ГЛАВНАЯ >>> МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ >>> КОМПЬЮТЕРНЫЕ ОПРЕДЕЛИТЕЛИ

ЭкоГид: Путеводитель по экосистемам
EcoGuide: Guide to Ecosystems

Компьютерный атлас-определитель
дневных бабочек средней полосы России

Авторский коллектив: Боголюбов Александр Сергеевич (автор проекта, подбор и обработка иллюстраций, компоновка и редактирование текстовых описаний, дизайн, база данных определителя), Кравченко Михаил Владимирович (автор программной технологии)

Москва, 2015

Выпускаются версии данных определителей для
смартфонов и планшетов на операционных системах iOS (iPhone и iPad) и Android.

Уже вышли в свет определители для Android: грибы, деревья зимой, деревья летом, дикорастущие цветы, дневные бабочки, насекомые-вредители, рыбы, амфибии, рептилии, птицы и голоса и звери и следы а также атлас-определитель для iOS Птицы России.
Все их уже можно установить из магазинов Google Play и AppStore

Общая информация о серии компьютерных определителей и принципах их работы

Компьютерный определитель дневных бабочек можно приобрести в нашем некоммерческом Интернет-магазине.
Там же можно приобрести другие методические материалы по энтомологии: компьютерный определитель насекомых-вредителей леса, цветные ламинированные определительные таблицы дневные бабочки и пресноводные беспозвоночные.

Компьютерный определитель дневных бабочек: обложка диска    Компьютерный определитель дневных бабочек: диск для PC

Полные описания и уменьшенные изображения всех видов, включенных в данный определитель, можно посмотреть/скачать в разделах Рефераты и Природа нашего сайта.

В данный Атлас-определитель включены 64 вида дневных бабочек (список видов см.ниже), наиболее широко распространенных (часто встречающихся) в средней полосе Европейской части России. Большинство из этих видов, однако, обитает и на остальной, большей территории Евразии.

Атлас-определитель состоит из двух взаимосвязанных частей: “Атласа” и “Определителя”, которые открываются в отдельных окнах и используются раздельно.

• Основу Атласа составляет коллекция иллюстраций с сопутствующими текстовыми описаниями*, которые предназначены для ознакомления с уже известными пользователю или определенными по Определителю видами бабочек.
  • Определитель представляет собой компьютерную программу для определения видовой принадлежности неизвестных объектов, встреченных в природе.

В начале работы на мониторе Вашего компьютера открываются два окна - Определитель (слева) и Атлас (справа).
Первой страницей Атласа является Обложка (название, авторы, копирайт). Внизу этой страницы находится информация обо всех компьютерных определителях серии "ЭкоГид".

Дальнейшие действия зависят от пользователя - можно свернуть окно атласа и работать с определителем, можно наоборот, свернуть окно определителя и работать с атласом (читать инструкцию, учебник или просматривать видовые списки). Атлас можно закрыть совсем, но при первом же обращении к гиперссылке из определителя атлас откроется вновь. При достаточном разрешении монитора можно работать с определителем и атласом одновременно.
Закрывать совсем окно определителя нельзя (он является "ведущим") - в этом случае программы будет закрыта (открыть вновь ее можно из "Панели управления").

Ниже приведены краткие описания и правила пользования Атласом и Определителем.

Атлас включает в себя Обложку, Инструкцию, Учебник и Список видов. Доступ к этим разделам осуществляется через Содержание (Contents) - окно, которое находится в левой части Атласа.

Атлас создан в стиле Справки Windows (Help), поэтому к нему применимы все стандартные приемы пользования справкой. В частности, ширина каждого из окон установлена автоматически, но может быть также изменена вручную. Чтобы раздвинуть любое из окон - перетащите мышью границу окна. Чтобы исключить из поля зрения Содержание - нажмите кнопку "Скрыть" слева вверху, чтобы развернуть оставшуюся часть на весь экран - нажмите кнопку "Развернуть" справа вверху. Чтобы восстановить параметры - нажмите кнопки "Восстановить" справа вверху и "Показать" слева вверху. После посещения других страниц вернуться на текущую можно с помощью кнопки "Назад". Распечатать страницу Атласа, открытую на экране, можно с помощью кнопки "Печать".

Основные разделы Атласа - Учебник и Список видов.

Учебник включает полезные для начинающих энтомологов сведения по морфологии, физиологии и экологии чешуекрылых, их территориальному поведению, взаимоотношениям с другими организмами, роли бабочек в природе, их систематике и классификации, а также аспектам использования бабочек в культуре человека, а также другие полезные теоретические сведения. Учебник оснащен множеством гиперссылок, нажав на которые можно попасть к изображениям и описаниям видов, упоминаемых в тексте Учебника. Гиперссылки обозначены бледно-красным цветом (попробуйте гиперссылки из этого абзаца).

Основная по объему часть Атласа - это список видов бабочек, где для каждого вида приведены (см. образец описания вида - ниже):

1. Систематическое положение насекомого (отряд - надсемейство - семейство - род)
  2. Видовое название бабочки - по-русски, по-латыни, по-английски.
  3. Иллюстрации внешниего вида взрослых насекомых - фотографию и рисунки. На рисунках изображены верхняя и нижняя строна крыльев, как правило самца и самки, а также варианты изменчивости (если таковые у данного вида имеются).
  4. Описания каждого вида включают: происхождение латинского названия, синонимы (русские и латинские), внешний вид, размеры, ареал вида, распространение по регионам России, распространение в Восточной Европе, местообитания, описание жизненного цикла, размножение (включая описание яиц, гусеницы и куколки), кормовые растения гусениц, особенности охраны популяций, время лёта, особенности систематики. .

Образец описания вида

Отряд Чешуекрылые – Lepidoptera
Надсемейство Булавоусые – Papilionoidea
Семейство Нимфалиды – Nymphalidae
Род Крапивницы – Aglais

Крапивница
Aglais urticae (Linnaeus, 1758)

Small Tortoiseshell

Происхождение названия. Urtica (с латинского)- крапива – одно из кормовых растений гусениц.

Синонимы. Крапивница обыкновенная, нимфа крапивы, многоцветница крапивная, = Vanessa urticae = Nymphalis urticae (Linnaeus, 1758) = Papilio urticae Linnaeus, 1758 = ichnusoides (Selys, 1837) = atrebatensis (Boisduval, 1873) = osborni (Donckier de Douceel, 1881) = nigricaria (de Moffarte, 1895) = discolor (Ruhl, 1896) = pygmaea (Ruhl, 1896) = nigrita (Fickert, 1897) = thibetana (Austaut, 1898) = turcicoides (Staudinger, 1901) = conjuncta (Neuburger, 1905) = dannenbergi (Neuburg, 1905) = consentanea (Jachontov, 1906) = bolandii (Lambillion, 1907) = brunneoviolacea (Raynor, 1909) = alba (Raynor, 1909) = flavotessellata (Raynor, 1909) = ignea (Raynor, 1909) = ioformis (Raynor, 1909) = lutea (Raynor, 1909) = magniguttata (Raynor, 1909) = magnilunulata (Raynor, 1909) = magninotata (Raynor, 1909) = magnipuncta (Raynor, 1909) = nubilata (Raynor, 1909) = parviguttata (Raynor, 1909) = parvipuncta (Raynor, 1909) = punctijuncta (Raynor, 1909) = radiata (Raynor, 1909) = strigata (Raynor, 1909) = subtusornata (Reuss, 1910) = pseudoconnexa (Cabeau, 1911) = erythrophaea (Fritsch, 1913) = fervida (Fritsch, 1913) = teruelensis (Sheldon, 1913) = fasciata (Manslowscy, 1923) = obtusa (Bang-Haas, 1927) = semiichnusoides (Pronin, 1928) = Vanessa urticae coreensis Kleinschmidt, 1929 = impuncta (Lempke, 1931).

Внешний вид. Отличительным признаком служит ряд синих крапинок (каждая в форме полумесяца), идущий по внешнему краю передних и задних крыльев. В общем же верх крыльев бабочки кирпично-красный, в передней части передних крыльев расположены три черных пятна. Испод крыльев темно-буро-серый.

Размеры. Размах крыльев до 6 см. Длина переднего крыла 22-27 мм.

Ареал вида. Внетропическая Евразия до Японии включительно.

Распространение по регионам России. Волго-Донский, Восточно-Кавказский, Восточно-Якутский, Горно-Алтайский, Европейский Северо-Восточный, Европейский Северо-Западный, Европейский Центрально-Черноземный, Европейский Центральный, Европейский южно-таежный, Забайкальский, Западно-Кавказский, Западно-Якутский, Калининградский, Камчатский, Карельский, Кольский, Красноярский, Ненецко-Новоземельский тундровый, Нижне-Амурский, Нижневолжский, Нижнеобский, Предалтайский, Предбайкальский, Прибайкальский, Приморский, Северо-Енисейский, Северо-Охотоморский, Северо-Уральский, Средне-Амурский, Средне-Волжский, Средне-Охотоморский, Средне-Уральский, Среднеобский, Тувинский, Чукотский, Южно-Западносибирский, Южно-Уральский, Южно-Якутский.

Распространение в Восточной Европе. Обычен по всей территории Восточной Европы, залетает вплоть до побережья морей Северного Ледовитого океана. Реже встречается в степях и полупустынях Украины и юга России.

Местообитания. Эвритопный вид, который чаще встречается по лесным опушкам, полянам, обочинам дорог, лугам, берегам рек, в различных антропогенных биотопах. Бабочки летают в садах и парках, в городах, в том числе и крупных, в Альпах добираются до 3000 м, а в Гималаях встречаются выше 5000 м.

Жизненный цикл. Бабочки летают в одном (на севере ареала) или двух поколениях (южнее). Перезимовавшие бабочки летают с ранней весны по начало июня; с середины мая из куколок выходят бабочки первого поколения, их выход сильно растянут и иногда сливается с выходом бабочек второго поколения, которое активно с начала июля по середину сентября. Зимуют имаго, как самки, так и самцы.

Размножение. Самка откладывает яйца группами до 100-200 штук на стебли или листья кормового растения.
Гусеницы темные, вплоть до черных, с двумя желтоватыми полосами по бокам тела, живут группами, в отличие от личинок адмирала, на которых они внешне несколько похожи. Гусеницы развиваются с конца мая по сентябрь. На кормовых растениях молодые гусеницы живут выводками, не расползаясь далеко друг от друга, и только в последнем возрасте ведут одиночный образ жизни.
Окукливается на кормовых растениях, или в каком-либо укрытии. Куколка крапивницы угловатая, красно-бурого либо черного цвета, с золотыми точками, иногда и вовсе золотистая, свободная и прикрепляется головой вниз. Стадия куколки – около 2 недель.

Кормовые растения гусениц. Urtica dioica – крапива двудомная, Urtica urens – крапива жгучая.

Время лёта. Март, Апрель, Май, Июнь, Июль, Август, Сентябрь (1-2 декада).

Особенности систематики. У крапивницы известны горные подвиды – ladakensis Moore и rizana Moore, корсиканский подвид ichnusa Hb., а также арктический – polaris Stdgr. Внешне выделяется форма ichnusoides Sel., для которой характерен размытый и менее насыщенный рисунок верха крыльев.

Виды бабочек в Атласе расположены в алфавитном (русском и латинском) и систематическом порядках, соответственно попасть к описаниям видов через оглавление можно тремя путями: выбрав закладку "Русские названия по алфавиту", "Русские названия в систематическом порядке" или закладку "Латинские названия по алфавиту".

Определитель представляет собой компьютерную программу, основу которой составляет база данных из 12 определительных признаков всех 64 видов бабочек, включенных в Атлас-определитель:

• 1. Длина переднего крыла, мм
  • 2. Цвет переднего крыла сверху
  • 3. Цвет крыльев снизу
  • 4. Характерные особенности окраски
  • 5. Блеск на крыльях
  • 6. Строение усиков
  • 7. Форма переднего края переднего крыла
  • 8. Форма внешнего края переднего крыла
  • 9. Изрезанность внешнего края переднего крыла
  • 10. Особенности внешнего края заднего крыла
  • 11. Форма анального края заднего крыла
  • 12. Время лёта.

Каждый признак имеет от 2 до 8 значений.

Как было указано выше, Определитель открывается автоматически одновременно с Атласом при запуске программы из "Панели управления".
Окно Определителя состоит, в свою очередь, из двух окон: "Определительные признаки" и "Результаты определения". Ширину этих окон можно изменять, перетаскивая мышью границу между ними. В окне определительных признаков напротив каждого признака перед началом определения проставлено значение "не определен". В окне справа ("Результаты определения") показан весь список видов, включенных в определитель (название и мелкомасштабное изображение) с полосой прокрутки справа. Пользуясь ею можно просмотреть весь список (в начале процесса определения он состоит из всех 64 видов). Нажимая на название вида можно попасть на раздел его текстового описания, а на рисунок - на его полномасштабное изображение, размещенные в Атласе.

Начинать определение можно с любого признака, но удобнее и проще начинать сверху, т.к. вначале списка размещены более простые признаки. Для просмотра возможных значений признака (вариантов ответа) - нажмите левой кнопкой мыши на поле "не определен" или стрелку справа. Вниз развернется список возможных вариантов данного признака.

Для того, чтобы облегчить на начальном этапе работу с признаками, каждый признак имеет гиперссылку на соответствующий раздел "Учебника". Чтобы узнать, что это за признак и познакомиться с его значениями (вариантами ответов) - нажмите на поле названия признака и просмотрите рисунки и объяснения к ним в Учебнике.

Сверяясь с объектом определения, выберите нужный ответ (значение признака). Если ответить правильно невозможно или затруднительно - оставьте значение "не определен". Если значение все-таки выбрано, в окне "Результаты определения" отразится меньшее, чем было до этого, число видов. Из общего списка будут исключены виды с иными значениями данного признака. Далее выберите следующий признак и повторите процедуру. С каждым шагом число видов в базе данных и в правом окне ("Результаты определения") будет сокращаться, пока, в идеале, не придет к одному или нескольким. На завершающем этапе можно воспользоваться определением по иллюстрациям и описаниям (напомним, что нажав на рисунок или название вида в правом окне Вы попадаете в Атлас).

Если Вы успешно закончили определение и хотите начать определять другой вид, или же затрудняетесь с определением текущего вида и хотите начать заново - нажмите кнопку "Сброс". База данных обновится, т.е. все данные текущего определения пропадут.

Следует иметь в виду, что соотношение значений признаков ограничивается биологическими особенностями видов, поэтому в процессе определения может возникнуть ситуация, когда Вы получите в правом окне, вместо списка видов, надпись "Видов с таким набором признаков нет в базе данных Определителя". Это значит, что Вы дали неправильный ответ и следует либо попробовать другой ответ, либо оставить данный признак "не определенным" и перейти к другому признаку.

__________________________

* Описания видов составлены на основе следующих источников:

1. Горностаев Г.Н. Насекомые. Энциклопедия природы России. - М.: ABF, 1998. - 560 с.
  2. Дневные бабочки Восточной Европы. CD определитель, база данных и пакет программ "Lysandra". И. Г. Плющ, Д. В. Моргун, К. Е. Довгайло, Н. И. Рубин, И. А. Солодовников. Минск, 2005 *
  3. Корнелио М. П. Школьный атлас-определитель бабочек. - М.: Просвещение, 1986. - 256 с.
  4. Коршунов Ю. П. Определители по флоре и фауне России // Булавоусые чешуекрылые Северной Азии. Выпуск 4. - М.: Товарищество научных изданий КМК, 2002. - 424 с.
  5. Мамаев Б.М. Школьный атлас-определитель насекомых: Кн. для учащихся. - М. - Просвещение, 1985. - 160 с.
  6. Козлов М.А., Олигер И.М. Школьный атлас-определитель беспозвоночных. - М.: Просвещение, 1991. - 207 с.
  7. http://ru.wikipedia.org/wiki/Lepidoptera
  8. http://www.lepidoptera.ru

Список видов дневных бабочек, включенных в определитель:
(виды приведены в систематическом порядке)

Видовое название Синонимы видовых названий
Pyrgus malvae - Толстоголовка мальвовая Толстоголовка мальвовая малая, толстоголовка розоцветная, толстоголовка черно-белая, Pyrgus fritillum, Pyrgus minor, Papilio malvae, Papilio fritillarius, Papilio fritillum, Papilio sao, Papilio althaeae, Papilio alveolus
Heteropterus morpheus - Толстоголовка морфей Разнокрылка-морфей, Heteropterus steropes, Papilio morpheus, Papilio speculum, Papilio aracinthus
Thymelicus lineola - Толстоголовка тире Толстоголовка-штрих, малая бурая толстоголовка, Thymelicus virgula, Thymelicus ludoviciae, Thymelicus pallida, Thymelicus lineola lineola
Hesperia comma - Толстоголовка запятая Толстоголовка-запятая, Hesperia sylvestris, Papilio comma, Erynnis comma
Ochlodes sylvanus - Толстоголовка фавн Темножилковая толстоголовка, лесная толстоголовка, толстоголовка-лесовик, Ochlodes venatus, Ochlodes alexandra, Ochlodes esperi, Ochlodes faunus, Ochlodes melicerta, Papilio sylvanus, Papilio melicerta, Ochlodes esperiverity, Ochlodes venata faunus
Parnassius apollo - Аполлон обыкновенный Парусник аполлон, Аполлон, Papilio apollo, Parnassius carelius, Parnassius finmarchicus
Parnassius mnemosyne - Мнемозина Парусник мнемосина, аполлон черный, Papilio mnemosyne, Driopa mnemosyne, P. mnemosyne estonicus, P. mnemosyne demaculatus, P.mnemosyne craspedontis, P.mnemosyne caucasius, P.mnemosyne borussianus, P.mnemosyne nubilosus, P.mnemosyne krzikallai, P.mnemosyne karjala, P.mnemosyne uralca, P.mnemosyne ucrainicus, P.mnemosyne ugrjumovi, P.mnemosyne wagneri, P.mnemosyne weidingeri, P.mnemosyne poppii, P.mnemosyne schillei
Parnassius phoebus - Парусник феб Парусник феб, Феб, Parnassius delius, Papilio phoebus, Papilio delius
Zerynthia polyxena - Поликсена Зеринтия поликсена, парусник поликсена, Zerynthia hypsipyle, Zerynthia hypermnestra, Thais polyxena, Zerynthia cassandra, Papilio polyxena, Papilio rumina alba, Zerinthia polyxena, Parnasius polyxena
Iphiclides podalirius - Подалирий Парусник подалирий, парусник, парусный мотылек, хвостоносец подалирий, Papilio podalirius, Papilio sinon, Papilio flammeus, Podalirius europaeus, Papilio podalirius nigrescens
Papilio machaon - Махаон Парусник махаон, хвостоносец махаон, Papilio sphyrus, Papilio machaon dodi
Leptidea sinapis - Беляночка горошковая Белянка горчичная, горчичница, Leptidea sinapsis, Leptidea sinapis pseudodiniensis, Papilio sinapis
Anthocharis cardamines - Зорька Зорька сердечниковая, зорька, аврора, Euchloe cardamines, Papilio cardamines
Zegris eupheme - Белянка эйфема Зегрис короткоусая, белянка эвфем, белянка короткоусая, зорька эйфема, Zegris eupheme menestho, Papilio eupheme
Aporia crataegi - Боярышница Белянка боярышниковая, Papilio crataegi, Papilio nigronervosus
Pontia daplidice - Белянка рапсовая Белянка даплидика, белянка резедовая, белянка горчичная, Pontia daplidice kulyginskyi, Pieris daplidice, Papilio daplidice, Papilio bellidice, Papilio belemida
Pieris brassicae - Капустница Белянка капустная, Papilio brassicae, Pontia chariclea, Ganoris wollastoni
Pieris napi - Брюквенница Белянка брюквенная, Artogeia napi, Pieris balcana, Pieris canidiaformis, Pieris dubiosa, Pieris intermedia, Pieris napaeae, Pieris pseudorapae, Papilio napi, Pieris napae, Pontia napi
Pieris rapae - Репница Белянка репная, Pieris rapae deleta, Artogeia rapae, Papilio rapae, Pontia rapae
Gonepteryx rhamni - Лимонница Белянка крушинная, крушинница, Papilio rhamni
Colias croceus - Желтушка шафранная Желтушка шафрановая, почтовый рожок, Colias edusa, Colias crocea, Papilio croceus, Papilio edusa
Colias hyale - Желтушка луговая Желтушка гиала, малая торфяная желтушка, желтушка обыкновенная, Papilio hyale
Colias myrmidone - Желтушка ракитниковая Желтушка мирмидон, Мирмидона, Colias myrmidone ermak, Papilio myrmidone
Apatura ilia - Переливница тополевая Радужница малая, переливница илия, переливница малая, Papilio ilia, Papilio julia, Papilio laura
Apatura iris - Переливница ивовая Переливница большая, радужница большая, переливница ирис, переливница Ирида, Papilio iris, Papilio suspirans, Papilio junonia, Papiliorubescens, Apatura pallas, Papilio beroe, Chitoriapalla
Neptis sappho - Пеструшка сапфо Лентокрыльница сапфо, пеструшка темнокрылая, чернушка темно-бурая, Neptis aceris, Neptis hylas, Neptis aceris, Papilio sappho, Papilio lucilla, Papilio plautilla, Papilio intermedia, Papilio yessonensis, Neptis hylas curvata, Neptis uchidai
Neptis rivularis - Пеструшка таволговая Лентокрыльница приручейниковая, чернушка обыкновенная, пеструшка обыкновенная, Neptis lucilla, Papilio rivularis, Papilio lucilla, Neptis lucilla fridolini, Neptis lucilla insularum, Limenitis rivularis herculeana, L. rivularis primigenia, L. rivularis pygmaeana, L. rivularis akanumana, L. rivularis aino
Limenitis camilla - Ленточник камилла Лентокрыльница камилла, Камилла, малый ленточник, Limenitis ibilla, Papilio camilla, Papilio populi, Papilio prorsa, Papilio sibilla, Papilio luctuosus, Papilio xylostei, Papilio puellula, Papilio francottiana, Ladoga camilla
Limenitis populi - Ленточник тополевый Лентокрыльница тополевая, Limenitis populi bukovinensis, Papilio populi, Papilio tremulae, Papilio semiramis, Limenitis populi rilocola, Limenitis populi goliath, Limenitis populi eumenius, Limenitis monochroma, Limenitis helena, Limenitis bifulvata, Limenitis excelsior, Limenitis minor, Limenitis infranigrans, Limenitis suberrima, Limenitis radiata, Limenitis diluta
Polygonia C-album - Углокрыльница С-белое Углокрыльница це-белое, Polygonum c-album, Nymphalis c-album, Papilio c-album, Papilio f-album, Papiliog-album, Polygonia marsyas, Polygonia variegata, Polygonia pictior, Polygonia c-album chingana, Polygonia nakaharai, Polygonia sagitta, Polygonia suffusa, Polygonia castanea
Nymphalis antiopa - Траурница Нимфа антиопа, Vanessa antiopa, Papilio antiopa, Papilio morio, Vanessa borealis, Euvanessa antiopa
Nymphalis vaualbum - Многоцветница V-белое Углокрыльница V-белое, многоцветница v-белое, углокрыльница L-белое, эль-белое, нимфа эль-белое, ванесса L-белое, Nymphalis l-album, Roddia l-album, Papilio l-album, Papilio vau album, Nymphalis vau-album, Roddia vaualbum, Nymphalis vaualbum vaualbum, Polygonia l-album, Polygonia vau-album
Nymphalis polychloros - Многоцветница Нимфа многоцветная, Vanessa polychloros, Papilio polychloros, Papilio testudo, Papilio pyrrhomelaena, Vanessa pyromelas, Vanessa dixeyi, Vanessa polychloros fervida, Vanessa polychloros lucida, Vanessa polychloros dilucidus
Aglais io - Дневной павлиний глаз Нимфа ио, павлиний глаз, Inachis io, Vanessa io, Nymphalis io, Papilio io, Papilio ioides, Papilio sardoa, Papilio exoculata, Papilio dyophtalmica, Papilio veronensis, Papilio belisaria, Papilio fischeri, Papilio calorefacta, Papilio jocaste, Papilio narses, Papilio pavo, Papilio cyanosticta, Papilio fulva
Aglais urticae - Крапивница Нимфа крапивы, крапивница обыкновенная, многоцветница крапивная, Vanessa urticae, Nymphalis urticae, Papilio urticae, P. ichnusoides, P. atrebatensis, P. osborni, P. nigricaria, P. discolor, P. pygmaea, P. nigrita, P. thibetana, P. turcicoides, P. conjuncta, P. dannenbergi, P. consentanea, P. bolandii, P. brunneoviolacea, P. alba, P. flavotessellata, P. ignea, P. ioformis, P. lutea, P. magniguttata, P. magnilunulata, P. magninotata, P. magnipuncta, P. nubilata, P. parviguttata, P. parvipuncta, P. punctijuncta, P. radiata, P. strigata, P. subtusornata, P. pseudoconnexa, P. erythrophaea, P. fervida, P. teruelensis, P. fasciata, P. obtusa, P. semiichnusoides, Vanessa urticae coreensis, V. impuncta
Vanessa atalanta - Адмирал Нимфа аталанта, Pyrameis atalanta, Papilio atalanta, Papilio admiralis, Pyrameis ammiralis, Pyrameis atalanta italica, Pyrameis atalanta minutior
Vanessa cardui - Репейница Нимфа чертополоха, чертополоховка, чертополоховая углокрыльница, Cynthia cardui, Pyrameis cardui, Papilio cardui, Papilio belladonna, Papilio carduelis, Vanessa elymi, V. cardui semisuffusa, Pyrameis cardui japonica, Pyrameis cardui universa, V. cardui littoralis, Cynhia cardui jacksoni, Vanessa cardui ushuwaia, Pyrameis cardui litoralis, Pyrameis cardui rogeri, Pyrameis hemielymi, Vanessa cardui cardui
Araschnia levana - Пестрокрыльница изменчивая Пестрокрыльница левана, сеточница весенняя, Papilio levana, Araschina levana
Euphydryas maturna - Шашечница матурна Шашечница ранняя, шашечница ясеневая, Hypodryas maturna, Euphydryas maturna adamczewskii, Papilio maturna, Papilio agrotera
Melitaea athalia - Шашечница аталия Шашечница темно-бурая, Mellicta athalia, Melitaea athalia norvegica, Melitaea athalia luctfiiga, Melitaea athalia dictynnoides, Melitaea neglecta, Papilio athalia, Melitaea athalia conica, Melitaea athalia flavescens
Melitaea cinxia - Шашечница цинксия Шашечница опоясанная, шашешница обыкновенная, Цинксия, Melitaea cinxia karavajevi, Melitaea cinxia sacarina, Papilio cinxia, Papilio pilodellae, Papilio pilosella, Papilio delia, Papilio abacus, P. horvathi, P. kasyi
Argynnis paphia - Перламутровка большая Перламутровка большая лесная, перламутровка пафия, Пафия, Argynnis paphia argyrorrhytes, Argynnis paphia talassata, Argynnis paphia butleri, Argynnis immaculata, Argynnis valesina, Papilio paphia, P. anargyra
Argynnis aglaja - Перламутровка аглая Аглая, перламутровка блестящая, Argynnis aglaja borealis, Mesoacidalia aglaja, Speyeria aglaja, Papilio aglaja, Papilio pasilhoe, Papilio charlotta, Mesoacidalia aglaia
Argynnis adippe - Перламутровка красная Перламутровка адиппа, Адиппа, Argynnis adippe, Argynnis adippe norwegica, Argynnis adippe garcila, Argynnis adippe thalestria, Argynnis cydippe, Fabriciana adippe, Papilio adippe, Papilio cydippe, P. berecynthia, P. phryxa, P. aspasia, P. chlorodippe
Argynnis niobe - Перламутровка ниобея Перламутровка ниоба, Ниоба, Argynnis niobe gigantea, Fabriciana niobe, Papilio niobe, P. herse, P. pelopia, P. cleodoxa
Boloria euphrosyne - Перламутровка эвфросина Перламутровка фиалковая, перламутровка эвфросина, Эвфросина, Clossiana euphrosyne, Clossiana euphrosyne phaenea, Clossiana euphrosyne rusalka, Clossiana euphrosyne anka, Clossiana euphrosyne dagestanica, Clossiana euphrosyne fingal, Papilio euphrosyne
Boloria selene - Перламутровка селена Перламутровка обыкновенная, Селена, Clossiana selene, Clossiana euphrasia, Clossiana selene thalia, Argynnis selene, Papilio selene, P. euphrasia, P. silene
Lopinga achine - Крупноглазка Краеглазка печальная, краеглазка придорожная, Lopinga deianira, Pararge achine, Lasiommata achine, Papilio achine, Maniola achine, Pararge achine
Lasiommata maera - Бархатка Краеглазка мэра, буроглазка большая, краеглазка большая, печальная краеглазка, власоглазка мэра, Lasiommata hiera, Lasiommata aera jachontovi, Lasiommata  maera crimaea, Lasiommata monotonia, Papilio maera, P. hiera, Pararge maera silymbria
Melanargia galathea - Галатея Пестроглазка галатея, бархатница Галатея, Papilio galathea
Coenonympha glycerion - Сенница глицерион Сенница луговая, Гликерион, Глицерион, сенница ифида, сенница ифис, ржаво-бурый сатир, Coenonympha iphis, Coenonymphat iphon, Papilio glycerion, Papilio iphis, Papilio tiphon, Coenonympha glycerion glycerion, Coenonympha iphis
Coenonympha pamphilus - Сенница обыкновенная Сенница памфил, малый желтый сатир, Coenonympha pamphilus marginata, Coenonymphapamphilus lyllus, Papiliopamphilus
Erebia ligea - Чернушка кофейная Чернушка лигия, Лигея, коричневый сатир, Erebia ligea meridionalis, Erebialigea kamensis, Erebia ligea dovrensis, Papilioligea
Erebia medusa - Чернушка медуза Медуза, Papilio medusa
Aphantopus hyperanthus - Глазок цветочный Цветочный сатир, бархатница гиперант, глазок черно-бурый, Гиперант, Hipparhia hyperanthus, Papilio hyperantus
Maniola jurtina - Воловий глаз Бархатница волоокая, бархатница воловье око, большая крупноглазка, Hyponephele jurtina, Maniola janira, Hyponephele strandiana, Hyponephele ulustrus, Epinephele jurtina, Epinephele janira, Papilio jurtina, Maniola lemur, Hyponephele janira
Minois dryas - Дриада Бархатница дриада, сатир дриада, миноида дриада, Satyrus dryas, Papilio dryas, Papilio phaedra, Satyrus druas, Hipparchia dryas
Callophrys rubi - Малинница Голубянка малинная, малинница обыкновенная, Papilio rubi, P. caecus, P. suaveola, P. nordlandica, P. intermedia, P. minor, P. major, P. connexa, P. bipunctata, P. incompleta, P. inferopunctata, P. pallida, P. brunnea, P. suffusa, P. olivacea, P. cinerascens, P. leucosticta, P. amphichloros, P. herculeana, P. androflavus
Lycaena phlaeas - Червонец пятнистый Многоглазка пятнистая, червонец пламенный, Papilio phlaeas, Papilio timeus, Papiliovirgaureae, Lycaena phlaeasaestivus, L. turcicus, L. phleas, L. phaleas, Chrysophanus cupido
Lycaena alciphron - Червонец фиолетовый Многоглазка альцифрон, червонец альцифрон, многоглазка фиолетовая, Heodes virgaureae, Heodes alciphron, Papilio alciphron, Papilio virgaurea, Papilio lampetie, Papilio hipponoe, Papilio hiere, Thersamonolycaena alciphron
Lycaena virgaureae - Червонец огненный Многоглазка огненная, червонец золотарниковый, Heodes virgaureae, Papilio virgaureae
Polyommatus icarus - Голубянка икар Икар, Papilio icarus, Papilio argus, Papilio alexis, Papilio thetis, Papilio pampholyge, Papilio candybus, Papilio candiope, Papilio candaon, Papilio oceanus, Papilio polyphemus, Papilio fusciolus, P. icarinus, P. oebalus, P. iphis, P. pusillus, P. zelleri, Lycaena taurica, Polyommatus (icarus) icarus
Polyommatus amandus - Голубянка аманда Голубянка быстрая, голубянка милая, голубянка приятная, Papilio amandus, Papilio icarius, Lycaena icarius libisonis, Agriades amdandus bruttia, Polyommatus icarius, Plebicula amanda, Agrodiaetus amandus, Polyommatus amanda
Cyaniris semiargus - Голубянка бобовая Голубянка лесная, Polyommatus semiargus, Papilio semiargus, Papilio acis, P. argiolus, P. argopoeus, P. byze, P. byzene, P. damoetas, P. cimon, Cyaniris argianus, Lycaena semiargus salassorum, Glaucolinea xingana

Выпускаются версии данных определителей для
смартфонов и планшетов на операционных системах iOS (iPhone и iPad) и Android.

Все их уже можно установить из магазинов Google Play и AppStore

В разделе Методические материалы Вы можете познакомиться с описаниями разработанных экологическим центром "Экосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "Грибы, растения и животные России", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей для смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной деятельности школьников и полевых экологических исследований (включая книгу для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум", а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской деятельности школьников в природе. Приобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине. Там же можно приобрести книги-определители серии "Энциклопедия природы России", книгу "Полевой определитель птиц", и mp3-диски Голоса птиц средней полосы России и Голоса птиц России, ч.1: Европейская часть, Урал, Сибирь.

Познакомиться с изображениями и описаниями объектов природы России и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, травянистых растений (цветов), водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихся (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их яиц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе Природа России нашего сайта.