Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)





Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Проектная деятельность
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Ягоды и сочные плоды
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
  Карманные определители
  Цветные таблицы
  Компьютерные определители
  Энциклопедии природы
  Методические пособия
  Учебные фильмы
  Комплекты материалов
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале


Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации

Обложка журнала "Исследовательская работа школьников"Титульная страница журнала "Исследовательская работа школьников" Приведенная ниже работа была опубликована в журнале "Исследовательская работа школьников" Издательского дома "Народное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым в 2017 году.

Из огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведения, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

Для облегчения поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: Общие вопросы - теория, Общие вопросы - практика, География, Биология, Экология - теория, Экология - практика, Детские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


Активные формы защиты исследовательских работ как способ широкого вовлечения учащихся в проектно-исследовательскую деятельность

Кравченко Елена Владимировна
Шматкова Наталья Петровна
Братский МБОУ СОШ №23

 

Одна из методических проблем, над которой работает педагогический коллектив нашей небольшой сельской школы, - это широкое вовлечение учащихся в проектно-исследовательскую деятельность, обладающей огромным интеллектуально-творческим потенциалом. Создание проектов и исследовательская работа не только повышают учебную мотивацию детей, побуждают к самостоятельной работе, расширяют их инициативу и дают богатый опыт в творческой деятельности, это ещё и способ занять сельских учащихся полезным делом, поскольку школа – единственный образовательный и культурный центр в хуторе и именно на неё ложится огромная ответственность и за полноценное образование, и за воспитание наших детей.

На протяжении десяти лет в школе успешно действует научно-исследовательское общество, объединяющее ежегодно около 25% учеников. Юные исследователи совместно со своими руководителями-педагогами работают в самых разных направлениях, представляя продукты своей деятельности на весенних научно-практических конференциях, которые стали для нашей школы праздниками интеллекта и творчества. Но чтобы дни конференции действительно стали незабываемым праздником, а главное, чтобы как можно шире вовлечь учащихся в проектно-исследовательскую деятельность, показать им её привлекательность и несомненную пользу, мы в последние годы стали тщательнее продумывать формы защиты ученических проектов и исследовательских работ. Наша цель – выбрать такие активные формы, чтобы присутствующие на защите учащиеся были не просто зрителями и слушателями, а рецензентами, оппонентами, участниками дискуссий. Мы хотим поделиться с вами опытом некоторых таких форм защиты.

Одна их самых сложных и трудоёмких для нас форм защиты проектно-исследовательских работ – «заседание учёного совета», обсуждающего и оценивающего продукты научной деятельности юных исследователей. «Учёным советом» называется группа наиболее активных членов научно-исследовательского общества учащихся. Его задача – заслушать итоги представленных исследовательских работ, дать слово оппонентам и оценить сильные и слабые стороны работ.

Оппонирование – одно из важнейших умений, которое необходимо развивать у учащихся, занимающихся или желающих заниматься научными исследованиями. Для этого необходимо познакомить учеников с ролью оппонента в процессе защиты исследовательских проектов и помочь им освоить этапы его деятельности.

Выступить на защите в качестве оппонента – значит достаточно хорошо знать тему исследования и круг проблем, связанных с её изучением, тщательно и скрупулёзно изучить исследовательскую работу и сделать собственные выводы, то есть:

  • подчеркнуть все положительные моменты, которые привлекли, заинтересовали методом и сущностью анализа, выводами, цифрами, фактами, грамотностью и оформлением работы;
  • отметить явления, факты, которые недостаточно или совсем не рассмотрены в исследовании;
  • высказать несогласие (если есть) с теми фактами, выводами, которые не вытекают из текста исследования или неверно, с точки зрения оппонента, аргументированы, обобщены;
  • выразить свою интерпретацию отдельных вопросов, проблем исследовательской работы или дополнить работу докладчика упущенной проблемой;
  • дать в целом оценку работе и её устной защите автором.

После защиты проекта и выступления оппонентов учёный совет оценивал работу авторов по следующим параметрам:

1. Актуализация проекта (значимость и актуальность выдвинутых в проекте проблем, значимость и масштабность выбранной темы, цели и задачи по её реализации).

2. Содержательная часть проекта (соответствие содержания выбранной теме, адекватность раскрытия темы проекта, необходимая и достаточная глубина проникновения в тему).

3. Дизайн проекта (эстетика оформления).

4. Техническое исполнение проекта (перечень и обоснованность применения тех или иных технических средств, владение применяемой для создания проекта технологией).

5. Анализ результата своей деятельности (авторские находки, авторские выводы, возможные «плюсы» и «минусы» проекта).

6. Возможность практического применения проекта (где и как планируется применить данный проект, на какую аудиторию он рассчитан).

7. Умение публичного выступления: умение держаться перед публикой, грамотно и аргументированно говорить, отстаивать свою точку зрения, отвечать на вопросы, лаконичность и другие коммуникативные навыки.

«Заседания учёного совета» посвящены защите работ одной тематики, что позволяет и авторам-исследователям, и оппонентам глубоко и всесторонне погрузиться в предмет исследования. Так, в последние годы у нас прошли конференции, посвящённые творчеству Н.В. Гоголя, деятельности М.В. Ломоносова, юбилею Царскосельского лицея.

Очень интересен и полезен для развития интеллектуально-творческих возможностей учащихся такой вид коллективного исследовательского проекта, как создание виртуального музея. Сейчас в нашем багаже опыт работы над виртуальным музеем литературного героя - Владимира Дубровского и лица исторического – великого русского дипломата А.М. Горчакова. Цель проекта, посвящённого роману Пушкина, - собрать и систематизировать сведения об истории возникновения замысла и создания произведения, а также материалы, отражающие культурно-исторический фон, на котором разворачиваются события пушкинского «Дубровского». Виртуальный музей Горчакова – это систематизированные историко-художественные, мемуарные и изобразительные материалы, отражающие самые важные вехи жизни и государственной деятельности Александра Михайловича Горчакова.

Как и в любом музее, у нас есть залы с экспонатами, с которыми зрителей знакомят экскурсоводы – авторы проекта. Во время экскурсий их задача – так ярко и увлекательно представить свои экспонаты, чтобы вызвать живой отклик у зрителей – учеников школы. Вопросы, уточнения, замечания зрителей, их неподдельный интерес к экспозиции и, в конечном итоге, углубление знаний о музейных героях – вот для чего в идеале и создаётся виртуальный музей.

Союз компьютерных технологий и литературы или истории только на первый взгляд кажется неустойчивым. Если добавить ещё одну составляющую — музей, то компьютер из игрушки и средства бездумного выполнения домашних заданий превратится в настоящего друга и помощника. Мы решили, что виртуальный музей как нельзя лучше подходит для воплощения этой идеи.

Особенность виртуального музея заключается в том, что такого музея (в отличие от реального) физически не существует, но всё же это музей, созданный посредством использования Интернет-технологий. Он основан на реальных фактах и имеет свою собственную структуру, зритель посещает виртуальный музей на своем компьютере, общается с ним один на один и сам устанавливает с ним личные отношения, погружается в новую реальность, которую он сам воссоздает в своем сознании, здесь ему никто не мешает: ни другие посетители, ни служители музея. Кроме того, посещать виртуальный музей можно в любое время дня и ночи, нет никаких проблем с очередями за билетами и ограничений на время пребывания в музее. Виртуальный музей может работать долго, не прерываясь ни на минуту, в праздники и выходные, днем и ночью. Попасть в него может каждый желающий из любого уголка мира.

Нужно отметить, что виртуальный музей – это созданный в сети сайт, не имеющий своего аналога в реальности. Само пространство такого музея отличается от залов реального музея, оно пронизано гиперссылками, которые помогают свободно передвигаться по виртуальным залам - от страницы к странице сайта, - пользователь сам может выбирать маршрут, рассматривать музейные объекты со всех сторон, получать ответы на свои вопросы, не покидая комнаты, все это делает виртуальный музей наиболее привлекательным и для сознательных, и для случайных посетителей сайта.

Создание наших виртуальных музеев протекало в три этапа.

На первом этапе мы выяснили, что такое музей, какие бывают виды музеев и их назначение, специфику музейного пространства и музейной деятельности.

Второй этап, основной, - это наше взаимодействие с пространством виртуального музея. Для этого нам пришлось ответить на целый ряд вопросов. Зачем нужен этот музей, какие функции он будет выполнять? Какие залы в нём будут, каково назначение каждого из них, какова логика их расположения? Какие экспонаты должны быть в каждом зале, как выглядит экспозиция, какие мысли и чувства она должна вызвать у посетителей? Какую информацию о каждом музейном предмете следует представить и в какой форме — видео, аудио, графической или текстовой? Необходимо подумать и о том, какие вопросы могут возникать у посетителя музея и как он сможет получить ответы на них.

Затем представили архитектурный облик музея и каждого зала. Выбрали художественное решение оформления музейного пространства.

Третий - заключительный этап - это непосредственное создание виртуального музея (перевод собранного материала в электронную форму и размещение на сайте), поддержка его функционирования в сети Интернет, обновление и дополнение экспозиции музея, в будущем контакты с посетителями.

По нашему мнению, данная форма работы должна способствовать организации поисковой деятельности учеников; развития их творческих, исследовательских способностей; повышению ИКТ-компетентности участников проекта. Таким способом учащиеся усваивают опыт общественной жизни и культуру человеческих отношений, которая необходима для сотрудничества с другими людьми.

Предлагая нашим школьникам создавать музеи, мы рассчитывали, прежде всего, разбудить их воображение, без которого невозможно осуществить никакую творческую деятельность.

Такая работа вызывает интерес как у создателей проекта, так и зрителей - ребята активно включаются в обсуждение, отмечают интересные моменты в оформлении музея (например, как организована главная страница сайта, выбран ли эффектный дизайн и т.п ), они смело указывают на недостатки (например, нечёткие картинки или обилие текста, отсутствие меню или сложности в навигации и др.).

Такая форма проекта убеждает в её эффективности: большинство детей с увлечением начинают читать, перерабатывать информацию — именно этого, в сущности, мы и добивались.

После завершения проекта «Виртуальный музей» и ее успешной защиты учащиеся получили первоначальные навыки:

  1. Добывать информацию из разных источников, обрабатывать её с помощью компьютерных технологий.
  2. Культуры общения и умения формулировать свою точку зрения.
  3. Научно-исследовательской работы с использованием различных методов и форм практической деятельности.
  4. Анализа исторических источников, выбора и систематизации главного.

С размещением музея в Интернете работа не заканчивается: создатели должны активно заниматься поддержкой его функционирования в сети, обновляют и дополняют экспозицию музея, осуществляют контакты с посетителями.

Это и есть активная форма защиты своего проекта.



Рубрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной деятельности школьников:

На нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также два других раздела, тоже посвященные исследовательской и проектной деятельности школьников. Это разделы Исследовательские работы и Публикации. Их отличие от текущего раздела в том, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ. Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и проектной деятельности.


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации




Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market

Загрузить приложения из AppStore / iTunes


Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]
Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2017