несколько глав книги о проведении практических занятий по изучению геологических отложений, минералов и горных пород, а также рельефа, почв и водоемов.

Очень надеемся, что данная серия публикаций привлечет внимание педагогической общественности к этой нестандартной, но чрезвычайно интересной и действенной форме внеклассной работы.

 

Полевые практикумы по изучению различных компонентов ландшафта

Боголюбов Александр Сергеевич
кандидат биологических наук, директор полевого экологического Центра «Экосистема»

Как было указано в предыдущих главах, занятия в рамках программы «Экологический ликбез» проводятся в отдельности по каждому из четырех предметов – ландшафтоведению, ботанике, зоологии и водной экологии. На каждый из этих предметов отводится по одному дню в разные сезоны года – «снежный» (декабрь-март) и «бесснежный» (апрель-ноябрь).

В предыдущей главе мы обсудили особенности организации и содержание первого полевого практикума по ландшафтоведению, включая вводное теоретическое занятие (лекцию) по компонентам ландшафта, а также первые практические занятия с картой и компасом, ориентирование в лесу и обзорную экскурсию с показом рельефа, почв или снегового покрова.

На последующих практикумах основное внимание по предмету ландшафтоведение уделяется таким компонентам ландшафта, как геологические отложения, минералы и горные породы, рельеф, почвы и водные объекты. Если первый полевой практикум пришелся на «бесснежный» сезон года, то на одном из них изучается еще и снеговой покров (описание занятия по изучению снегового покрова изложено в предыдущей главе).

Ниже приводятся описания тематических практикумов – по каждому изучаемому компоненту ландшафта в отдельности.

Практикум по изучению геологических обнажений, минералов и горных пород

Лекция

На вводной лекции по данной теме рассказ о геологической основе и горных породах данной местности следует начать с классификации горных пород по происхождению и основных видах минералов и горных пород. Далее надо кратко познакомить школьников с различными условиями осадконакопления в разные геологические эпохи. Особое внимание стоит уделить периодам оледенения и формированию гляциальных и флювиогляциальных отложений (при наличии последних на изучаемой территории).

Полевое занятие

Практическая работа по изучению горных пород подразумевает описание геологического обнажения по стандартной методике, а также обсуждение истории образования слоев горных пород и процессов, приведших к этому. Для равнинных территорий это, в основном, выветривание, деятельность ледников и талых ледниковых вод, а также рек.

Подведя детей к имеющемуся в окрестностях школы/учебного центра обнажению, следует начать с обсуждения причин его образования, затем рассказать об исторических геологических процессах, в результате которых образовались слои горных пород, указать по возможности признаки, доказывающие эти процессы.

После этого можно приступать к описанию обнажения, предварительно объяснив методику выполнения данной работы.

Подробно процедура подготовки и описания геологического обнажения приведена в разделе «Эколог-исследователь» («Осенний сезон», занятие №2 «Описание и анализ геологического обнажения»), по этой теме снят также учебный фильм, поэтому здесь приведем лишь основные правила и общую схему проведения данной работы.

Как было указано выше, идеальным местом для проведения данного занятия является естественное обнажение на берегу реки или оврага. Можно также воспользоваться стенкой карьера, если он имеется поблизости от места проведения практикума.

Перед началом описания имеющуюся стенку надо зачистить лопатой, чтобы она была ровной на ширину примерно 1 метр и на всю высоту обнажения (желательно не менее 2-3 метров).

При зачистке обнажения желательно обращать внимание на то, как копается грунт: на какой глубине труднее, на какой легче, где он влажный, а где рассыпчатый. Все это дает представление о физических свойствах и потом поможет при описании каждого из слоев.

После зачистки стенки к верхней части обнажения гвоздем или камнем прикрепляют измерительную ленту таким образом, чтобы ноль шкалы совпадал с верхним краем обнажения.

В начале описания обнажения в полевых дневниках или тетрадях указывают дату и место проведения описания - административное и местное положение, т.е. положение относительно каких-либо заметных ориентиров.

До начала описания отдельных горизонтов необходимо отметить кратко следующие общие особенности разреза:

1) тип обнажения (обрыв, эрозионная промоина, стенка карьера, выкопанный шурф и т.д.) и его происхождение;

2) положение в рельефе (склон или поверхность поймы, склоны или поверхности надпойменных террас);

3) размер обнажения (протяженность и высота);

4) высота верхней кромки обнажения над уровнем водоема (если имеется);

5) порядок описания слоев в обнажении (снизу вверх или сверху вниз, последнее предпочтительнее).

Общая схема описания геологического обнажения.

Прежде всего в обнажении выявляют (выделяют, подсчитывают) отдельные слои горных пород. Друг от друга их отличают, в основном, по комплексу признаков - цвету, составу пород, механическому составу, текстуре, крепости, наличию включений и другим менее значимым признакам. После выделения и подсчета всех слоев необходимо сделать схематическую зарисовку обнажения, соблюдая масштаб, форму и характер перехода слоев.

Описание каждого слоя лучше проводить, придерживаясь каждый раз одной и той же стандартной схемы. При этом описание слоя должно выглядеть как одно предложение с соблюдением всех правил склонения и спряжения.

Описание каждого из слоев ведут по следующему плану, состоящему из 12 пунктов (признаков):

1) глубина верхней и нижней границ слоя (расстояние от верхней кромки обнажения в сантиметрах),

2) название породы, составляющей данный слой,

3) главный отличительный (характерный) признак,

4) цвет,

5) крепость,

6) механический состав,

7) текстура,

8) состав горных пород,

9) органические включения,

10) неорганические включения,

11) вторичные изменения,

12) характер границы с нижележащим слоем.

По такому плану описывают все слои, имеющиеся в геологическом обнажении.

При работе с группой в 10 человек, детей можно разделить на бригады (по 2-3 человека) и каждой бригаде дать свой участок обнажения, например, - в верхней, средней и нижней частях, а если обнажение невысокое – на его разных участках.

Каждая бригада зарисовывает свой участок обнажения и самостоятельно проводит описание слоев в рабочей тетради (одной на бригаду).

Заключительным этапом полевой работы по изучению геологического обнажения является отбор проб горных пород и минералов из обнажения для последующей работы с ними в лаборатории. Размеры образцов должны быть небольшими (от 5 до 10 см). Каждый образец заворачивают в лист бумаги, а сыпучие горные породы (глину, песок, гравий и т.д.) – в самодельный бумажный конверт. На бумаге (конверте) заранее пишут место отбора пробы – название (номер, или местоположение) обнажения, а также слой, из которого взят образец (номер, или название).

Помимо образцов, собранных непосредственно из геологического обнажения, во время утренней экскурсии желательно собрать образцы горных пород и минералов и из других возможных мест – почвенных разрезов (если они имеются), из русла ручья, с берега реки, из карьера и т.д. Дополнительные образцы позволят составить более полное представление о разнообразии геологического фундамента изучаемой местности и будут основой для создания наглядной коллекции (если ее еще нет).

Лабораторное (камеральное) занятие

По возвращении на базу (после обеда) приступают к обработке полученных данных и составлению отчета.

Прежде всего в лабораторных условиях занимаются определением горных пород и минералов, собранных на экскурсии. Для проведения этой работы понадобятся определители и специальное оборудование.

Определив взятые из обнажения и собранные в других местах горные породы и минералы приступают к оформлению отчета. Форма отчета зависит от способа полевой работы: если разные бригады описывали одно большое обнажение (его разные части), то отчет оформляется один на всех – каждая бригада чертит свой отрезок обнажения. Если бригады работали порознь – каждая из них делает свой собственный отчет.

Отчет должен состоять из двух частей – наглядная схема изученного геологического обнажения и текстовые описания отдельных слоев. Схему вычерчивают на белом листе А4 простым и цветными карандашами, текст пишут ручкой от руки – на отдельном листе или на обороте. Слои на схеме должны быть нанесены в масштабе, раскрашены в естественные цвета, каждому слою должен быть присвоен номер.

Результаты определения горных пород и минералов включают в текстовую часть отчета, а также как самостоятельный список (перечень) примерно под таким названием: «Горные породы и минералы окрестностей проведения практикума».

 

Практикум по изучению рельефа

При изучении рельефа учащиеся должны познакомиться с наиболее типичными для данной территории формами рельефа, а также научиться самостоятельно описывать и измерять наиболее типичную и широко встречающуюся форму рельефа – речную долину.

Лекция

При рассказе о рельефе на вводной лекции необходимо познакомить учащихся с основными рельефообразующими процессами: геологической деятельностью ледников, поверхностных вод, последствиями тектоническими явлений, антропогенным воздействием.

Следует назвать основные формы рельефа, встречающиеся на окружающей территории. В равнинной местности это, обычно, речные долины, включающие надпойменные террасы (одну или несколько), пойму (притеррасную и центральную части), прирусловой вал, старицы. К этому можно добавить овраги (балки, лощины) включающие склоны и дно, а также холмы, включающие подошву, склоны и вершину.

Следует перечислить их и кратко охарактеризовать, обязательно дополнив рассказ схемой их строения и образования.

Еще раз факторы возникновения и особенности развития доводятся до сведения учащихся и обсуждаются непосредственно на экскурсии.

Полевое занятие

Как уже говорилось выше, наиболее удобным для данной экскурсии является маршрут, проходящий по долине небольшой реки.

При ее наличии знакомство с элементами речной долины продолжается непосредственно при его прохождении. С учебной группой необходимо сделать остановки на надпойменной террасе, пойме и рядом с руслом реки; выделить и показать эти части речной долины, а также еще раз рассказать учащимся об образовании каждой из них.

Во время рассказа о надпойменных террасах надо объяснить, почему нумерация террас производится от русла реки и почему чем дальше от русла реки находится терраса, тем она старше по возрасту. А также, почему склон первой надпойменной террасы всегда будет более крутой, чем склоны более древних надпойменных террас.

При изучении поймы необходимо выделить и показать её элементы: притеррасную пойму, центральную пойму, прирусловой вал. Следует обратить внимание учащихся на то, что центральная пойма отличается наибольшим увлажнением и нередко заболочена, однако обладает плодородными почвами и издавна используется человеком в качестве сельскохозяйственных угодий для выращивания овощей и кормовых трав для скота. Можно напомнить учащимся или предложить вспомнить им самим, что на Руси поймы часто называли просто заливными лугами, а одними из первых использовать поймы для выращивания сельскохозяйственных культур стали жители древнего Египта и Месопотамии. Школьникам необходимо также объяснить, почему пойменные почвы обладают повышенным плодородием.

С учащимися надо записать определение понятия "пойма", а также "паводок" и "половодье" и обязательно объяснить различия между двумя последними процессами (напомним, что паводок – это разлив реки в результате нерегулярных сбросов воды, например после дождя, а половодье – регулярное затопление в результате весеннего снеготаяния).

При изучении линейных, отрицательных форм рельефа, созданных деятельностью временных водных потоков – оврагов и балок необходимо вначале записать определение понятия "овраг" и рассказать о 4-х стадиях развития оврага, отметив основные признаки каждой из них. Затем обсудить и выяснить вместе с учащимися, на какой стадии развития находится данный овраг, и по каким признакам это можно определить.

Хорошо если на маршруте экскурсии можно будет наблюдать овраги, находящиеся на разных стадиях развития, в этом случае школьникам будет легче запомнить различия между ними, а преподавателю проверить степень усвоения данного материала. При изучении оврагов учащимся необходимо рассказать общие факторы возникновения оврагов, а именно: наличие легко разрушаемых горных пород, слаборазвитый растительный покров, перевыпас скота, хозяйственная деятельность человека.

Следует помнить, что некоторые балки (старые, заросшие овраги со сглаженными склонами) – результат гляциальных и флювиогляциальных процессов и образовались в период оледенения или при таянии ледника. Также значительную роль в образовании и развитии оврагов играет режим выпадения осадков. При изучении конкретного оврага необходимо обсудить со школьниками, что именно привело к образованию оврага на данной территории.

Как правило, в молодых оврагах можно наблюдать геологические обнажения, что позволяет на одном и том же месте заниматься изучением и описанием сразу 2-х компонентов природного комплекса – геологического фундамента и рельефа, а при наличии в овраге ручья - еще и водоемов. Такое сочетание компонентов позволит не только изучить и описать каждый компонент в отдельности, но и выявить и проследить взаимодействие между ними.

Изучение рельефа на данном полевом практикуме следует продолжить проведением практической работы по построению профиля с помощью школьных нивелиров.

Подробно, процедура вертикальной съемки местности с помощью нивелиров приведена в разделе «Эколог-исследователь» («Осенний сезон», занятие №3 «Построение профиля склона речной долины»), по этой теме снят также учебный фильм, поэтому здесь приведем лишь основные правила и общую схему проведения данной практической работы.

Оптимальным для проведения данной практической работы является участок долины небольшой реки или ручья с перепадом высот от уреза воды до верхней точки рельефа в пределах 5-15 метров. Важно, чтобы расстояние между этими крайними точками было не очень большим – в пределах от 100 до 300 метров.

Для проведения работы потребуется школьный нивелир – простейший прибор для определения превышения одной точки местности над другой, т.е для проведении простейшей вертикальной съемки местности (см. рисунок).

Нивелир легко изготовить самостоятельно. Он представляет собой две Т-образно скрепленных рейки высотой ровно 1 метр. Горизонтальная рейка (визир) имеет длину 20-30 см и соединена с вертикальной строго перпендикулярно. Соединение реек должно быть максимально жестким, чтобы при длительном пользовании перпендикулярность угла не нарушилась. Для этого рейки можно скрепить по бокам двумя фанерными или пластиковыми треугольниками. Перпендикулярность прикрепления реек должна быть очень строго выверена по угольнику.

Высота нивелира от верхней плоскости горизонтальной рейки до основания вертикальной должна быть ровно 1 метр. Поэтому вертикальную рейку для изготовления нивелира нужно заранее взять немного длиннее, а окончательно измерить длину и отрезать нижний край можно только после окончательного скрепления реек.

В точке соединения реек вбивается маленький гвоздик и к нему на ниточке подвешивается грузик (например - гайка), выполняющий функцию отвеса. По положению отвеса при работе надо будет судить о вертикальности положения нивелира.

Вертикальная (метровая) рейка размечается перманентным фломастером на отрезки по 5 см сверху вниз, т.е. верхняя плоскость горизонтальной рейки принимается за нулевую отметку, а нижний край вертикальной рейки – за 100 см.

Для облегчения визирования, в верхнюю поверхность горизонтальной рейки по ее краям вбивают два гвоздика (без шляпок) – «мушки» для «прицеливания». Можно, однако, обойтись и без них.

Для удобства выполнения данного учебного задания желательно заготовить 2 одинаковых нивелира.

Для выполнения данной работы желательно выбрать не просто склон (холма, горы), а именно склон долины водотока, включающий в себя в идеале такие стандартные части долины, как: русло реки (ручья), прирусловой вал, высокая пойма, низкая пойма (например, заросшая старица реки), склон надпойменной террасы, терраса (одна или несколько), водораздельный склон, водораздел. Это идеальная картина ландшафтного участка, к которой следует стремиться при выборе места исследования.

Идеально, если линия профиля будет прямой на всем ее протяжении – от подножия до верхней точки, и просматриваемой. Обычно, нивелирование не сотавляет большого труда на открытой местности, но густая древесно-кустарниковая растительность в лесу существенно затрудняет работу. Если на участке предполагаемого исследования есть просека, дорога или тропа – лучше воспользоваться ею, даже если она немного изгибается. Небольшим изгибом линии профиля при выполнении данной работы можно будет пренебречь. Если предполагается многократное использование профиля в последующем (например в учебных целях для разных групп учащихся), то линию профиля лучше расчистить заренее - убрать валежник, обломать закрывающие обзор ветви и т.п.

Технология проведения нивелирной съемки схематично показана на нижеследующем рисунке:

Работа начинается с установки одного из нивелиров в нижней части склона (участок А на схеме вверху), например у уреза воды (реки или ручья), так, чтобы горизонтальная планка была направлена одним из своих концов в сторону, куда уходит линия профиля.

Наиболее удобно проводить нивелирование группой из трех человек.

Работу с первым нивелиром ведут два человека. Один учащийся держит нивелир и глядя на отвес устанавливает его строго вертикально (нитка с грузиком должна висеть строго параллельно рейке). Другой учащийся («стрелок») не трогая нивелира руками (можно только слегка повернуть его, так, чтобы верхняя планка «смотрела» по линии профиля), прицеливается по верхней плоскости горизонтальной планки (или по мушкам, если они сделаны).

«Стрелок» руководит третьим участником, который, держа в руках второй нивелир, устанавливает его в точке падения визирного луча (туда, куда падает взгляд «стрелка»). В точку визирования ставят основание второго нивелира (за неимением второго нивелира можно воткнуть туда колышек или просто ветку). Эта будет вторая точка, на метр по высоте превышающая первую.

После этого, не сдвигая нивелиров, двое других учащихся замеряют рулеткой расстояние между нижней и верхней точками (между двумя нивелирами). Наиболее точно – между верхом первого (нижнего) нивелира и основанием второго (верхнего)(см. рисунок). Но при этом лента должна быть туго натянута, а нивелиры нельзя наклонять.

Мерить расстояние таким способом оптимально, если оно небольшое (5-10 метров), а если 1 и 2 точки далеко – можно померить расстояние между основаниями нивелиров, положив ленту рулетки на землю, а неточностью такого измерения пренебречь.

После измерения расстояния между нижней и верхней точками нижний нивелир переносят в верхнюю точку и повторяют процедуру выше по склону, последовательно измеряя расстояния между точками.

Так проводится нивелирование в ситуации, если склон достаточно крут, и расстояние между 1 и 2 точками не превышает 30-50 метров (идеально – метров 10-20)(нижняя часть склона участок А на схеме).

Если склон очень пологий и расстояния между точками с превышением в 1 метр велики (более 50 метров) поступают другим образом. Первый нивелир ставят также в нижней точке, затем рулеткой отмеряют от него определенное расстояние, например 20 метров. В это точку ставят второй нивелир, а по нижнему смотрят, на какое деление его рейки падает визирная линия (естественно следя за его вертикальностью). Этот способ изображен на участке В на той же схеме (в верхней части склона). На данную величину (в сантиметрах) точка 2 превышает по высоте первую.

Каким бы способом ни пользовались, данные измерений записывают в рабочую таблицу.

В первом случае, каждая последующая точка будет выше предыдущей на 1 метр, и напротив точки записывают расстояние от предыдущей (в метрах). Во втором случае, каждая последующая дальше предыдущей на N метров (в нашем примере на 20 метров), и напротив этой точки записывают ее превышение (в сантиметрах). Т.е. наоборот.

При непостоянных уклонах в разных частях профиля эти два способа измерений комбинируют: на крутых участках пользуются первым, на пологих – вторым. Это не имеет никакого значения, главное – не запутаться с записями и нумерацией точек при переходе от одного способа к другому.

Так, последовательно, переставляя нивелиры, идут вверх по склону, от самого низа до самого верха, постоянно измеряя расстояния (или превышения) и записывая данные в таблицу.

Обычно, на нивелирование склона длиной метров 300 и высотой метров 15 уходит 1,5-2 часа.

Желательно, чтобы все участники учебной группы (если их больше 5-6 человек) потренировались в проведении нивелирной съемки и побывали во всех ролях (держащего нивелир, «стреляющего», ставящего верхний нивелир, работающего с рулеткой).

Лабораторное (камеральное) занятие

Во второй половине дня приступают к камеральной обработке материалов, полученных на практическом занятии.

Прежде всего, в лабораторных условиях на основании данных рабочей таблицы строится профиль измеренного склона. Удобнее делать это на миллиметровой или любой клетчатой бумаге.

В нижней части листа проводят горизонтальную линию, обозначающую условную «горизонтальную плоскость». Это может быть линия поверхности воды в водоеме или просто точка отсчета.

Всю длину этой линии принимают за общую длину линии профиля и исходя из этого определяют горизонтальный масштаб. Например, при длине профиля в 300 метров и длине линии 30 см (на листе бумаги, предположим, шириной 40 см) – масштаб будет 1:1000 (в 1 см – 10 метров).

Слева на листе перпендикулярно чертят вертикальную линию и выбирают вертикальный масштаб. Его выбирают произвольно, чтобы профиль хорошо («красиво») смотрелся – чтобы были четко видны перепады высот на ключевых участках рельефа. В нашем примере, при высоте профиля в 15 метров вполне подойдет масштаб 1: 100 (в 1 см – 1 метр). Таким образом линия нашего профиля «уложится» в прямоугольник размером 30 х 15 см, т.е будет хорошо смотреться на листе бумаги А4.

Затем, следуя записям рабочей таблицы, вносят в поле между осями последовательно точку за точкой, отмеряя в масштабе ее вертикальные и горизонтальные координаты, и подписывая номера точек.

Затем точки соединяют плавной линией. Это и есть искомая линия профиля.

На первом занятии по изучению рельефа не следует добиваться от детей чрезмерной аккуратности и соблюдения стандартных правил (заголовки, рамки, условные обозначения, подписи, даты и т.д.) – на все это в первый раз просто нет времени. Достаточно убедиться, что дети осознали возможность самостоятельного построения вертикального профиля местности по результатам собственных «примитивных» измерений.

 

Практикум по изучению почв

Лекция

На вводной лекции по данной теме необходимо дать определение почвы, рассказать об условиях почвообразования и обсудить основные почвообразовательные процессы, характерные для данной территории, а также диагностические признаки, используемые при описании почвы. В дальнейшем это позволит учащимся более осмысленно подойти к изучению различных типов почв.

Полевое занятие

После вводной лекции следует перейти к практическому изучению и описанию почв.

Подробно, процедура подготовки и описания почвенного разреза приведена в разделе «Эколог-исследователь» («Осенний сезон», занятие №4 «Подготовка и описание почвенного разреза»), по этой теме снят также учебный фильм, поэтому здесь приведем лишь основные правила и схему проведения данной работы.

При проведении данного учебного занятия рациональнее использовать готовый (ранее вырытый) почвенный разрез – чтобы не тратить время на его подготовку. За неимением готового разреза копается «почвенная полуяма» (глубина 70-100 см).

Прежде чем приступать к описанию разреза следует обсудить со школьниками условия почвообразования: влияние климата, рельефа, растительности. После этого - основные почвообразовательные процессы: дерновый, подзолообразование, торфообразование, глеевой. Затем, исходя из условий данной местности – предположить, а в ходе дальнейшего изучения подтвердить или опровергнуть, наличие того или иного процесса в данной месте и в итоге сделать вывод о возможности формирования тех или иных почвенных горизонтов.

В качестве примера приведем объяснение процессов почвообразования в еловом лесу, растущем на возвышенности.

Находясь в таком лесу, можно предположить, что влияние грунтовых вод будет минимально, а влага, поступающая с атмосферными осадками, будет стекать в понижения. Таким образом, становится практически невозможным создание условий постоянного избыточного увлажнения, что в свою очередь исключает наличие глеевого и торфообразовательного процессов.

Однако, при достаточном или избыточном количестве атмосферных осадков и наличии хвойной растительности создаются благоприятные условия для развития подзолообразовательного процесса и как следствие - возникновения подзолистого горизонта. При этом нисходящий ток воды, характерный для промывного режима почв, увлекает за собой растворенные химические соединения и коллоидные частицы – глину, что приводит к формированию ниже по профилю элювиального горизонта.

Затемнение, возникающее из-за большой сомкнутости крон, и повышенная кислотность почвы отрицательно сказываются на формировании травянистой растительности – основного источника перегноя в почве. Опавшая хвоя формирует на поверхности почвы медленно разлагающийся горизонт – лесную подстилку.

Совокупность этих факторов приводит к тому, что данном типе почв формируется незначительный по мощности гумусовый горизонт. Этим же объясняется отсутствие в почвенном профиле дернового горизонта. Таким образом, наличие дернового и подзолистого процессов позволяет диагностировать данную почву как дерново-подзолистую.

Такое объяснение должно сопровождаться показом и описанием соответствующего почвенного разреза.

Общая схема проведения описания почвенного разреза

Методика описания почвенного профиля приведена в разделе «Эколог-исследователь» («Осенний сезон», занятие №4 «Подготовка и описание почвенного разреза»), по этой теме также снят учебный фильм (см. www.ecosystema.ru), поэтому здесь приведем лишь общий план проведения описания.

Описывать почвенный разрез удобнее всего с использованием заранее заготовленных бланков – на каждого ученика (образец бланка описания почвенного разреза см. там же).

Перед началом описания заполняют шапку бланка: дату, административное и местное положение разреза, его положение в рельефе (ровное место, склон холма или оврага и т.п.), тип окружающей растительности (название растительного сообщества, под которым изучается почва). Желательно описать растительность поподробнее, особенно ту ее часть, которая определяет внешний облик сообщества (в лесу, например - древесно-кустарниковую). Для этого можно использовать стандартную схему описания растительного сообщества, приведенную в учебном задании №8 «Комплексные исследования на ландшафтном профиле». Записи можно сделать на оборотной стороне почвенного бланка или использовать стандартный бланк геоботанического описания.

Далее приступают к описанию морфологических признаков вскрытой разрезом почвы. К главным морфологическим признакам почвы, подлежащим описанию в полевых условиях, относят: строение почвы (выявление генетических горизонтов), мощность почвы и отдельных ее горизонтов, окраска, влажность, механический состав, структура, сложение, новообразования и включения.

Начинают с внимательного рассматривания свежезачищенной стенки и выявления генетических горизонтов (об их типологии см. ниже). На этой же стенке на одной трети ее ширины для большей наглядности ножом слегка прочерчивают границы горизонтов.

Для облегчения определения структуры почвы и новообразований, а также для определения плотности различных горизонтов на второй трети передней стенки производят ее «препарирование». Для этого широким ножом «ковыряют» почву, начиная с верхних горизонтов вниз шириной около 10 см.

Третью треть передней стенки оставляют нетронутой, т.е. свежезачищенной.

Перед началом описаний (можно и в конце) для целей оформления итоговых результатов желательно сделать цветные фотографии разреза: общий вид и вид передней стенки в полную длину по вертикали (если разрез глубокий - делают несколько последовательных снимков сверху вниз).

Далее начинают заполнять таблицу бланка, в которую помещают сведения об описываемых горизонтах почвы.

В левой колонке таблицы чертят схему почвенного профиля, т.е. наносят границы горизонтов. Не обязательно делать это в масштабе, т.к. некоторые горизонты могут быть очень тонкими и не будут видны на схеме, а некоторые - наоборот, очень широкими и не уместятся на рисунке). В средней колонке таблицы, напротив каждого из обозначенных горизонтов приводят их индексы и мощность, а в самой правой, широкой колонке - словесные описания морфологических признаков.

Словесные описания ведут для каждого горизонта в строку через точку с запятой в определенном порядке: цвет горизонта; влажность; механический состав; структура; сложение; новообразования; включения. Завершают словесное описание горизонта указанием характера перехода и формы границы к нижележащему горизонту.

Подробности описания отдельных почвенных горизонтов приведены в занятии №4 «Подготовка и описание почвенного разреза» (раздел «Эколог-исследователь», «Осенний сезон»).

Вкратце техника описания горизонта такова.

Мощность (толщина) каждого почвенного горизонта измеряется при помощи рулетки.

Цвет (окраску) горизонтов описывают по стандартной схеме, с использованием «треугольника цветов» Захарова.

Влажность определяют путем сжимания кусочка почвы в ладони и определения ее крепости на ощупь.

Механический состав определяют методом раскатывания увлажненной почвы.

Структуру определяют в процессе препарирования передней стенки, когда из исследуемого горизонта ножом выковыривается небольшой кусочек почвы и подбрасывается несколько раз на ладони, листе бумаги или лопате до тех пор, пока не распадется на структурные отдельности.

Сложение почвы определяют с помощью ножа или лопаты.

Новообразования представляют собой скопления веществ, возникшие или накопившиеся в процессе почвообразования (они бывают химического и биологического происхождения).

Включениями называют присутствующие в почве предметы органического или минерального происхождения, образование которых не связано с почвообразовательным процессом. Они бывают биологического (корни и другие части растений, раковины и кости животных), геологического (валуны и другие обломки горных пород) и антропогенного происхождения (кусочки кирпича, угля, стекла, посуда и ее черепки и т.п.).

В конце описания почвенного горизонта необходимо отметить характер его перехода в следующий (нижележащий) горизонт.

Все эти данные школьники вносят в бланк описания почвенного разреза (индивидуально).

По завершении описания почвы (когда вся рукописная работа выполнена) из каждого горизонта берут мазки почвы и наносят их на схему почвенного профиля в соответствующее данному горизонту место на схеме.

Делается это следующим образом. На ладонь берут щепотку почвы из данного горизонта, добавляют туда немного воды (несколько капель) и тщательно растирают до вязкости жидкого теста. После этого «пачкают» палец и прикладывают его на схему, слегка втирая круговым движением. На схеме после этого должен остаться округлый отпечаток, густота которого уменьшается от центра к краям.

После окончания описания из разреза берут образцы для детального исследования в лаборатории, или почвенный монолит для коллекции (при необходимости).

В ходе проведения полевого занятия по почвоведению желательно описать не менее 2 почвенных разрезов, располагающихся в разных по условиям увлажнения и преобладающей растительности местах. Например, в хвойном лесу и на лугу или в пойме. Это даст возможность сравнить строение почвенного профиля в разных условиях почвообразования и при различных почвообразовательных процессах.

Лабораторное (камеральное) занятие

По возвращении домой (после обеда) приступают к камеральной обработке собранных данных.

Главное на этом этапе работы – наглядно оформить схему почвенного профиля и обсудить его строение.

Для этого достаточно зарисовать профиль изученной почвы на листе бумаги А4 с использованием цветов, максимально приближенных к естественным и соблюдением масштаба.

На отдельном листе или на обороте (а также можно склеить два листа А4 или нарисовать все на листе формата А3) в текстовой форме следует дать описание каждого горизонта по указанной ранее схеме: индекс (название) горизонта - его мощность - цвет - влажность - механический состав - структура - сложение - новообразования - включения - характер перехода - форма границы.

Слева от рисунка следует обозначить границы функциональных зон почвы (об их выделении см. занятие №4 «Подготовка и описание почвенного разреза», раздел «Эколог-исследователь», «Осенний сезон»).

К данному описанию следует приложить бланк описания почвы, сделанный в полевых условиях, с мазками почвы на схеме почвенного профиля.

В результате занятия по почвоведению у детей должно создаться цельное представление о строении почвы, что в дальнейшем, при проведении самостоятельных исследовательских работ (на практикуме «Эколог-исследователь») даст возможность самостоятельно классифицировать почву, т.е. определить ее научное название.

 

Практикум по изучению водных объектов

Данная тема на полевом практикуме по ландшафтоведению является дополнительной, поскольку основное внимание водоемам уделяется на практикуме по водной экологии. Нет смысла выделять на изучение водоемов целый день – достаточно посвятить знакомству с ними 1-2 часа на любом из основных занятий - на первом практикуме, или при изучении геологии, рельефа или почв, в зависимости от территориального положения имеющегося водоема.

Следует оговориться, что в рамках практикума по ландшафтоведению изучаются не сами водоемы, а то влияние, которое водоемы оказывают на остальные компоненты ландшафта, а также явления и процессы, которые происходят с рельефом под влиянием проточных водоемов.

При первоначальном рассказе о водных объектах надо познакомить школьников с их основными видами (подземные воды, поверхностные воды, ледники), кратко рассказать об их особенностях и работе, выполняемой ими в природе (эрозия и аккумуляция).

Для изучения водных объектов (как правило, это поверхностные водоемы) наиболее подходящим является ручей или небольшая неглубокая речка.

Первым действием преподавателя при знакомстве учащихся с проточными водоемами должно быть объяснение, которое поможет учащимся определить на каком берегу – левом или правом они находятся.

Одним из важнейших процессов рельефообразования, инициатором которых является проточный водоем, является образование руслового аллювия. Вначале школьникам надо рассказать, что такое аллювиальные отложения и из каких частиц они могут состоять: илистых, песчаных или каменистых. После этого, подведя учебную группу к тому месту ручья или реки, где донные отложения хорошо видны, нужно предложить учащимся самостоятельно объяснить принцип формирования руслового аллювия, связав это со скоростью течения. Лучше предложить это сделать на прямом участке русла. Если учащиеся не могут дать объяснение самостоятельно - это должен сделать преподаватель.

Также следует сравнить распределение донных отложений на прямолинейном и извилистом участках водоема. На излучине речки или ручья надо объяснить учащимся как формируется сама излучина, а позже может сформироваться старица.

Вторым процессом, подлежащим изучению, является эрозионная и аккумулятивная деятельность рек и ручьёв, а также перенос ими различного твёрдого материала.

Вначале школьникам объясняется значение слов эрозия и аккумуляция, затем следует показать примеры донной и боковой эрозии (ямы на дне, осыпи на берегах) и также примеры аккумулятивной работы – отмели.

После обследования относительно протяженного участка русла надо выяснить со школьниками причины преобладания эрозионной работы в верхнем течении реки или ручья и аккумулятивной в нижнем течении. Для этого необходимо выявить зависимость между падением, уклоном и скоростью течения. Как известно, чем больше перепад высот между истоком и устьем (падение) - тем больше уклон (отношение падения к длине ручья или реки) и тем выше скорость течения. При большей скорости течения и, соответственно, обладая большей энергией, водный поток способен совершить значительную разрушительную работу. Так как перепад высот у истока всегда больше чем у устья, то в верхнем течении преобладают процессы эрозии. В среднем и нижнем течении перепад высот становится меньше, и начинают преобладать аккумулятивные процессы.

Практические работы по изучению реки или ручья не представляют особенного труда и могут быть проведены в пределах того времени, которое отведено на изучение водоема на практикуме по водной экологии. Можно также и вообще не проводить данную работу, отложив ее на последующие практики по проведению самостоятельных исследований. Все зависит от трудоемкости данных измерений – размеров, сложности и удаленности данных водоемов, погоды, физического состояния детей, наличия свободного времени.

Минимум измерений, которые можно провести на данном учебном занятии – замерить ширину и глубину русла ручья и скорость течения воды.

В следующем номере журнала мы продолжим рассмотрение конкретных вопросов организации полевого практикума в рамках программы «Экологический ликбез». В частности, речь пойдет о технологиях проведения практических занятий по ботанике и геоботанике: общих особенностях организации занятий и содержании занятий в разные сезоны года – осенью, зимой, весной и летом.



Рубрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной деятельности школьников:

На нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также два других раздела, тоже посвященные исследовательской и проектной деятельности школьников. Это разделы Исследовательские работы и Публикации. Их отличие от текущего раздела в том, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ. Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и проектной деятельности.


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации




Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market

Загрузить приложения из AppStore / iTunes


Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]
Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2017