Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помочь сайту / Donate




Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ >>> КАРМАННЫЕ ОПРЕДЕЛИТЕЛИ


Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }


ШКОЛА ГИДРОБОТАНИКИ

Глушенков О.В., Глушенкова Н.А.

Школа гидроботаники: теория и практика учебных гидроботанических исследований.
Учебно-методическое пособие. – Чебоксары: «Новое время», 2013. – 176 с.

Обложка книги Школа гидроботаники: учебное пособие-определитель

Обложка книги "Школа гидроботаники"

Учебно-методическое пособие посвящено теоретическим и практическим вопросам, связанным с организацией учебных гидроботанических исследований в системе дополнительного образования детей эколого-биологической направленности. Пособие создано на основе опыта проведения полевых исследований в данной области со школьниками.

Обоснована актуальность исследований водных растений и процессов зарастания водоёмов и водотоков, а также включения школьников в эту исследовательскую деятельность. Приведены основные теоретические сведения в данной области знаний. Даны общие рекомендации к организации (подготовке и проведению)   гидроботанических исследований и конкретные методики, относящиеся к определённым направлениям гидроботанических исследований. Методики, разработанные ведущими учёными в области гидроботаники, адаптированы для восприятия и понимания в школьном возрасте и предполагают свободное овладение ими самостоятельно или под руководством педагогов.

В книге рассмотрены наиболее актуальные темы гидроботанических исследований, посильные для выполнения учащимися. Имеются ключи для определения растений водной флоры в полевых условиях, справочные материалы по некоторым наиболее важным направлениям гидроботаники.

Пособие предназначено для педагогов дополнительного образования и методистов, а также для школьных учителей, занимающихся кружковой работой. Может также использоваться студентами биологических факультетов вузов и школьниками среднего и старшего возраста.

© Глушенков О.В., Глушенкова Н.А., 2011
© Иллюстрации Мичуриной И.С, при участии Глушенкова О.В.

Заказать через интернет-магазин

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ
Часть 1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
1.1. ГЛОССАРИЙ
1.1.1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ ГИДРОБОТАНИКИ
1.1.2. СОПУТСТВУЮЩАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ (географические понятия)
1.2. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЗАРАСТАНИЯ ВОДОТОКОВ И ВОДОЁМОВ
1.2.1. Стадии зарастания
1.2.2. Типы зарастания
1.2.3. Динамика зарастания
1.2.4. Степень зарастания
1.2.5. Особенности зарастания различных водных объектов
1.3. ДОМИНАНТО-ДЕТЕРМИНАНТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ВОДНОЙ РАСТИТЕЛЬНОСТИ
Часть 2. ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ГИДРОБОТАНИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
2.1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
2.1.1. Выбор объекта исследований
2.1.2. Время проведения работ
2.1.3. Подготовка к исследованию
2.1.4. Выбор участков для обследования, их размеры и размещение
2.1.5. Особенности обследования разных типов водоёмов
2.1.6. Снаряжение и оборудование
2.2. ЭКСПЕДИЦИОННЫЙ ЭТАП
2.2.1. Запись наблюдений
2.2.2. Фотосъёмка и видеосъёмка
2.2.3. Измерение параметров водных объектов
2.2.4. Выбор пробной площади
2.2.5. Флористические исследования
2.2.6. Фитоценологические исследования
2.2.7. Замечания по режиму исследования
Часть 3. МЕТОДЫ ГИДРОБОТАНИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
3.1. ГЕРБАРИЗАЦИЯ ВОДНЫХ РАСТЕНИЙ. ОФОРМЛЕНИЕ КОЛЛЕКЦИЙ
3.1.1. Оборудование для сбора растений
3.1.2. Техника сбора растений
3.1.3. Этикетирование
3.1.4. Сушка растений
3.1.5. Определение растений
3.1.6. Монтировка
3.1.7. Правила пользования гербарием. Этика гербарной работы
3.2. КАРТИРОВАНИЕ И ПРОФИЛИРОВАНИЕ РАСТИТЕЛЬНОСТИ ВОДОЁМОВ И ВОДОТОКОВ
3.2.1. Полевые исследования
3.2.2. Камеральная обработка
3.3. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОДУКЦИИ МАКРОФИТОВ ВОД
Часть 4. АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ В ГИДРОБОТАНИКЕ
Часть 5. ПОЛЕВОЙ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬ ВОДНЫХ СОСУДИСТЫХ РАСТЕНИЙ
ЛИТЕРАТУРА
Приложения: ЗАРАСТАНИЕ ВОДОЕМОВ
ЭКОТИПЫ И ЭКОМОРФЫ ВОДНЫХ РАСТЕНИЙ

Образцы разворота книги
"Школа гидроботаники":

Образцы разворота книги Школа гидроботаники: учебное пособие-определитель Образцы разворота книги Школа гидроботаники: учебное пособие-определитель

Наверх страницы

ГИДРОБОТАНИКА - наука о растениях вод и о процессах зарастания водоёмов и водотоков. Это относительно молодая наука, вышедшая в самостоятельную жизнь из гидробиологии.

Гидроботанические исследования расширяют спектр возможностей гидробиологии в изучении водных объектов и могут помочь преодолеть однообразие тематики детских исследовательских работ в области гидробиологии, сложившееся в последние годы. К тому же это направление представляет альтернативу биоиндикационному направлению в гидробиологии, от которого сейчас отходят учёные по причине низкой достоверности результатов, получаемых методами биоиндикации.

Гидроботанические методы исследований в большей степени доступны для использования их школьниками, чем традиционные гидробиологические методики. Сам объект исследования тоже нагляден и доступен для детских исследований.

Освоение новых методик позволит повысить интерес школьников среднего и старшего возраста к исследованиям природных экосистем и будет способствовать развитию творческих способностей подростков. Изучение водных растений инициирует у школьников стремление участвовать в сохранении водных объектов своего региона, что, в свою очередь, способствует формированию экологической культуры личности учащегося как части общечеловеческой культуры.

Для России подключение “армии” школьников к гидроботаническим исследованиям весьма актуально, учитывая довольно слабую изученность флоры и растительности водотоков и водоёмов на широких просторах нашей страны. Особенно мало изучен растительный покров ручьёв, малых и средних рек, локальных прудов и многочисленных стариц, составляющих основу гидрографической сети регионов.

Исследования, выполняемые школьниками, позволят даже в условиях относительно низкой населённости, слабой развитости дорожной сети проводить изучение особенностей водной растительности каких-либо территорий и регионов в широком масштабе на большом числе ручьёв, рек, озёр, стариц, т. е. на уровне какого-то типа ландшафта, или целого бассейна.


Приобрести данное учебное пособие-определитель, а также другие карманные определители, выпущенные экологическим центром "Экосистема", можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине.

Заказать пособие-определитель можно также письмом на имя Васюковой Ольги Валентиновны на наш почтовый адрес или по электронной почте (см. страницу контакты).

Наверх страницы



Наши авторские методические материалы по ботанике и растениям России:
В нашем Интернет-магазине по некоммерческим ценам (по себестоимости производства)
можно приобрести следующие методические материалы по ботанике и растениям России:

компьютерные (для PC-Windows) определители: Цветы, Деревья зимой и Деревья летом,
полевые определители растений "ЭкоГид" для смартфонов и планшетов: Цветы, Деревья зимой и Деревья летом (все их можно купить в магазине Play Google),
карманные полевые определители: Лекарственные растения и Растения пресных вод,
цветные ламинированные определительные таблицы: грибы-1, грибы-2, лишайники, водоросли, мхи, первоцветы, цветы лесов, цветы лугов, цветы водоемов, деревья зимой, деревья летом, кустарники зимой и кустарники летом,
цветные определители-раскладушки издательства "Вентана-Граф": первоцветы, цветы лесов, цветы лугов, цветы водоёмов, деревья зимой, кустарники зимой, деревья летом, кустарники летом,
определитель серии "Энциклопедия природы России" Пищевые растения.




В разделе Методические материалы Вы можете познакомиться с описаниями разработанных экологическим центром "Экосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "Грибы, растения и животные России", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей для смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной деятельности школьников и полевых экологических исследований (включая книгу для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум", а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской деятельности школьников в природе. Приобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине. Там же можно приобрести книги-определители серии "Энциклопедия природы России", книгу "Полевой определитель птиц", и mp3-диски Голоса птиц средней полосы России и Голоса птиц России, ч.1: Европейская часть, Урал, Сибирь.

Познакомиться с изображениями и описаниями объектов природы России и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, травянистых растений (цветов), водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихся (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их яиц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе Природа России нашего сайта.

В разделе Природа в фотографиях размещены также тысячи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных России и стран бывшего СССР, а в разделе Природные ландшафты мира - фотографии природы Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Новой Зеландии и Антарктики.

 


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016