ГЛАВНАЯ >>> РЕФЕРАТЫ И СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ПРИРОДЕ

РЕПТИЛИИ И АМФИБИИ В ТАТАРСТАНЕ

Введение.

«Все взаимосвязано со всем» — гласит первый экологический закон, а значит, и шага нельзя ступить, не задев чего-либо. Каждый шаг человека по обычной лужайке — это десятки погубленных микроорганизмов, спугнутых насекомых, изменяющих миграционные пути, а может быть и снижающих свою естественную продуктивность. Поэтому необдуманное поведение человеческого общества в природных экосистемах напоминает поведение слона в посудной лавке лишь с той разницей, что разбитую слоном посуду можно заменить вновь изготовленной, а погубленные природные объекты и экологические взаимосвязи между ними нарушаются необратимо.

Животный мир, являясь составной частью природной среды, выступает как неотъемлемое звено в цепи экологических систем, необходимый компонент в процессе круговорота веществ и энергии природы, активно влияющий на функционирование естественных сообществ, структуру и естественное плодородие почв, формирование растительного покрова, биологические свойства воды и качество окружающей природной среды в целом. Вместе с тем животный мир имеет большое экономическое значение как источник получения пищевых продуктов, промышленного, технического, лекарственного сырья и других материальных ценностей и поэтому выступает как природный ресурс для зверобойного, китобойного, рыболовного и других видов промысла. Отдельные виды животных имеют большое культурное, научное, эстетическое, воспитательное, лечебное значение.

Ящерицы.

Веретеница ломкая.

Распространение. К ним относится ящерицы. А именно Веретеница ломкая. Это животное распространяется от Западной Европы до Западной Сибири. В Республики Татарстан в 24 районах (Кайбицкий, Зеленодольский, Мамадышский, Елабужский, Мензилинский, Лениногорский и др.) считается характерным видом широколиственных лесов, но в Республики Татарстан чаще встречается в смешанных и сосново-еловых, особенно в Предкамье.
Численность снижается, особенно после вселения кабана.
Экология и биология. Обитают в широколиственных лесах. Активны днём, даже в пасмурную погоду. Питаются дождевыми червями, слизнями. Гусеницами. Появляются в мае, и вскоре начинается спаривание. Молодые (7-12 у одной самки) появляются с середине июля до начала сентября. С августа веретеницы начинают расползаться к местам зимовок. Зимуют в норах млекопитающих, в гнилых пнях, возможно в муравейниках.
Лимитирующие факторы. Изменения ландшафтов, прямое истребление.
Меры охраны. Охраняется в Волжско-камском государственным заповеднике и лесных государственным памятнике природы. Необходимо снижения численности кабана, ограничения использования пестицидов, пропаганда. В неволе живёт хорошо, в лабораторных условиях размножается.

Змеи.

Медянка.

Распространение. От запада Европы до Западной Сибири. В РТ везде редка: Верхнеуслонский, Лаишовский, Мамадышский, Зеленодольский, Нижнекамский, Елабужский, Черемшанский, Лениногорский, Пестречинский районы. Предпочитает светлые леса, чаще сосновые.
Численность. Низка и везде снижается.
Экология и биология. Встречается в светлых, хорошо прогреваемых лесах и приурочены к полянам, вырубкам, обочинам дорог. Активны с мая по октябрь, в дневное время. Трофически связаны с ящерицами. У самки в июле-августе появляется 9-10 молодых.
Лимитирующие факторы. Изменение ландшафтов, снижает численность ящериц.
Меры охраны. Охраняется в Волжско-камском государственным заповеднике. В неволе живёт хорошо. Разведение не освоено. Необходима охрана сохранившихся популяций, её пропаганда, ограничения использования пестицидов.

Гадюка обыкновенная.

Распространение. Лесная и лесостепная зоны Евразии. В Республике Татарстан чаще в Предкамье: Зеленодольский, Высокогорский, Пестречинский, Лаишевский, Мамадышский, Елабужский и др. районы. Южные точки встреч: Тетюшский, Алексеевский, Октябрьский, Лениногорский районы.
Численность. Снижается в ряде участков ареала, включая Республику Татарстан.
Экология и биология. Населяют леса, особенно вырубки и поляна, болота, облесённые поймы. Избегают соседства с человеком, но могут обитать в заброшенных поселениях. Встречаются небольшими колониями, часто единично. Весной и осенью встречаются днём, летом активны ночью. Появляются в начале апреля, исчезают в октябре. Зимуют в пустотах под корнями деревьев, под корягами, скоплениями пней и хворста. Питаются мелкими позвоночными-мышевидными грызунами, землеройками, лягушками, реже — птенцами птиц. Спаривание происходит в апреле-мае, до 15 молодых рождаются в августе.
Лимитирующие факторы. Изменение ландшафтов, вселение кабана, прямое истребление.
Меры охраны. Внесена в список исчезающих и редких животных РТ. Охраняется в заповеднике, Волжско-камском государственным заповеднике и государственным памятнике природы. Содержится в неволе, но разведение не освоено. Необходимы охрана существующих популяций, её пропаганда, ограничение использования пестицидов, регулирование численности кабана, вылов в районах дач и разведение в серпентарии с выпуском в природу.

Амфибии.

Тритон гребенчатый.

Распространение. Лесная зона и лесостепь Франции до Зауралье. Южные точки в РТ: Тетюшский, Спасский, Алексеевский, Чистопольский, Новошешминский и Мензелинский районы. В лесах: весной-в водоёмах, с конца лета-на суше.
Численность. Снижается, особенно в южных частях ареале на урбанизированных территориях.
Экология и биология. Предпочитают стоячие, но чистые водоёмы. Появляются в апреле и сразу уходят в водоёмы, где размножаются. Самка откладывает 70-320 яиц. Личинки могут зимовать. На зимовку уходят в октябре-ноябре, часто с наступлением заморозков. Зимуют в пнях, под гнилыми стволами деревьев в ямах с опавшими листьями. Питаются медленно двигающимся животными-червями, гусеницами, моллюсками, добывая их, преимущественно ночью. В водоемах активны и днём, питаясь мелкими беспозвоночными, в частности ракообразными.
Лимитирующие факторы. Изменение ландшафтов, химизация среды.
Меры охраны. Охраняется в заповеднике, Волжско-камском государственным заповеднике и государственным памятнике природы. В неволе живут долго (до 36 лет), размножение в лабораторных условиях возможно. Необходима охрана водоёмов, очистка следы.

Жаба серая.

Распространение. Лесная зона Европы, Сибирь, возможно Кавказ. В Республики Татарстан преимущественно Предкамье, а так же в Верхнеуслонском, Тетюшском, Спасском, Алексеевском, Актанышском районах. Чаще-в старых лесах, но сохранились и в районах Казани.
Численность. Невысока и лишь местами относительно стабильна.
Экология и биология. Питается беспозвоночными, активна в сумерках и ночью. Популяция, сохранившиеся преимущественно в старых лесах, чаще малочисленны. Только после выхода из воды сеголеток отмечается временная их высокая концентрация по берегам водоёмов. Питается беспозвоночными, активна в сумерках и ночью. Размножение в апреле-мае, выход молодых из воды в июне-июле. Самка откладывает 1200-6800 яиц. Живёт от 15 (в природе) до 36 лет (в неволе).
Лимитирующие факторы. Вырубание лесов, пестициды.
Меры охраны. Охраняется Волжско-камском государственным заповеднике и государственным памятнике природы. Необходима организация охраны существующих популяций и её пропаганда. В лабораторных условиях возможно разведение.

Заключение.

Крупнейший русский ученый, академик В.И, Вернадский более полувека тому назад отмечал, что мощь человеческой деятельности можно сравнить с геологической силой Земли, поднимающей горные массивы, опускающей материки, передвигающей континенты и т.п. С того времени человечество далеко ушло вперед, и поэтому мощь человека возросла в тысячи раз. Сейчас одно предприятие — Чернобыльская АЭС нанесло непоправимый вред огромному региону, который связан неразрывными экосвязями не только с отдельным континентом, но и имеет большое значение для жизни на Земле, изменения планетарных процессов.

Поскольку отношение людей к природе существует только через производственные отношения, то эколого-пользование связано в каждой стране с существенными в ней социально-экономическими отношениями. Различие социально-экономических систем, обусловливающие и различие эколого-правового регулирования различных стран, требует внимательного анализа правоприменительной практики.

Возрастание угрозы экологической катастрофы в глобальном масштабе вызывает осознание настоятельной необходимости рационализации экологопользования и координации усилий в охране окружающей Среды в рамках всего международного сообщества.

В последнее время в нашей стране произошли необратимые перемены — распался Союз ССР и исчезли союзные структуры. Образование суверенных государств с тяжелейшим экологическим наследием должно заставить задуматься о создании единого экологического пространства для выхода из экологического кризиса. Именно в объединении — путь к решению всех стоящих перед республиками экологических проблем.

Список использованной литературы.

1. Гаранин, 1983; А.В. Павлов (личные сведения).

2. Л.В. Мильчаков. (Основы географических познаний)

3. Красная книга РТ. (1995 г.)

Наши авторские методические материалы по рептилиям и амфибиям России:
можно приобрести следующие методические материалы по рептилиям Северной Евразии:

компьютерные (для PC-Windows) определители: "Рептилии" и "Амфибии".
полевые определители для смартфонов и планшетов: "ЭкоГид: Рептилии" и "ЭкоГид: Амфибии и Голоса" (их можно купить в магазине Play Google),
цветная ламинированная определительная таблица Амфибии и рептилии,
определитель серии "Энциклопедия природы России" Земноводные и пресмыкающиеся.