Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помощь сайту




Биологический кружок ВООП: главная страница раздела
Гостю кружка Наши планы Экспедиции и выезды Исследовательская работа История кружка Контакты

Информация о конференции к 30-летию программы зимних учетов "Parus"


Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }


ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ ЕКАТЕРИНА СЕРГЕЕВНА —

РУКОВОДИТЕЛЬ КРУЖКА "ВООП", КООРДИНАТОР ПРОГРАММЫ ЗИМНИХ УЧЕТОВ ПТИЦ

(интервью Е.С. Преображенской о работе кружка, о программе зимних учетов птиц)

Преображенская Екатерина Сергеевна Екатерина Сергеевна Преображенская руководит школьным биологическим кружком ВООП при Государственном Дарвиновском музее с 1975 года, работает в Институте проблем экологии и эволюции Российской Академии наук (ИПЭЭ РАН) с 1974 г.

В 1975 г. закончила Всесоюзный сельскохозяйственный институт заочного образования в г. Балашихе по специальности «биолог-охотовед». В 1995 г. защитила кандидатскую диссертацию и опубликовала в 1998 г. по ее материалам монографию «Экология воробьиных птиц Приветлужья». Научные интересы Е.С. Преображенской лежат в области исследований динамики сообществ; основной объект исследования – население птиц, в первую очередь воробьиных. Автор 96 печатных работ.

С 1986 г. Е.С.Преображенская ведет работу по координации программ исследования и мониторинга зимней численности птиц России и сопредельных стран. В рамках этих программ учеты птиц проводятся ежегодно на 25-30 модельных территориях, около половины из которых – в заповедниках и национальных парках, по большей части в лесной зоне Восточно-Европейской равнины и Урала. Программа объединяет усилия профессиональных орнитологов и любителей птиц. Сбор материала в значительной степени осуществляется силами волонтеров; в программе участвует ежегодно около 200 человек, которые проходят с учетными маршрутами 1,5-2 тыс. км. Программа поддерживает 14 многолетних рядов динамики численности птиц длиной более 15 лет. На долю координаторов приходится работа по привлечению и обучению волонтеров, сбору и обработке полученных данных и по поддержке электронной базы данных о зимней численности птиц России и сопредельных стран. Материалы учетов публикуются в виде ежегодных сборников. Конечно, не обходится и без полевой работы: московские группы волонтеров каждый год обследуют не менее 5-6 модельных территорий, часто – в таежной зоне. И со многими из этих групп приходится выезжать «на место». В 2007 г. в ИПЭЭ РАН прошло I Всероссийское совещание, посвященное динамике численности птиц в наземных ландшафтах и приуроченное к 20-летию программ зимних учетов птиц. Подготовлен и опубликован сборник трудов совещания.

Основная исследовательская деятельность Е.С.Преображенской в последнее десятилетие направлена на обработку накопленных данных о численности зимующих птиц - выявление закономерностей ее географической изменчивости и многолетней динамики. Результаты позволяют заключить, что численность птиц, зимующих на Восточно-европейской равнине испытывает значительные годовые колебания, не только на локальных участках, но и по всей территории в целом. Эти колебания связаны в первую очередь с погодно-климатическими условиями. С сожалением можно отметить, что для численности ряда массовых лесных видов за два последних десятилетия характерны тенденции снижения, в связи как с климатическими тенденциями, так и, по-видимому, из-за массовых вырубок таежных лесов, где проходит их сезон размножения.

Исследовательская деятельность Е.С. Преображенской тесно связана с эколого-просветительской работой и работой по подготовке научных кадров. С 1975 г. она осуществляет руководство (функции координатора) биологического кружка «ВООП» при Дарвиновском музее. Кружок «ВООП» был создан в 1950 году известным натуралистом-биологом П.П. Смолиным и в 2010 г. отмечает свой 60-летний юбилей. Десятки его выпускников работают в научных и высших учебных заведениях биологического профиля, в природоохранных учреждениях. В том числе, и многие нынешние сотрудники и аспиранты ИПЭЭ РАН побывали в свои школьные годы «на ВООПе». При активном участии и координации кружка «ВООП» в Дарвиновском музее с 2004 г. проходит ежегодная юношеская исследовательская конференция «Смолинские чтения», посвященная памяти П.П. Смолина. Значительная часть работы кружка проходит «в поле» - во время полевых практик и экспедиций кружковцы учатся вести исследовательскую работу и участвуют в сборе научных данных. Эта работа, как и программа зимних учетов, проходит в тесном сотрудничестве с заповедниками и национальными парками. Наиболее тесное многолетнее сотрудничество установлено с Приокско-террасным заповедником, заповедником «Брянский лес», «Пинежский», «Центрально-лесной», «Большая Кокшага», «Костомукшский», национальным парком «Смольный», а в посление годы – с заповедником «Кологривский лес».

Значительная часть деятельности Е.С. Преображенской связана с Костромской таежной научно-опытной станцией ИПЭЭ им. А.Н. Северцова РАН. Халбужский стационар биостанции служит базой для одного из трех наиболее длительных многолетних рядов динамики численности зимующих птиц в России.

Кроме того, на стационаре проходят эколого-биологические практики кружковцев ВООП и «простых» школьников, приезжающих их Москвы. Здесь осуществляются также многолетние геоботанические, териологические и орнитологические исследования и «подготовка кадров» для программ зимних учетов.

***

Интервью руководителя кружка Е.С. Преображенской

Рассказывать и писать про кружок ВООП, какой он есть в настоящее время, я совершенно не люблю. Почему? Да потому, что в его деятельности нет ничего особенного, чтобы можно было с кем-то делиться какими-то специальными методами обучения, организации работы и т.п.. Два раза в неделю — по вторникам и средам — занятия, на которых рассказывают что-то биологическое. Выезды в природу, в Подмосковье — два раза в месяц, иногда три. В каникулы — обязательно экспедиции, в заповедники, на Костромскую биостанцию или еще куда-нибудь. Часто поездки много лет в одни и те же места.

Руководитель кружка Е.С.ПреображенскаяНа выездах и в экспедициях кружковцы в основном заняты учетами птиц, реже — геоботаникой или чем-то еще. Во время экспедиций собирают материал для своих учебно-исследовательских работ или для каких-то других целей, передают кому-то исследовательский материал. Потом пишут работы, выступают с ними на конференциях; время от времени выпускается сборник с этими работами — "Вестник ВООП". Часто в этом сборнике бывают работы не только кружковцев, но и кого-то еще, кто захочет. Если собранные в экспедициях данные не используются для самостоятельных работ в ближайшее время, то обычно они имеют характер многолетних мониторинговых исследований и накапливаются.

Народу школьного возраста в кружке одновременно не так уж много, человек около 20, если всех собрать. Но все вместе собираются редко, на рядовых занятиях-выездах больше 10 обычно не бывает. На первом занятии — в первый вторник или среду сентября, как выпадет, обычно все собираются; приходят выпускники, все рассказывают, кто куда летом ездил, что видел. Иногда устраивают "арбузник". В первое воскресенье октября — "юбилей", старший народ — выпускники кружка — собирается с субботы в лесу, на постоянном месте возле Крюково и всяко празднует и общается.

Для школьников с утра в воскресенье устраивается "зеленая олимпиада", где вначале проводится соревнование команд — маршрут по лесу, а затем индивидуальный тур — старшие (выпускники) спрашивают "младших" (школьников) по зоологии, ботанике и общей биологии, а также полевым навыкам — развести костер, разрубить бревно топором и залезть на дерево. На "зеленку" приезжают обычно школьники не только вооповские, но и из других кружков, кто захочет.

Еще бывает конференция "Смолинские чтения" в Дарвиновском музее, где все вооповские кружковцы обычно выступают со своими работами; это не вооповская конференция, в ней также участвуют все желающие. Всегда бывают кюбзовцы и юиповцы (из кружка Звенигородской биостанции МГУ), другие разные гости появляются — время от времени. Выпускники кружка на эту конференцию приходят — слушать, задавать умные вопросы и давать советы, как и что дальше делать.

Вот собственно и все. Происходит более или менее одно и то же много лет — кружок существует с 1950 года, а без Петра Петровича — с 1975-го. Многое конечно изменилось, но сложившаяся основная канва событий поддерживается. И в этой канве в сущности нет ничего выдающегося, такого, чего не было бы в других образовательных объединениях или где-то еще.

Кроме формального хода деятельности есть еще, конечно, атмосфера, традиции в поведении, общении, деятельности, как в любой сложившейся и длительно существующей группе людей. Недекларируемое внутреннее содержание. Его "изнутри" группы оценить трудно, так же как например, особенности быта своей семьи, своего народа. Ну, живем и живем, обычно, как, принято. Это путешественник приезжает из другой страны и начинает описывать — вот в Африке, там одеваются так-то, едят то-то, ходят туда-то… Поэтому анализировать такие вещи должен кто-то со стороны, или отодвинувшись во времени.

Хорошо бы конечно специально проводить сравнительный анализ разных кружков, разных форм работы. Это важно и нужно, но это отдельная большая работа, не моя. Я могу попробовать только, следуя настойчивым просьбам составителей настоящего сборника, выделить какие-то моменты, кажущиеся мне важными в его работе.

Ну, во-первых, конечно, разновозрастность. На занятиях присутствует народ из разных классов, может быть от 5-го и даже 3-4-го и до старшеклассников и выпускников. На выездах — тем более, без старших никак, если вдруг из старших никто не собирается ехать — катастрофа. Старшие — это с одной стороны школьники и студенты, отходившие в кружок 3 года и больше. Ну а с другой стороны, тем же словом могут называться выпускники, которые в кружок ходили в 1990-х, 1970-х, 1960-х... Они, понятно, взрослые люди, среди них есть ученые, преподаватели и много кто еще. Значительную часть занятий именно старшие — выпускники и студенты и проводят (на безвозмездной основе, как говорили раньше — на общественных началах). Понятно, что провести занятие так, чтобы было интересно и понятно и пятикласснику и десятикласснику — это большое искусство, требующее и знаний и опыта. Петр Петрович им владел, владеют и многие выпускники кружка; молодому же народу удается далеко не всегда. Но я склоняюсь к тому, что это хоть и очень нужно и важно, чтобы все всё поняли, но иногда можно без этого и обойтись. Каждый из занятия возьмет, поймет и узнает что-то свое. Главное, чтобы кружковцы имели представление о предмете (и такое вот бывает) и чтобы чувствовали значимость, важность предмета.

Изучение почв под руководством Е.С.ПреображенскойЯ давно уже усвоила для себя, что если человек сам не хочет что-то новое узнавать, учиться, то заставить его практически невозможно. Ну а как быть? Можно действовать пряником (сдашь экзамен, получишь пятерку, победишь в олимпиаде — будет тебе счастье, подарки, почет и уважение); можно кнутом (не сдашь, не ответишь и т.п. — огребешь неприятностей). Бывают люди, которым интересно что-то будто бы от природы — приходит человек, увлеченный, например, насекомыми. Ну чаще всего же народ просто делает то, что принято в том кругу, в который он входит. Сидит малышня и видит — у доски человек серьезный, с бородой и авториетом, рисует строение беспозвоночных и о них рассказывает, а школьники постарше их внимательно все это в свои тетрадки зарисовывают и записывают. И в то же время все свои, и ты, маленький, вроде среди них свой, должен соответствовать. То есть понятно, что беспозвоночных изучать, или там учитывать птиц или виды мхов собирать — дело важное и нужное, интересное. И вот это ощущение — главное, что должно остаться.

По такому же принципу формируются и многие другие особенности поведения. Разумеется, что для такого отношения нужно, чтобы соблюдались пропорции — нового народа, младшего не должно быть слишком много, иначе ничего не получится.

Еще важный момент — свобода входа и выхода. По общему правилу, на занятиях кружка могут присутствовать все, кто хочет. У Петра Петровича была целая система: народ ходящий в кружок, делился на гостей, посетителей, кандидатов в кружок и действительных членов; сейчас эта схема несколько "смазана", но тем не менее тоже присутствует. Все приходящие расписывались (и сейчас расписываются) в специальной тетрадке. То есть, любой человек может спокойно прийти и участвовать в работе, и спокойно уйти, если ему что-то не нравится. Заставить его никто не может. В этом очень важное отличие кружка от школы, где ученик приписан к определенному месту, определенным преподавателям, и деваться ему от них особо некуда, как и преподавателю от них. Если вдруг приходит кто-то и начинает делать что-то не то, то ему можно объяснить всегда, что бывают разные места: балетный кружок, футбол, рок-клуб, еще чего-то. Там вот можно делать разные другие вещи, а у нас кружок биологический, экспедиционный, у нас — то-то и то-то. Но и обязательств прямых нет — если понятно, что, скажем, не стоит брать данного человека в экспедицию, ну не умеет он себя вести — то никто ему и не обязан. Такое, впрочем, редко случается.

Нет в кружке противопоставления взрослых, преподавателей, и учащихся. Петр Петрович никогда не употреблял слов — дети, ребята, и мне применительно к кружковцами эти слова режут слух, и я ими не пользуюсь. Ребенок — это тот, кто сам не принимает решения и не несет за них ответственность; если человек так сам себя ощущает и позиционирует, то ему в кружок еще рано. Кружковцу же полагается понимать, к чему приведут его действия, и отвечать за них и за действия своей команды. Нынешнему народу научиться этому непросто.

К сожалению, общая тенденция такова, что молодой народ становится все менее самостоятельным и все более инфантильным и эгоистичным. Это утверждение — не обычное ворчание пожилых, а вполне объективный факт. Для подтверждения можно привести хотя бы следующий пример. Так, кружковцы — старшеклассники 1960-1980-х годов вполне самостоятельно ездили в биологические экспедиции и в заповедники, их оформляли на работу — лаборантами. На выезды в Подмосковье также самостоятельно ездили, в Приокско-Террасный заповедник в том числе. Сейчас в такие самостоятельные поездки народ начинает ездить уже в студенческом возрасте, курса со второго-третьего. Новый же народ, приходящий в кружок и начинающий ездить на выезды и в экспедиции, приходится долго отучать задавать не по делу вопросы: а где, а можно.., а почему я?

 

Хроника кружка "Вестники ВООП" Программа "Parus"

 


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016