Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)





Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Проектная деятельность
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Ягоды и сочные плоды
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
  Карманные определители
  Цветные таблицы
  Компьютерные определители
  Энциклопедии природы
  Методические пособия
  Учебные фильмы
  Комплекты материалов
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале


Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации

Обложка журнала "Исследовательская работа школьников"Титульная страница журнала "Исследовательская работа школьников" Приведенная ниже работа была опубликована в журнале "Исследовательская работа школьников" Издательского дома "Народное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым в 2017 году.

Из огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведения, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

Для облегчения поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: Общие вопросы - теория, Общие вопросы - практика, География, Биология, Экология - теория, Экология - практика, Детские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


Технология формирования учебно-исследовательской культуры учащихся предпрофильной подготовки

Ольга Васильевна АЛИЕВА

заместитель директора по научно-методической работе МБОУ «Волоконовская СОШ №1», соискатель кафедры педагогики, Белгородский государственный университет, г. Белгород

 

В статье представлена технология формирования учебно-исследовательской культуры учащихся предпрофильной подготовки, состоящая из следующих этапов: целевой, организационно-деятельностный, рефлексивно-регулятивный. Каждый этап предполагает деятельность управляющих и управляемых. Определены поле и результат деятельности каждого этапа.

Ключевые слова: предпрофильная подготовка, технология формирования учебно-исследовательской культуры, последовательность этапов, целевой этап, организационно-деятельностный этап, рефлексивно-регулятивный этап.

Становление технологии как категории, в рамках педагогической науки, прошло путь от осознания ее как совокупности определенных "производственных" процедур, до рассмотрения ее как интегративного процесса, включающего людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблем, планирования и обеспечения управления решения проблем.

Рассмотрев многообразие подходов к пониманию сущности технологии, мы будем подразумевать под ней совокупность методов изменения состояния объекта [3]; процессную систему совместной деятельности учащихся и преподавателя [4]; сумму научно обоснованных приёмов педагогического воздействия на человека [5]; процесс управления учебной деятельностью [2]; последовательную систему взаимосвязанных действий педагогов и учащихся [1]. Данные подходы отражают отдельные черты технологии и показывают, что данное явление многообразно и многозначно.

В результате опытно-экспериментальной работы по формированию учебно-исследовательской культуры учащихся предпрофильной подготовки нами были выделены следующие этапы технологии формирования учебно-исследовательской культуры.

I. Целевой этап.

Цель этапа: проблемно-ориентированный анализ приоритетов развития образования, экспертная оценка научно-методической подготовленности учителя к профессиональной деятельности, экспертная оценка состояния сформированности учебно-исследовательской культуры учащихся предпрофильной подготовки, формулирование целей и задач формирования учебно-исследовательской культуры.

Содержание этапа:

анализ современного состояния системы образования; изучение феномена «культура»; выделение из общего рода «культура» видов «исследовательская культура» и учебно-исследовательская культура»; определение структуры и содержания учебно-исследовательской культуры на основе культурологического подхода; экспертная оценка сформированности учебно-исследовательской культуры учащихся предпрофильной подготовки; проектирование комплексно-целевой программы по формированию учебно-исследовательской культуры учащихся; разработка программы подготовки педагога к руководству учебно-исследовательской деятельностью учащихся; определение оптимального набора программных мероприятий; определение исполнителей программных мероприятий и согласование сроков всех мероприятий.

Действия руководителей:

диагностика профессиональной подготовленности учителя к педагогической деятельности (по В.И.Зверевой) с целью отбора экспертов для проведения экспертной оценки критериев и показателей учебно-исследовательской культуры учащихся.

Действия учителя-экспериментатора:

экспертная оценка сформированности учебно-исследовательской культуры учащихся по мотивационно-потребностному, операционально-технологическому, личностно-творческому критериям и показателям: увлечённость исследованием; ценностное отношение к учебно-исследовательской деятельности; умения и навыки работы с информацией; владение методами научного познания; самореализация личности; творческая направленность личности; экспертная оценка готовности учителей к руководству учебно-исследовательской деятельностью; определение личностно-ориентированной направленности предпрофильной подготовки: анализ состояния предпрофильной подготовки на современном этапе развития образования; создание психофизиологического портрета учащегося предпрофильной подготовки; проектирование комплексно-целевой программы по формированию учебно-исследовательской культуры учащихся предпрофильной подготовки через работу с учителями, учащимися, родителями; разработка программы подготовки педагога к руководству учебно-исследовательской деятельностью учащихся, включающую обучение новым образовательным технологиям, исследовательским методам, использование исследовательских задач; выполнение учащимися рефератов, проектов, учебно-исследовательских работ; определение мероприятий интеллектуального и воспитательного характера для организации дополнительного образования; разработка программы «Основы учебно-исследовательской деятельности»; разработка учебного пособия для учащихся «Основы учебно-исследовательской деятельности»; определение исполнителей программных мероприятий и согласование сроков всех мероприятий; разработка алгоритмов контроля и коррекции выполнения программы.

Действия учащихся:

самооценка сформированности учебно-исследовательской культуры; самоизучение личности через определение ценностных ориентаций и направленности личности (по Силантьевой А.Н.); мотивов участия в деятельности (по Байбородовой Л.В.); интересов (по Голомштоку А.Е.); творческой активности (по Рожкову М.И., Тюнникову Ю.С., Алишеву Б.С., Воловичеву П.А.); разрешение ситуации выбора (по Байбородовой Л.В.); предварительный выбор видов деятельности (по Климову Е.А.); предварительный выбор профиля обучения.

Поле взаимодействия: анализ проблем формирования учебно-исследовательской культуры учащихся в условиях предпрофильной подготовки и планирование опытно-экспериментальной работы.

Результат взаимодействия: разработка комплексно-целевой программы для перевода процесса формирования учебно-исследовательской культуры в новое качественное состояние.

II. Операционально-технологический этап.

Цель этапа: создание инновационно-исследовательской среды в школе, механизма её реализации.

Содержание этапа:

создание инновационно-исследовательской среды в школе: введение комплексно-целевой программы по формированию учебно-исследовательской культуры учащихся экспериментальных классов предпрофильной подготовки; введение программы подготовки учителя к руководству учебно-исследовательской деятельностью: проведение научно-методических семинаров, деловых игр, лекций, мастер-классов; включение в учебный план учебного курса «Основы учебно-исследовательской деятельности»; утверждение тем учебно-исследовательских работ учащихся на учебный год; проведение школьной научно-практической конференции педагогов; проведение школьной научно-практической конференции учащихся с презентацией результатов учебно-исследовательских работ; проведение школьных интеллектуальных конкурсов; проведение воспитательных мероприятий, посвященных жизни и деятельности великих людей, учёных; пропагандирование достижений отечественной и зарубежной науки в рамках проведения Всероссийской акции «Vivat, наука!»; инициация выполнения учащимися рефератов, проектов, учебно-исследовательских работ в качестве зачётных работ элективных курсов; инициация участия школьников в конкурсном движении;

- построение механизма реализации инновационной деятельности:

создание временных творческих групп по вопросам развития профессионально-педагогической культуры учителя; создание школьного научного общества учащихся, включающего в себя гуманитарное, естественно-научное, художественно-эстетическое направления; внесение изменений в рабочие программы учителей: выделение тем или подтем, состоящих из 5-6 уроков в целях выделения в них главного учебного материала и второстепенного, ведущих понятий, формируемых исследовательских умений, блока исследовательских задач, системы обобщающих уроков, интегрированного знания; выбор методов обучения: проблемных, исследовательских, поисковых, частично-поисковых и т.д., образовательных технологий, организационных формы уроков.

Действия учителя - экспериментатора:

распределение функциональных обязанностей между участниками образовательного процесса с целью решения проблемы формирования учебно-исследовательской культуры учащихся предпрофильной подготовки;

проведение семинаров, деловых игр, лекций в рамках реализации программы подготовки учителя к учебно-исследовательской деятельности; создание школьного научного общества, объединяющего гуманитарный, естественно-научный, художественно-эстетический циклы на основании принципов добровольности, готовности, ориентированности на личность ребёнка, понимания значимости выполнения учебного исследования, аргументации выбора, определения степени свободы выбора, успешности деятельности, оценки результатов решения выбранного варианта; создание временных творческих групп для оперативного решения отдельных задач, возникающих в процессе организации учебно-исследовательской деятельности на уроке и вне его; определение оптимального набора программных мероприятий, исполнителей программных мероприятий и согласование их сроков; разработка алгоритмов оперативного контроля и регулирования программ; консультирование по вопросам разработки рабочих программ; делегирование полномочий; регулирование отношений между участниками образовательного процесса; привлечение участников образовательного процесса к контролю и регулированию процесса реaлизации комплексно-целевой программы.

Действия учителей:

самообразование по вопросам организации учебно-исследовательской деятельности; овладение поисковым, проблемным, исследовательским, частично-поисковым методами работы, современными образовательными технологиями, методами формулирования исследовательских задач; внесение изменений в рабочие программы по предметам: выделение темы или подтемы, состоящей из 5-6 уроков согласно типологии учебных занятий (по Шамовой Т.И., Давыденко Т.М., Шибановой Г.Н.): восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение; выделение ведущих, стержневых понятий; группировка учебного материала на основе соотношения главной информации и второстепенной; включение в цели и содержание учебного предмета исследовательских умений, умений работы с информацией, методов научного познания; выделение интегрированного знания; выделение блока проблемных задач по каждой теме; использование на уроках исследовательских, проблемных, поисковых, частично-поисковых методов, технологий учебного исследования, проблемного обучения, развития критического мышления, педагогических мастерских, исследовательских задач; презентация деятельности в составе творческих групп; участие в научно-практических конференциях, семинарах, деловых играх, посещение лекций, публикации по вопросам формирования организации учебно-исследовательской деятельности; помощь учащимся в определении тем исследования, цели, методов исследования; научное руководство учебно-исследовательскими работами учащихся в течение года: подготовка к презентации результатов работ на школьной научно-практической конференции, инициация участия в конкурсном движении; разработка сценариев воспитательных мероприятий, посвященных жизни и деятельности великих людей; разработка сценариев мероприятий, посвященных достижениям науки и техники; использование рефератов, проектов, учебно-исследовательских работ в качестве зачётных работ элективных курсов; создание условий для пополнения учащимися «портфолио»;

Действия учеников:

изучение учебного курса «Основы учебно-исследовательской деятельности»;

участие в решении исследовательских задач различного типа; выполнение заданий, предполагающих наличие умений работать с информацией; выполнение заданий, предполагающих владение методами научного познания; участие в интеллектуальных и творческих конкурсах, воспитательных мероприятиях, конференциях, предметных олимпиадах; работа в школьном НОУ; выполнение докладов, рефератов, проектов, учебно-исследовательских работ в качестве зачётных работ элективных курсов; общение с учителями и другими участниками учебно-исследовательской деятельности; пополнение «портфолио».

Поле взаимодействия: сотрудничество по вопросам организации учебно-исследовательской деятельности.

Результат взаимодействия: создание инновационно-исследовательской среды на основе учебно-исследовательской деятельности.

III. Рефлексивно-регулятивный этап.

Цель этапа: оценка эффективности процесса формирования учебно-исследовательской культуры учащихся предпрофильной подготовки.

Содержание этапа:

осознание результатов эксперимента по проблеме формирования учебно-исследовательской культуры учащихся предпрофильной подготовки; системная рефлексия о состоянии процесса формирования учебно-исследовательской культуры; осмысление каждым из участников педагогического процесса сущности учебно-исследовательской деятельности; осознание и осмысление субъектами взаимодействия нового опыта; выявление неиспользованных ресурсов.

Действия учителя:

создание ситуации рефлексивного анализа; выявление положительного влияния опытно-экспериментальной работы на развитие профессионально-педагогической культуры; системная рефлексия о состоянии процесса формирования учебно-исследовательской культуры на основе переосмысления своего прежнего опыта; выявление неиспользованных ресурсов.

Действия учащихся:

рефлексивное осмысление сущности учебно-исследовательской деятельности; анализ опыта участия в опытно-экспериментальной работе; осознание и осмысление себя субъектами выбора, субъект-объектного отношения к учебно-исследовательской деятельности, субъект-субъектных взаимоотношений; самореализация в процессе учебно-исследовательской деятельности; удовлетворение интересов, потребностей; осознание новых личностных качеств; выявление новых потребностей.

Поле взаимодействия: совместная рефлексия решения проблемы формирования учебно-исследовательской культуры учащихся предпрофильной подготовки.

Результат взаимодействия: перевод процесса формирования учебно-исследовательской культуры учащихся предпрофильной подготовки на новый уровень.

Таким образом, технология формирования учебно-исследовательской культуры учащегося предпрофильной подготовки будет представлять собой систему знаний, способов действий и средств организации определенных условий, в соответствии с этапами процесса формирования учебно-исследовательской культуры в условиях предпрофильной подготовки.

Список литературы

  1. Исаев, И.Ф., Макотрова Г.В. Учебно-исследовательская культура как фактор творческого саморазвития старшеклассника в профильном обучении/ И.Ф.Исаев, Г.В.Макотрова. - Белгород, 2007.-236 с.
  2. Левина, М.М. Технологии профессионального педагогического образования: Учеб. пос. для студентов высш. пед. учебных заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2001. -272 с.
  3. Чошанов, М.А.Гибкая технология проблемно-модульного обучения. Методическое пособие.- М.: Народное образование, 2012.-158 с.
  4. Шамова, Т.И.Управление образовательными системами: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений / Т.И.Шамова, Т.М.Давыденко, Г.Н.Шибанова.-М.: Издательский центр «Академия», 2002.-384 с.
  5. Щуркова, Н.Е.  Педагогическая технология.- М.: Педагогическое общество России, 2002. - 224 с.



Рубрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной деятельности школьников:

На нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также два других раздела, тоже посвященные исследовательской и проектной деятельности школьников. Это разделы Исследовательские работы и Публикации. Их отличие от текущего раздела в том, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ. Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и проектной деятельности.


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации




Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market

Загрузить приложения из AppStore / iTunes


Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]
Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2017