ГЛАВНАЯ >>> РЕФЕРАТЫ И СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ПРИРОДЕ

АПИСТОГРАММА АГАССИЗИ (APISTOGRAMMA AGASSIZI)

В октябре 1966 года Московский городской клуб аквариумистов получил посылку от аквариумистов ГДР с новыми тропическими аквариумными рыбками. Среди присланных рыб было несколько экземпляров апистограммы агассизи (Apistogramma agassizi). Эти небольшие серые рыбки с проходящей вдоль тела темной полосой сначала не привлекали к себе особого внимания аквариумистов. Через два месяца они выросли и окрасились в яркие цвета.

Родина этой рыбки — река Парагвай (Южная Америка). Длина самцов 6,5-7 сантиметров, самок 3,5-4 сантиметра. Тело вытянутое, сплюснутое с боков.

Окраска самцов и самок различна. Особенно красиво окрашен самец. Его крупные чешуйки на спине и боках блестят и переливаются при отраженном свете голубым цветом; посредине вдоль всего тела, начиная от жаберных крышек и до основания хвостового плавника, проходит темная 5-миллиметровая полоса. Спинной, анальный и брюшные плавники сильно удлинены. Крайние лучи спинного и анального плавников вытянуты и доходят до середины хвостового плавника. Все плавники имеют разную окраску: спинной плавник окрашен в ярко-оранжевый цвет, а у основания — в черный; анальный плавник — в желто-оранжевый цвет, а крайний удлиненный луч — в темно-коричневый с голубым отливом; брюшные плавники — желто-оливкового цвета с черными штрихами на отдельных лучах у основания. Хвостовой плавник из-за сильно вытянутых средних лучей имеет форму ланцета. Основной цвет плавника оливково-желтый. По всему краю он окаймлен двумя полосами: внутренняя-беложелтого цвета, внешняя — черного.

Пять средних лучей у основания хвостового плавника окрашены в черный цвет. Грудные плавники большие и прозрачные. На жаберных крышках, покрытых блестящими голубыми штрихами, проходит неширокая темно-коричневая полоса.

Самка по окраске резко отличается от самца. Вдоль золотистого тела ее проходит широкая темно-коричневая полоса. Спинной, анальный и брюшные плавники удлинены гораздо меньше и окрашены слабее. Спинной и анальный плавники бледно-розового цвета и только внешний край их окрашен в оранжевый цвет. Брюшные плавники окрашены так же, как у самца.

Хвостовой плавник — круглый, окрашен в оливковый цвет с темными точками. Три средних луча у основания хвостового плавника окрашены в черный цвет. Плавник имеет черную оторочку. Темная полоса и блестящие голубые штрихи на жаберных крышках бледнее, чем у самцов. Окраска самок все время меняется в зависимости от степени раздражения и условий содержания. Если рыбка возбуждена, то она окрашена ярко и продольная темная полоса выражена очень четко. Особенно красива она во время нереста. В спокойном же состоянии тело ее становится серого цвета, темная полоса вдоль тела пропадает. Брюшко у рыбок оливкового цвета.

Глаза большие, темно-коричневого цвета, окаймленные блестящими яркооранжевыми и голубыми кольцами.

Для содержания апистограмм агассизи не требуется специальных условий. Они хорошо чувствуют себя в просторных аквариумах вместе с другими видами рыб. Вода должна быть старой, жесткостью от 6 до 10 градусов, температурой 25-26 градусов, рН 7. Рыбки очень часто нерестятся прямо в общем аквариуме, откладывая икру на листья растений. При этом они ведут себя очень агрессивно, отгоняя других рыб от гнезда. Иногда самки откладывают икру без участия самца. Как правило, при нересте в общем аквариуме самки поедают икру.

К корму рыбки неприхотливы. Они хорошо едят живой корм — мотыля, энхитрею, трубочника, дафнию, циклопа. Сухой корм не едят.

Смену воды в аквариуме рыбки переносят плохо.

Разведение апистограммы агассизи не представляет большой трудности. Рыбки нерестятся круглый год через каждые 12-15 дней. Перед нерестом самца и самку лучше рассадить, в разные аквариумы и содержать их там 6 — 10 дней. Для нерестилища можно использовать стеклянную банку или небольшой аквариум со стеклянным дном емкостью 10-15 литров. Вода должна быть мягкой, старой, торфленой, жесткостью 2-4 градуса. Температура 28 градусов, рН 6.8; уровень воды 20 сантиметров. Грунт класть в нерестилище не рекомендуется. В угол нерестилища помещают средний куст широколистного растения (эхинодорус, криптокорина, цейлонский папоротник). Вместо растений можно положить на дно небольшой глиняный цветочный горшок или средний гладкий плоский камень. В нерестилище должен быть полумрак.

Нерест начинается брачными играми. Самец расправляет все свои плавники и начинает сверкать множеством цветов. Самка тоже становится очень яркой.

Подплывая к самцу, она, изгибаясь, ложится на бок. Такие игры продолжаются часа 1.5-2. Затем рыбки облюбовывают для нереста или лист растения (обычно в середине куста), или верхнюю внутреннюю часть горшка, или гладкую поверхность камня. Место, куда самка собирается отложить икру, рыбки тщательно чистят. Самец все время зазывает самку к гнезду, делая быстрые, резкие, короткие движения ртом и жаберными крышками. Когда самка начинает откладывать икру, самец тут же оплодотворяет ее. Икра приклеивается на обратную сторону листа или на верхнюю внутреннюю поверхность горшка. Нерест продолжается 1,5-2 часа. За это время самка откладывает 150-200 икринок. Икринки довольно крупные, ярко-красного цвета, имеют форму эллипса. По окончании нереста самец отходит от гнезда, а самка начинает ухаживать за икрой. Она все время обмахивает икринки грудными плавниками. Если самец подплывает к икре, самка яростно набрасывается на него и отгоняет. Чтобы самка успокоилась, самца лучше высадить из нерестилища.

К концу вторых суток появляются маленькие личинки. В это время самка начинает очень сильно волноваться. Она переносит личинок с одного листа на другой, стараясь спрятать их в темное место. Если ее в это время испугать, она может съесть всех личинок. Поэтому лучше с середины вторых суток заботу о потомстве взять на себя. Для этого лист, горшок или камень, на которые отложена икра, переносят в стеклянную банку емкостью 5-6 литров. Выклюнувшиеся личинки падают на дно банки и, прикрепившись головой ко дну, кверху брюшком, продолжают развиваться. Они все время находятся в движении, быстро двигая хвостовым плавником в разные стороны. Свет не оказывает вредного действия на икру и мальков. Температура воды должна все время быть 28 градусов. Воду необходимо продувать воздухом.

На седьмые сутки личинки превращаются в мальков и начинают плавать в поисках корма. В первый день малькам надо дать "туфельку", на второй науплиусов циклопов. Мальки растут очень быстро и на 4-й день начинают поедать мелких циклопов. В этот момент их нужно пересадить в просторный аквариум. Мальки окрашены в серый цвет с черными пятнами. В аквариуме они держатся стайками. Взрослыми становятся в возрасте 6-8 месяцев.

Список литературы

Кусков В. Апистограмма агассизи.

Наши авторские методические материалы по ихтиологии и рыбам России:
можно приобрести следующие методические материалы по ихтиологии и рыбам России:

компьютерный (для PC-Windows) определитель "Рыбы России",
полевой определитель для смартфонов и планшетов "ЭкоГид: Рыбы России" (его можно купить в магазине Play Google),
цветную ламинированную определительную таблицу "Пресноводные и проходные рыбы России".

Кроме того, на нашем сайте Вы можете приобрести методические материалы по водной экологии и гидробиологии:

компьютерные (для PC-Windows) определители: Амфибии средней полосы России и Рептилии Северной Евразии,
полевые определители для смартфонов и планшетов: ЭкоГид: Амфибии и ЭкоГид: Рептилии,
карманные полевые определители: Пресноводные рыбы, Обитатели водоемов и Растения пресных вод,
цветные ламинированные определительные таблицы: Водоросли, Цветы водоемов и болот, Водные беспозвоночные и Амфибии и рептилии,
цветной определитель-раскладушка Травянистые растения водоёмов и болот
методическое пособие-определитель "Школа гидроботаники".