Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)





Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Проектная деятельность
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Ягоды и сочные плоды
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
  Карманные определители
  Цветные таблицы
  Компьютерные определители
  Энциклопедии природы
  Методические пособия
  Учебные фильмы
  Комплекты материалов
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале


Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации

Обложка журнала "Исследовательская работа школьников"Титульная страница журнала "Исследовательская работа школьников" Приведенная ниже работа была опубликована в журнале "Исследовательская работа школьников" Издательского дома "Народное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым в 2017 году.

Из огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведения, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

Для облегчения поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: Общие вопросы - теория, Общие вопросы - практика, География, Биология, Экология - теория, Экология - практика, Детские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


ПОГОВОРИМ О ПРОЕКТАХ!

Карандашева Оксана Геннадьевна
учитель начальных классов, МОУ гимназия №7, г. Мурманск

 

Что же такое проект? Технология? Метод? Форма урока? Или что-то другое….

Занимаюсь проектированием с младшими школьниками 4 года. Начинала с воспитательных проектов, перешла на учебные, сейчас пробую проекты в технологии. Стараюсь читать все материалы о проектировании в методических журналах. Этапы проекта известны и расписаны в методической литературе и довольно понятны для педагогов.

На самом деле вопросов в проектной деятельности младших школьников больше, чем ответов.

Для выполнения проекта ученики должны уметь:

    • Самостоятельно находить тему проекта, ставить цель, определять задачи.
    • Самостоятельно разрабатывать план проекта, используя новые методы
    • Самостоятельно воплощать этот план в жизнь
    • Самостоятельно представлять свой проект, защищать результаты проекта

На каждом этапе присутствует слово самостоятельно. Совместно с учителем ученики начальных классов это сделать могут. А вот сами? Значит первая задача учителя, который хочет использовать проекты – учить детей работать самостоятельно или с большой долей самостоятельности.

Первый этап определение темы и постановка цели и задач проекта. Выяснить интересы детей может учитель или ученики с помощью опроса-анкеты. Можно использовать вопросы из тетради А.И. Савенкова «Я – исследователь».

Вопросы:

  1. Что мне интересно больше всего?
  2. Чем я хочу заниматься в первую очередь (математикой или поэзией, астрономией или искусством, спортом, историей, музыкой или другим)
  3. Чем чаще всего я занимаюсь в свободное время?
  4. По каким предметам я получаю лучшие отметки? Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?
  5. Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?

Когда определены интересы, можно искать темы для проектирования. Темы или вопросы могут подсказать программа, учебники, информационные средства, взять из других проектов (тема будет та же, а проект – совсем другой) Из практики определить тему проекта может небольшая часть учащихся. А вот с целями и задачами возникают трудности. Младшим школьникам часто нравится всё. И определить, зачем они будут заниматься каким-либо делом, они не могут. В этом необходима помощь и умные наводящие вопросы учителя. Мастера умеют сделать это незаметно, и детям кажется, что они сами додумались, и эти цели – их работа.

Для меня легче было начинать работу с воспитательных проектов. В них и тема, и цель доступней для учителя. Предлагаю примеры проектов, проведенных со своими учащимися.

Самый первый проект начинала в 1 классе. В 1 классе у каждого учителя возникает проблема адаптации ребёнка в школе. Как научить его соблюдать элементарные правила поведения. Как донести ненавязчиво до первоклассника, что эти правила важны не только для учителя, но и для самого ученика. Начинаем проект с проблемного вопроса: «А нужны ли нам правила поведения в гимназии и если нужны, то какие?»

Творческое название проекта. Наши права и обязанности.

Цель для учащихся. Научиться себя правильно вести себя на уроке и на перемене. Комфортно себя чувствовать в гимназии и не мешать остальным.

Цель для учителя. Создать комфортные условия для адаптации первоклассников. Привлечь самих ребят к составлению правил поведения. Учить детей самостоятельно оценивать и контролировать своё поведение.

Первоклассники не все умеют читать и писать, однако все умеют рисовать. Составляем правила в рисунках. Размещаем всё на стенде. Я предлагаю контролировать своё поведение, оценивать в таблице, которую заранее готовлю. Оценка с помощью цвета. В итоге ребята с интересом заполняют таблицу, анализируют своё поведение и поведение одноклассников. В классе устанавливается рабочая атмосфера на уроках. С переменами было сложнее, но в итоге мы справляемся. Проект цели достиг.

А этот проект можно провести в 3-4 классах.

Творческое название проекта. Мамин праздник.

Цель для учащихся. Организовать праздничный концерт для мам. Создать хорошее настроение у мам, бабушек и у себя. На других посмотреть и себя показать.

Цель для учителя. Включить детей в работу по организации концерта. Учить ребят разрабатывать сценарий мероприятия, отбирать интересные номера, занимательные игры для праздника. Раскрыть способности детей, показать их для других детей и родителей в выгодном свете. Привлечь внимание детей к празднику. Воспитывать уважение к матери, бабушке, одноклассницам. Учить проявлять внимание, поздравлять с праздником.

Проект третьего класса, связан с изучением темы «Экологическая система» по программе А.А. Вахрушева «Окружающий мир»

Тема проекта. Аквариум.

Предмет. Окружающий мир.

Цель для учеников. Создать в классе или дома рабочий аквариум. Научиться ухаживать за ним.

Цель для учителя. Рассмотреть на примере аквариума искусственную экосистему.

Проект второго класса.

Тема проекта. Таблица умножения.

Цель. Узнать откуда взялась таблица? Зачем её нужно знать? Как её нескучно выучить?

Цель для учителя. Заинтересовать изучением таблицы умножения и деления. В процессе проекта доучить таблицу умножения. Создать интересные упражнения для запоминания таблицы.

Учителю необходимо определять две цели – для себя и для детей. Цель детская должна быть детям интересна, актуальна и доступна. А цель учителя часто отличается от детской, т.к., используя проект, учитель занимается формированием ЗУНов, развитием исследовательских навыков у своих учеников, только интересным для детей и для себя методом.

Учитель, используя проектный метод:

  • Учит
  • Воспитывает
  • Развивает

А учащиеся:

  • Сталкиваются с проблемой
  • Узнают новое
  • Используют полученные знания для выполнения нового действия
  • Создаёт изделие, которое можно использовать

Проект учит ненавязчиво, завуалировано.

Второй этап – практическая работа над реализацией проекта.

Для учителя:

  • Необходимо определить, что в работе может сделать ребёнок сам
  • Какую помощь ему нужно оказать взрослые – учитель или родители. Если хотим проектировать в начальной школе, то без помощи родителей нам не обойтись.

Для реализации проекта хороши план, памятка, таблица, т. е. опора по которой будет работать ученик.

Если берётся исследовательский проект, то применяется технология учебного исследования. Рабочая тетрадь А.И. Савенкова «Я – исследователь» поможет при проведении любого исследования.

В информационных проектах – необходимо научить детей работе с различными видами информации. Первые проекты учитель работает над информацией вместе с детьми. Посещает вместе библиотеку, учит правильно делать запрос, работать с различной литературой, выбирать главное, находить интересное, необычное, отбирать книги в соответствии с возрастом. Технологические проекты не проходят, если нет технологических карт. На этом этапе необходимо организовать групповую работу и индивидуальную. Трудность в том, что учителю приходится отслеживать работу групп, оказывать необходимую помощь, направлять. Учителю нужны время и терпение. Вот на этом этапе есть возможность проявить самостоятельность каждому ученику. Педагог должен поощрять творческие находки детей. Помогать реализовывать индивидуальные планы. В процессе этой работы возможны изменения в плане проекта, уточнение темы, цели и задач.

Детские находки порой уникальны. По-новому раскрываются отношения детей и родителей. Многие родители оказывают помощь своим детям, увлекаясь вместе с ними. Случается и выполнение работы за детей. Для объяснения своей работы, для оказания помощи проводятся родительские собрания.

Этап презентации своей работы. Один из наиболее простых видов представления проекта - выступление с рассказом, дополняется своими рисунками, иллюстрациями из книг. На первых порах не у всех получается. Нет смысла требовать от ученика начальных классов доклада в 7 страниц. Ребёнок устанет рассказывать, а одноклассники слушать. Основное правило – рассказывай о том, что понял сам! Возможно добавление электронной презентации. Учитель может сделать для детей сам или помогут родители.

Интересно представление проекта – праздник, но здесь нужно учитывать, чтобы найденная и переработанная ребёнком информация, результаты его исследования, достижения использовались на этом празднике.

В технологии применяются выставки работ, испытание своего изделия, показ работы, подарок.

Организует представление и защиту проекта учитель. Необходимо заранее просмотреть работу учеников, помочь выбрать главное. Подобрать форму представления, чтобы итог проектной деятельности был успешен. Успешность важна для каждого ребёнка. Необходимо и для ученика, и для класса подчеркнуть значимость его работы. Критика должна быть сдержана и уместна, лучше как пожелания для будущей работы. Учитель может организовать работу так, что из мини-проектов складывается один общий проект всего класса, т. е. то, что задумали и реализовали учитель, ученики и родители класса.

Сейчас много различных конкурсов исследований и проектов различного уровня. Для аттестации учителя необходимо иметь победителей конференций, олимпиад и др. Мы с ребятами, конечно, представляем свои работы на этих конкурсах, но это не цель нашей работы. На конкурсе представляются исследовательские работы уровня студента ВУЗа, задаются вопросы, которые мои ученики будут изучать лет через пять, поэтому у меня возникает вопросы о самостоятельности проведённых исследований. Нужно ли это младшему школьнику?

Новые технологии приходят в начальную школу. Но при их применении надо учитывать возрастные особенности детей, уровень самостоятельности в работе, определённые умения и навыки. Не стоит подменять достижения детей своими работами. Всё должно быть реальным. Часто взрослые подменяют достижения детей своими работами, теряя в проектах самое главное – самостоятельное детское творчество.

Постскриптум

Вчера, рассматривая аквариум, один из учеников спросил меня: «А как улитка ползёт по стенке аквариума?» Я стала объяснять. Мои объяснения вызвали новые вопросы. Вот и новая тема для исследования. На риторике обсуждали вопрос: «Что значит быть вежливым?», пришла родительница после уроков и услышала наш разговор, предложила объявить Неделю вежливости. Темы для исследований и проектов вокруг нас. Если вы займётесь проектированием, то скоро сами будете мыслить проектно.

Литература:

  1. Крушельницкая О.И., Третьякова А.Н. Все вместе. Программа обучения младших школьников взаимодействию и сотрудничеству – Москва: Издательство ТЦ Сфера, 2004
  2. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников – М: Издательский центр Вентана-Граф, 2004
  3. Савенков А.И. Рабочая тетрадь для младших школьников «Я – исследователь» – Самара: Издательство Учебная литература, 2005
  4. Соколова Т.Е. Информационная культура младшего школьника – Самара: Издательство Учебная литература, 2007



Рубрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной деятельности школьников:

На нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также два других раздела, тоже посвященные исследовательской и проектной деятельности школьников. Это разделы Исследовательские работы и Публикации. Их отличие от текущего раздела в том, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ. Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и проектной деятельности.


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации




Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market

Загрузить приложения из AppStore / iTunes


Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]
Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2017