ГЛАВНАЯ >>> МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ >>> КОМПЬЮТЕРНЫЕ ОПРЕДЕЛИТЕЛИ

ЭкоГид: Путеводитель по экосистемам
EcoGuide: Guide to Ecosystems

Компьютерный атлас-определитель наземных млекопитающих (зверей) России и их следов

Авторский коллектив: Боголюбов Александр Сергеевич (автор проекта, подбор и обработка иллюстраций, компоновка, дизайн, база данных), Кравченко Михаил Владимирович (технология, программирование)

© Экосистема, 2010

Выпущены версии определителей объектов природы России для
смартфонов и планшетов на операционных системах iOS (iPhone и iPad) и Android.

Уже вышли в свет определители для Android: грибы, деревья зимой, деревья летом, дикорастущие цветы, дневные бабочки, насекомые-вредители, рыбы, амфибии, рептилии, птицы и голоса и звери и следы.
Вышел также атлас-определитель для iOS/Apple Птицы России.

Все их уже можно установить из магазинов Google Play и AppStore

Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market Загрузить приложения из AppStore / iTunes

Общая информация о серии компьютерных определителей и принципах их работы

Компьютерный определитель млекопитающих можно приобрести в нашем некоммерческом Интернет-магазине.
Там же можно приобрести ламинированную цветную определительную таблицу "Млекопитающие средней полосы России".

Компьютерный определитель наземных млекопитающих (зверей): обложка диска    Компьютерный определитель наземных млекопитающих (зверей): диск для PC

Полные описания и уменьшенные изображения всех видов, включенных в данный определитель, можно посмотреть/скачать в разделах Рефераты и Природа нашего сайта.

В данный Атлас-определитель включены 147 видов наземных млекопитающих (зверей) (список видов см. ниже), наиболее широко распространенных (часто встречающихся) в средней полосе России: от западных границ до Дальнего Востока, а также описания 6 отрядов, 19 семейств и 33 родов, к которым относятся эти животные, а также их норы, жилища, следы, погадки, погрызы и т.п.

Атлас-определитель состоит из двух взаимосвязанных частей: “Атласа” и “Определителя”, которые открываются в отдельных окнах и используются раздельно.

Основу Атласа составляет коллекция иллюстраций с сопутствующими текстовыми описаниями*, которые предназначены для ознакомления с уже известными пользователю или определенными по Определителю видами млекопитающих, а также описаниями отрядов, семейств и родов, к которым относятся включенные в Атлас млекопитающие.

Определитель представляет собой компьютерную программу для определения видовой принадлежности неизвестного, встреченного в природе животного по внешним и некоторым простейшим морфологическим признакам (список признаков см. ниже).

В начале работы на мониторе Вашего компьютера открываются два окна — Определитель (слева) и Атлас (справа). Первой страницей атласа является Обложка (название, авторы, копирайт), которая через несколько секунд заменяется Инструкцией. Дальнейшие действия зависят от пользователя — можно свернуть окно Атласа и работать с Определителем, можно наоборот, развернуть окно Атласа и работать с ним (читать инструкцию, учебник или просматривать видовые списки). Атлас можно закрыть совсем, но при первом же обращении к гиперссылке из Определителя Атлас откроется вновь. При достаточном разрешении монитора можно работать с Определителем и Атласом одновременно. Закрывать совсем окно Определителя нельзя (он является "ведущим") — в этом случае программа будет закрыта совсем (открыть вновь ее можно из "Панели управления").

Атлас включает в себя Обложку, Инструкцию, Учебник и Список видов. Доступ к этим разделам осуществляется через Содержание (Contents) — окно, которое находится в левой части атласа.

Атлас создан в стиле Справки Windows (Help), поэтому к нему применимы все стандартные приемы пользования справкой. В частности, ширина каждого из окон установлена автоматически, но может быть также изменена вручную. Чтобы раздвинуть любое из окон — перетащите мышью границу окна. Чтобы исключить из поля зрения Содержание — нажмите кнопку "Скрыть" слева вверху, чтобы развернуть оставшуюся часть на весь экран — нажмите кнопку "Развернуть" справа вверху. Чтобы восстановить параметры — нажмите кнопки "Восстановить" справа вверху и "Показать" слева вверху. После посещения других страниц вернуться на текущую можно с помощью кнопки "Назад". Рядом со вкладкой "Содержание" есть вкладка "Поиск". Данная функция позволяет осуществлять поиск любого слова во всем текстовом массиве Атласа. Иногда (в зависимости от версии и настроек Интернет-браузера пользователя) данная функция при включенном Определителе не работает. Чтобы исправить ситуацию — закройте окно Атласа, а затем откройте его вновь, нажав на любую гиперссылку в Определителе. Распечатать страницу Атласа, открытую на экране, можно с помощью кнопки "Печать".

Основные разделы Атласа — Учебник и Список видов.

Учебник представляет собой Справочник анатомии и физиология млекопитающих, включая такие разделы, как: размеры и вес, кожный и волосяной покров, скелет и мускулатура, органы пищеварения, органы дыхания и кровообращения, органы выделения, размножения и внутренней секреции, органы чувств и нервная система, приспособительные типы млекопитающих (млекопитающие открытых ландшафтов, лесные звери, горные млекопитающие, роющие звери, водные млекопитающие), основные особенности экологии млекопитающих (суточная и сезонная жизнь, убежища, питание, размножение и динамика численности). Отдельной частью Учебника является список и описание морфологических признаков, используемых для определения млекопитающих, включенных в Определитель (список признаков см. ниже).

Как вводная часть Учебника, так и раздел описания определительных признаков проиллюстрированы примерами из Атласа.

Основная по объему часть Атласа — это список видов млекопитающих, где для каждого вида приведены:

1) Систематическое положение и видовое название животного (см. "Образец" ниже). Коричневым цветом выделены гиперссылки на описания систематических таксонов, к которым относится данный вид. Следуя этим ссылкам можно подробно узнать об отряде, семействе и роде, к которым принадлежит данный вид животного, а также о других видах данного рода, других родах данного семейства или других семействах данного отряда. Видовые названия и систематическое положение млекопитающих приведены по [Динец В.Л., Ротшильд Е.В. Звери. Энциклопедия природы России. 2-е издание, дополненное и переработанное. — М.: ABF, 1998]. Приведены также синонимические и устаревшие названия млекопитающих.

2) Изображение животного, включающее рисунок его внешнего вида, строение костей черепа, изображения его нор (жилищ), если они имеются, следов, погадок, погрызов и других распространенных и типичных следов жизнедеятельности животного*.

3) Текстовое описание животного*, включая следующие пункты: 1) описание внешнего вида животного (размеры, морфология, окраска, отличия от сходных по внешнему виду млекопитающих), 2) его распространение (ареал и предпочитаемые местообитания), 3) биология и поведение, 4) следы, 5) питание (чем питаются и для кого сами являются кормом), 6) размножение (частота и сроки размножения, длительность беременности, плодовитость), 7) хозяйственное значение (влияние на хозяйство человека, перенос болезней, роль в народном эпосе), 8) систематика (к какому отряду, семейству и роду относится данный вид).

Образец

Отряд Грызуны — Rodentia, Семейство Мышей—Muridae, Род Лесные мыши—Apodemus

Полевая мышь — Apodemus agrarius

Полевая мышь - Apodemus agrarius

Внешний вид. Мыши — грызуны с тонким, почти голым кольчатым хвостом, круглым в сечении, длина которого заметно превышает половину длины тела. У большинства видов мордочка несколько вытянута и заострена, а уши довольно большие. От сонь, полевок и хомячков отличаются длинным, почти голым хвостом; от мышовок — тем, что длина хвоста ненамного больше или равна длине тела. В отличие от домовой мыши задняя сторона резцов без уступа (1).
Длина тела полевой мыши — 10-12,5 см, хвоста 9-11 см. Окраска буровато-охристая с черной полоской вдоль спины.

Распространение. Полевая мышь обитает в средней полосе и на юге европейской части России, на Кавказе, юге Западной и средней Сибири, в Приамурье и Приморье. Населяет пойменные леса, опушки, вырубки, поля и огороды, поймы рек. Повсюду придерживается влажных мест с густой травой.

Биология и поведение. Активны обычно ночью, зимой всего час-три в сутки. Очень подвижные зверьки, могут проходить до полутора километров в сутки, уходить за сотни метров от норы. Иногда, впрочем, кормятся на расстоянии всего нескольких метров.
Летом делают гнезда в дуплах деревьев (на высоте до 10 м), зимуют чаще в норах под корнями и пнями (2). Норы длиной до 3 м, с 2-3 входами, гнездовой камерой и 1-2 кладовыми на глубине около полуметра. В сырых местах строят гнезда на поверхности земли.
Поселения полевых мышей напоминают колонии серых полевок: норы соединены тропинками, в местах кормежки разбросаны короткие норки-убежища.

Следы. Мышиные обычно передвигаются прыжками, поэтому их следы расположены трапецией с отпечатком хвоста позади (3). От следов лесных полевок следы мышей отличаются большей длиной прыжка (свыше 25 см) и длинным отпечатком хвоста. Следы полевой мыши — с более коротким отпечатком хвоста, чем у других мышей, и с меньшей длиной прыжков.

Питание. Питаются в основном семенами деревьев и кустарников, а также ягодами, побегами, насекомыми. Делают запасы семян на зиму. Кроме семян и ягод поедает много сочных частей растений, корневищ и плодов.

Размножение. Размножаются до 5 раз за год, беременность длится 20-25 дней, в выводке обычно 4-7 детенышей.

Хозяйственное значение. Растаскивая и закапывая семена древесных пород, мыши часто способствуют возобновлению леса. Иногда повреждают зерновые и технические культуры.
Могут быть носителями геморрагической лихорадки (острого инфекционного заболевания, передающегося от грызунов человеку с пылью, грязной водой или пищей) и лептоспироза.
С мышами и крысами связано великое множество легенд и суеверий. У народов Востока они считались символом Земли или порождением грома, а в Европе — ведьминским скотом, предвестниками мора, голода и прочих несчастий (что в значительной степени оправдано). В западноевропейской живописи мышь или крыса — эмблема сатаны.

Систематика. Отряд Грызуны (Rodentia) в России включает одиннадцать семейств: семейство Бобров (Castoridae), семейство Летяг (Reromyidae), семейство Белок (Sciuridae), семейство Сонь (Gliridae), семейство Тушканчиков (Dipodidae), семейство Мышовок (Zapodidae), семейство Мышей (Muridae), семейство Песчанок (Gerbillidae), семейство Хомяков (Cricetidae), семейство Полевок (Microtidae) и семейство Слепышей (Spalacidae).
Семейство Мышей (Muridae) включает в России четыре рода: род Домовые мыши (Mus), род Лесные мыши (Apodemus), род Мыши-малютки (Micromys) и род Крысы (Rattus).
Род Лесные мыши (Apodemus) включает в России восемь или девять видов, из которых наиболее широко распространены полевая мышь (Apodemus agrarius), малая лесная мышь (Apodemus uralensis) и желтогорлая мышь (Apodemus flavicollis).

Общие особенности биологии, поведения, питания, размножения и хозяйственного значения грызунов приведены в описании отряда Грызуны (Rodentia).

Виды млекопитающих в Атласе расположены в алфавитном порядке (по-русски и по-латыни). Кроме этого, в оглавлении имеется также закладка "Описания таксонов". В этой части приведены выборочные описания отрядов, семейств и родов (в их систематическом соподчинении), к которым относятся включенные в атлас млекопитающие. В связи с этим, попасть к описаниям видов через оглавление можно тремя путями: выбрав закладку "Русские названия", закладку "Латинские названия" или закладку "Описания таксонов".

Определитель представляет собой компьютерную программу, основу которой составляет авторская база данных определительных признаков всех видов млекопитающих, включенных в Атлас-определитель (список признаков см. ниже). Каждый вид имеет определенное значение по каждому из этих признаков. Подробно ознакомиться со всеми этими признаками можно в разделе "Определительные признаки" "Учебника", где подробно описаны и проиллюстрированы все значения каждого из признаков.

Как было указано выше, Определитель открывается автоматически одновременно с Атласом при запуске программы из "Панели управления".
Окно Определителя состоит, в свою очередь, из двух окон: "Определительные признаки" и "Результаты определения". Ширину этих окон можно изменять, перетаскивая мышью границу между ними. В окне определительных признаков напротив каждого признака перед началом определения проставлено значение "не определен". В окне справа ("Результаты определения") показан весь список видов, включенных в определитель (название и мелкомасштабное изображение) с полосой прокрутки справа. Пользуясь ею можно просмотреть весь список (в начале процесса определения он состоит из всех 147 видов). Нажимая на название вида или на его изображение можно попасть на его текстове описание и полномасштабное изображение, размещенные в Атласе.

Начинать определение можно с любого признака, но логичнее всего это делать сверху вниз — от простых признаков к более сложным, т.е. в том порядке, как они представлены в таблице. Для просмотра возможных вариантов того или иного определительного признака — нажмите левой кнопкой мыши на поле "не определен" или стрелку справа. Вниз развернется список возможных вариантов данного признака.

Для того, чтобы облегчить работу с определителем, каждый из определительных признаков имеет гиперссылку на соответствующий раздел "Учебника". Чтобы узнать, что это за признак и познакомиться с его значениями (вариантами ответов) — нажмите на поле названия признака и просмотрите рисунки и объяснения к ним в Атласе.

Нажав на значения признака выберите нужный ответ, подходящий для Вашего объекта. Если ответить правильно невозможно или затруднительно — оставьте значение "не определен". Если значение все-таки выбрано, в окне "Результаты определения" отразится меньшее, чем было до этого, число видов. Из общего списка будут исключены виды с иными значениями данного признака. Далее выберите следующий признак и повторите процедуру. С каждым шагом число видов в базе данных и в правом окне ("Результаты определения") будет сокращаться, пока, в идеале, не придет к одному или нескольким. На заверщающем этапе можно воспользоваться определением по иллюстрациям и описаниям (напомним, что нажав на рисунок или название вида в правом окне Вы попадаете в соответствующий раздел Атласа).

Если Вы успешно закончили определение и хотите начать определять другой вид, или же затрудняетесь с определением текущего вида и хотите начать заново — нажмите кнопку "Сброс". База данных обновится, т.е. все данные текущего определения пропадут.

Следует иметь в виду несколько особенностей пользования программой Определителя. Первая (положительная) особенность: для окончательного определения нет необходимости использовать все признаки — многие виды определяются на 3-5 признаке (шаге). Поэтому начинать определение можно с любых, кажущихся наиболее простыми и знакомыми, признаков. Если определить вид быстро не удается, следует переходить к более сложным признакам.

Другая особенность программы заключается в том, что соотношение значений признаков ограничивается биологическими особенностями видов, поэтому в процессе определения может возникнуть ситуация, когда Вы получите в правом окне, вместо списка видов, надпись "Видов с таким набором признаков нет в базе данных Определителя". Это значит, что Вы дали неправильный ответ и следует либо попробовать другой ответ, либо оставить данный признак "не определенным" и перейти к другому признаку.

__________________________

* Описания таксонов (отрядов, семейств, родов и видов), а также иллюстрации составлены с использованием следующей литературы:

1) Динец В.Л., Ротшильд Е.В. Звери. Энциклопедия природы России. 2-е издание, дополненное и переработанное. — М.: ABF, 1998.
2) David W. Macdonald, Priscill Barrett. Mammals of Britain and Europe. Collins Field Guide. Harper Collins Publishers, 1993.

Приложение.

Список видов млекопитающих, включенных в определитель:
(виды приведены в систематическом порядке)

Обыкновенный ёж — Erinaceus europaeus

Размер хвоста
Характерные признаки
Характер передвижения
Голос
Цвет глаз в отраженном свете
Период встречи
Тип следовой дорожки
Наличие отпечатка хвоста
Длина шага
Строение отпечатка лапы/ноги
Размер отпечатка лапы/ноги
Тип жилища
Место расположения жилища
Форма помёта
Размер помёта

Выпущены версии определителей объектов природы России для
смартфонов и планшетов на операционных системах iOS (iPhone и iPad) и Android.

Вышел также атлас-определитель для iOS/Apple Птицы России.

Все их уже можно установить из магазинов Google Play и AppStore

Наши авторские методические материалы по млекопитающим России:
можно приобрести следующие методические материалы по млекопитающим России:

компьютерный (для PC-Windows) определитель "Наземные млекопитающие (звери) России",
полевой определитель для смартфонов и планшетов "ЭкоГид: Звери и следы" (его можно купить в магазине Play Google),
карманный полевой определитель "Звери и их следы",
цветную ламинированную определительную таблицу "Млекопитающие и следы их жизнедеятельности".

Кроме того, на нашем сайте Вы можете приобрести методические материалы по зоологии позвоночных животных:

компьютерные (для PC-Windows) определители: Рыбы, Амфибии, Рептилии, Птицы,
полевые определители для смартфонов и планшетов серии "ЭкоГид": Рыбы, Амфибии и Голоса, Рептилии, Птицы и Голоса, (все их можно купить в магазине Play Google),
цветные ламинированные определительные таблицы: Рыбы, Амфибии и рептилии, Зимующие птицы, Перелетные птицы,
карманные полевые определители: Пресноводные рыбы и Обитатели водоемов
книги-определители серии "Энциклопедия природы России" Звери и Домашние животные.

В разделе Методические материалы Вы можете познакомиться с описаниями разработанных экологическим центром "Экосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "Грибы, растения и животные России", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей для смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной деятельности школьников и полевых экологических исследований (включая книгу для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум", а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской деятельности школьников в природе. Приобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине. Там же можно приобрести книги-определители серии "Энциклопедия природы России", книгу "Полевой определитель птиц", и mp3-диски Голоса птиц средней полосы России и Голоса птиц России, ч.1: Европейская часть, Урал, Сибирь.

Познакомиться с изображениями и описаниями объектов природы России и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, травянистых растений (цветов), водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихся (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их яиц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе Природа России нашего сайта.