ГЛАВНАЯ >>> РЕФЕРАТЫ И СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ПРИРОДЕ

ПТИЦЫ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

Птицы — самая многочисленная и разнообразная группа животных Ярославской области. Их насчитывается около 240 видов, в том числе гнездящихся — 182 вида, зимующих — 8 видов, встречается на пролете — 24 вида, около 28 видов относятся к случайно залетным.

Население птиц нашей области весьма своеобразно. Пернатые представлены в основном лесными и водоплавающими формами.

Немалое число в ней таежных видов: глухарь, черный и трехпалый дятлы, кедровка, клест-еловик, клест белокрылый, снегирь, свиристель. В числе представителей смешанных лесов: зеленый дятел, иволга, зеленушка и другие.

Несколько слов следует сказать о значении птиц. Наиболее полезными считаются гнездящиеся и зимующие птицы: синицы, пищухи, поползни, дятлы, корольки. Эти птицы уничтожают насекомых-вредителей на всех стадиях развития и их полезная деятельность продолжается круглый год. Например, королек за год уничтожает 8-10 миллионов насекомых. Пара воробьев уничтожает до 60 тысяч долгоносиков и тлей. Значительна и роль хищных птиц в уничтожении грызунов. Две пустельги за сутки вылавливают 10-20 особей мышевидных грызунов.

Птицы полей и лугов представлены сравнительно немногими видами. К ним относятся: полевой жаворонок, белая и серая трясогузки, перепел, коростель, кулик-чибис.

Несмотря на казалось бы большое количество пернатых обитателей нашей области, следует знать, что многие их виды занесены в “Красную книгу”, т.е. являются исчезающими и находятся под охраной.

Большое значение в охране птиц и вообще животного мира Ярославской области имеют заказники и, конечно же, Дарвинский заповедник.

Болотистая, богатая водоемами территория нашего края и огромная площадь мелководий водохранилища благоприятны для обитания водоплавающей птицы. Из редких и охраняемых видов здесь можно встретить гнездовья шилохвостей, свиязей, серых уток, чирков-трескунов, хохлатых чернетей и красноголовых нырков. Как большая редкость, в заповеднике гнездятся гоголи и утки, которые в массе исчезли с вырубкой дубовых рощ. Они устраивают свои гнезда в дуплах деревьев. Поэтому от наличия рощ зависит гнездование этих уток. Выводки уток после окончания гнездового периода в массе скапливаются в затопленных лесах, которые дают им и надежное укрытие, и хороший корм.

Густые затопленные леса служат местом скопления па летнюю линьку также и селезней некоторых видов уток. Из местных здесь линяют селезни крякв, а из прилетных-свиязи. На водохранилище в стаях селезней этих двух видов уток бывает до 50-100. Иногда в тихие вечера стан линных уток выплывают из затопленного леса на зеркальный плес водохранилища, и тогда можно наблюдать одновременно по несколько стай.

Обычны на побережьях водохранилища и других водоемов различные виды чаек. Количество их сравнительно невелико, причем наиболее часто встречаются сизые и речные чайки. Значительно реже встречаются малые чайки, речные и малые крачки. С образованием водохранилища на удаленных от берега торфяных островах, окруженных широкими водными плесами, впервые загнездились серебристые чайки-обитатели морских побережий. Ближайшие места их гнездовий находятся на Ладожском озере и Белом море. Гнездование же серебристых чаек в средней полосе Советского Союза до образования водохранилища нигде не отмечалось. С появлением обширных водных плесов водохранилища стали проводить лето на «море» северные морские птицы — чайки-клуши и короткохвостые поморники. Количество их очень невелико, однако они постоянно встречаются у берегов заповедника.

На островах затопленного леса, лежащих вдали от берегов, с образованием водохранилища возникли колонии серых цапель. В настоящее время количество гнездящихся цапель быстро сокращается. Это связано с тем, что участки затопленных лесов, удобные для гнездования цапель, подвергаются сильному разрушению во время весенних и осенних подвижек льда. Кроме того, массивы затопленных лесов интенсивно вырубаются заготовительными организациями. Вследствие этого цапли лишаются удобных мест для гнездования, и число их уменьшается.

Неотъемлемой принадлежностью побережий Рыбинского водохранилища служат орланы-белохвосты. Особенно характерны они для всплывших торфяников, где всегда можно видеть одновременно нескольких птиц, парящих в воздухе или сидящих на сухих деревьях. В прибрежной полосе заповедника известны и их гнезда, которые расположены на удаленных от берега старых затопленных деревьях. Орланы-белохвсты становятся тоже сравнительно редкими птицами в наших краях.

Из куликов в Ярославской области на прибрежных лугах всплывших торфяниках гнездятся чибисы, большие кроншнепы и бекасы. Постоянными обитателями безлесных островов являются кулики-сороки, мородунки и малые зуйки. Нa облесенных побережьях гнездятся перевозчики и кулики-черныши. Весною над лугами и сфагновыми болотами обычны голоса токующих в воздухе больших улитов и фифи. На осеннем пролете количество куликов увеличивается за счет северных видов. Часто встречаются стайки тулесов, зуйков-галстучников, куликов-воробьев и другие.

Еще одним редким видом птиц нашей области является журавль. Гнездятся журавли в основном в заповеднике. Постоянным местом их обитания служат обширные сфагновые болота и всплывшие торфяники. На лугах изредка можно слышать крики погонышей, коростелей и перепелов. Этих птиц становится мало, так как площадь лугов сокращается.

В лесах Дарвинского заповедника довольно много глухарей. Тока их, хотя и не очень большие, встречаются весной по всей территорий, даже вблизи поселков. Обычные места их обитания-моховые болота с гривами-не изменились с образованием водохранилища. В заповеднике эти угодья преобладают по площади. Осенью глухари постоянно посещают побережья водохранилища, где они в это время находят сочную зелень, которая покрывает отмели после спада уровня воды. Тетерева не так многочисленны. По-видимому, на них сказывается отсутствие смешанных лесов и, особенно, старых березняков, где тетерева кормятся зимой. На моховых болотах области встречаются белые куропатки. В зимнее время они перекочевывают к берегам водохранилища и кормятся почками ивняков. Численность куропаток значительно сокращается, и, возможно, скоро они будут взяты под охрану.

Вырубка лесов, распашка земель, осушение болот изменяют условия обитания птиц. Уменьшается число глухарей, рябчиков. В результате осушения болот почти полностью исчезла белая куропатка. Зато создаются условия для проникновения с юга одного из представителей степей — серой куропатки. Границы степных "вселенцев" продвигаются на север все дальше и дальше.

Несомненно, заповедники и заказники играют важную роль в охране редких птиц. Кроме Дарвинского заповедника на территории нашей области образовано 19 заказников, где охраняются глухари, тетерева, рябчики и другие птицы. Особенно ценна охрана гнездовий очень редких видов — серого журавля, филина и внесенных в "Красную книгу" хищных птиц — беркута, орлана-белохвоста и скопы.

Одним из способов увеличения численности редких видов птиц, в том числе уток, в Дарвинском заповеднике является привлечение их в искусственные гнездовья. Например, для привлечения гоголей применяются дуплянки и "скворечники", которые устанавливаются на прибрежных деревьях.

Определенные ограничения для охотников также являются важным средством охраны редких птиц. Охота на территории Ярославской области строго регламентирована специальными документами, в которых предусматриваются местные особенности охотничьих птиц, природные условия и прочее.

Полностью запрещена охота на лебедей, журавлей, скопу, сокола-сапсана, а также белую и серую куропатку, чаек, выпь, цаплю, дневных хищных птиц, сов, дятлов, кукушек, певчих и других непромысловых птиц.

Отлов певчих птиц для содержания их в неволе допускается по специальным разрешениям госохотинспекции с 15 августа по 15 апреля.

Наши авторские методические материалы по орнитологии и птицам России:
можно приобрести следующие методические материалы по орнитологии и птицам России:

компьютерный (для PC-Windows) определитель "Птицы средней полосы России", содержащий описания и изображения 212 видов птиц (рисунки птиц, силуэты, гнезда, яйца и голоса), а также компьютерную программу определения встреченных в природе птиц.
полевой определитель для смартфонов и планшетов "ЭкоГид: Птицы России" (его можно купить в магазине Play Google),
карманный полевой определитель "Птицы средней полосы",
цветные определительные таблицы "Перелетные птицы" и "Зимующие птицы",
книги-определители серии "Энциклопедия природы России": Птицы и Домашние животные,
"Полевой определитель птиц" с описаниями и цветными рисунками 307 видов птиц средней полосы России,
MP3-диски с голосами птиц (песни, крики, позывки): "Голоса птиц средней полосы России" (343 наиболее распространенных вида) и "Голоса птиц России, часть 1: Европейская часть, Урал, Сибирь" (фонотека Б.Н. Вепринцева, 450 видов).