ГЛАВНАЯ >>> РЕФЕРАТЫ И СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ПРИРОДЕ

Бабочки и Мотыльки
Зуев Евгений

Бабочки являются одними из самых красивых насекомых. Не отстают от них и многие мотыльки. И те и другие входят в отряд чешуекрылых (Lepidoptera), который охватывает 140000 видов, составляя вторую по величине группу насекомых (после жуков). Различие по размерам у чешуекрылых более сильное, чем в любой другой группе. Размах их крыльев варьируется от 30 см у южноамериканской совки до полу сантиметра у эриокрании.

Число и разнообразие этих созданий столь велико, что даже специалисты затрудняются описать различие между бабочками и мотыльками. На каждое грубое эмпирическое правило («Мотыльки летают ночью, а бабочки днем», или «Мотыльки имеют более мохнатое и толстое тело, чем бабочки») находится столько исключений, что становится ясно: исчерпывающее определение вряд ли возможно. Как многие насекомые, бабочки и мотыльки подвергаются полному метаморфозу. Однако лишь немногие из насекомых испытывают такую же удивительную финальную трансформацию, когда гусеница или личинка сначала становится куколкой, а затем как по мановению волшебной палочки из нее появляется взрослая особь, уже снабженная всем необходимым для поиска пищи и партнера: крыльями, репродуктивными органами, высокоразвитыми органами вкуса, обоняния, а иногда и слуха.

fly1.jpg (46304 bytes)Чтобы проследить ступени, ведущие к этому магическому превращению, можно начать с наблюдения за гусеницей европейской бабочки-парусника, когда, постепенно замедляясь, она замирает на вертикальной веточке. Ее организм подчиняется командам крошечных желез, называемых corpora alata, которые присутствуют у всех насекомых. Эти железы производят то, что современные биологи называют ювенильным гормоном. Пока этот гормон выделяется, насекомое находится в стадии личинки. Когда производство ювенильного гормона прекращается, выделяются гормоны другого типа. Начинается жизнь куколки — промежуточная стадия между гусеницей и взрослой бабочкой. В это время гусеница сбрасывает свою ярко окрашенную кожу, обнажая невзрачную оболочку хризалиды, или куколки, которая еще напоминает сегментированное тело личинки.

Находящееся внутри существо совершенно неподвижно, но отнюдь не мертво. Внутри хризалиды работают мощные жизненные силы. После прекращения выделения ювенильного гормона личиночные клетки гусеницы действительно постепенно умирают, а вместо них начинают развиваться дремавшие до сих пор взрослые клетки. В зависимости от времени года этот процесс продолжается от 10 дней до семи месяцев: клетки вырастают и формируются в совершенно новое создание, которое появится из хризалиды как взрослое насекомое. Как видно из представленных на этих страницах снимков, обнаружить какое-либо сходство между неуклюжими гусеницами и яркими взрослыми бабочками совершенно невозможно. Покрытая шипами пятнистая личинка (прямо внизу) не дает никакого намека на элегантную полосатую нимфалиду, которой она станет во взрослом возрасте. И никто бы не подумал, что зеленая гусеница с комически свирепым «лицом» (справа) превратится в парусника троила, одну из самых красивых бабочек в семействе красавиц.

fly2.jpg (38413 bytes)Превращение ползающей личинки в великолепную огненно-красную бабочку-данаиду является одним из самых захватывающих чудес природы. Метаморфоз начинается с появления личинки и, пройдя через пять линек, заканчивается стадией куколки. Личинка непрерывно поедает листья, работая на будущее взрослое существо, находящееся под ее светлой кожей. Диета личинки состоит из молочая — растения, ядовитого для большинства животных, но только не для гусеницы данаиды. Такой иммунитет обеспечивает насекомому пожизненную защиту от врагов, которые узнают любительницу молочая по ее так называемой предупредительной окраске и тщательно избегают как гусениц, так и взрослую бабочку.

fly3.jpg (52455 bytes)Это бесконечно сложное изменение имеет четкую цель: сделать так, чтобы личинки и взрослые особи вели различный образ жизни, идеально подходящий для их абсолютно разных функций и нужд. Гусеницы - сугубо земные существа, иногда причудливо орнаментированные яркими или камуфляжными узорами и шипами, отличными от наряда взрослой бабочки. Единственная их цель — поглощать пищу. Взрослые насекомые ради своей главной репродуктивной функции поднимаются в воздух, хотя некоторые их них, питаясь цветочным нектаром, невольно играют при этом еще и роль опылителей, уступая по приносимой здесь пользе лишь пчелам. Другие чешуекрылые не способны питаться и живут только до исполнения своей репродуктивной роли.

Одна из самых удивительных симбиотических связей в мире насекомых возникает между австралийской хвостаткой, Jalmenus evagoras, и невзрачным черным муравьем рода Iridomyrmex. Самка бабочки неизменно откладывает яйца на ветке лозняка (слева). Появившиеся гусеницы немедленно берутся под опеку муравьями, которые защищают их от паразитов и хищников.

Как будто в качестве платы за свои труды, муравьи доят из личинок выделяемый ими секрет. При вступлении в стадию куколки производство вещества прекращается. Однако муравьи продолжают охранять куколок, хотя и не получают за это свой любимый напиток. Когда из хризалид появляются взрослые бабочки, происходит странная перемена: прежние защитники нападают на них, очевидно, думая, что те угрожают их куколкам. После того как последние бабочки спасутся бегством, муравьи уходят под землю и ждут другого лета и другой генерации гусениц, за которыми надо ухаживать.

Некоторые взрослые мотыльки обладают столь хорошим слухом, что могут обнаружить эхолокационные сигналы питающихся ими летучих мышей. Обнаружив эти ультразвуковые сигналы, ночные мотыльки немедленно совершают маневр, чтобы избежать встречи с врагом. Глаза чешуекрылых способны воспринимать ультрафиолетовый свет, с помощью которого они могут определять цветочные узоры, не видимые менее чувствительными глазами. Чешуекрылые имеют чрезвычайно острое обоняние. Соответствующие органы бабочки и мотыльков расположены главным образом на усиках, или антеннах. Поскольку обоняние является ключевым средством, позволяющим самцу обнаружить самку, оно играет первостепенную роль для выживаемости вида. Самец может почувствовать запах самки на расстоянии мили. Рекорд здесь принадлежит бабочке китайского шелкопряда, самец которой способен обнаружить самку почти за семь миль.fly4.jpg (49225 bytes)

Замечательная маскировка бабочек, мотыльков и их гусениц приняла три формы: 1) защитное сходство, когда насекомое становится похожим на какой-либо предмет, как, например, мотылек, имеющий форму шипа; 2) мимикрия, т. е. имитация опасных или ядовитых животных, и 3) защитная окраска, или камуфляж, скрадывающая их на таком естественном фоне, как мох, листья или лишайник. Этот маскарад не является осознанным или обдуманным, а представляет собой результат естественного отбора. Бабочка-мутант, случайно приобретшая защитную окраску или форму, имеет больше шансов выжить. Затем она передает эти изменения некоторым из своих потомков и после смены многих поколений они становятся характерными для данного вида. Это поразительный пример выживания тех, кто лучше всех приспособился. Благодаря изысканным цветам и воздушной грации бабочки стали объектом вдохновения поэтов, символом бессмертной жизни и самыми популярными насекомыми. Однако эти экзотические цвета и узоры на крыльях не являются просто случайными фантастическими мазками на палитре природы. Они служат вполне определенным целям.

fly5.jpg (62030 bytes)Некоторые отметины, например, шесть широко открытых глаз на крыльях американской Precis coenia предназначены для того, чтобы отпугивать врагов. Глаз на крыле совки эутизанотии выполняет роль мишени, которая может отвлечь врага от жизненно важных органов. Другие цветные узоры, например, у самой распространенной из всех бабочек, репейницы, или у называемого «летающим цветком» светлого парусника, несмотря на их бросающуюся в глаза элегантность, являются чудесным камуфляжем на фоне часто посещаемых цветов.

Миграция бабочек-данаид. Каждую осень данаиды Северной Америки снимаются с места и отправляются на юг, нисколько не уступая в своей выносливости многим перелетным птицам. Миллионы хрупких на вид созданий поднимаются в воздух в Южной Канаде и преодолевают около 2000 миль. Бабочки, обитающие на западе континента, летят к побережью Калифорнии, а живущие на востоке путешествуют через Флориду и побережье Мексиканского залива и садятся высоко в Альтиплано, северо-западнее Мехико. Путешественники неизменно, из года в год следуют одними и теми же маршрутами, останавливаясь чтобы подкрепиться нектаром диких цветов. Особенной популярностью у них пользуется золотарник (внизу). Оказавшись на зимних квартирах, бабочки собираются плотными массами на деревьях (на следующей странице), хотя прилетают они обычно группами не более десяти штук. Весной данаиды вновь улетают на север. По пути самки откладывают оплодотворенные яйца на молочай. Ко времени окончания путешествия туда и обратно практически все из первоначальных мигрантов умирают.