ГЛАВНАЯ >>> ПРИРОДА РОССИИ >>> ТРАВЯНИСТЫЕ РАСТЕНИЯ

Наши авторские методические материалы по ботанике и растениям России:
можно приобрести следующие методические материалы по ботанике и растениям России:

компьютерные (для PC-Windows) определители: Цветы, Деревья зимой и Деревья летом,
полевые определители растений "ЭкоГид" для смартфонов и планшетов: Цветы, Деревья зимой и Деревья летом (все их можно купить в магазине Play Google),

СЕМЕЙСТВО ГРУШАНКОВЫЕPYROLACEAE

Семейство грушанковые небольшое; в него входят 4 рода и около 30 видов, представленные в умеренных и холодных областях северного полушария. Можно даже сказать, что это в основном таежное подсемейство, так как именно в таежной зоне сосредоточена большая часть его представителей.

Грушанковые — травянистые вечнозеленые растения. Все представители грушанковых имеют длинное корневище и только у одноцветки оно заменено многолетними корнями. Корневище грушанки круглолистной (Рirola rotundifolia) может достигать в длину 6 м. Наземные побеги образуют целый клан сестринских особей.

У большинства видов имеется прикорневая розетка глянцевитых листьев, из которых выходит цветочная стрелка с кистевидным соцветием.

Цветки 5-4-членные, открытые или бокальчатые. Последние имеют прямой столбик; у открытых он длинный, изогнутый, противопоставленный 10 (реже 8) тычинкам. У зимолюбки зонтичной (Chimaphila umbellata) цветки собраны в щиток, столбик короткий и толстый. Изящная одноцветка (Moneses uniflora) имеет один поникающий цветок, хорошо приспособленный для гравитационной автогамии.
Нектарный диск у одних видов вовсе отсутствует, как у грушанки, у других фрагментирован, и только у зимолюбки он целиком окружен завязью.

Рядом исследователей показано, что цветки грушанковых могут проходить две фазы развития. В первой фазе возможно только перекрестное опыление. При этом у одних представителей (грушанка, одноцветка, зимолюбка) его производят насекомые, у других, например у ортилии (Orthilia),- воздушные течения (в связи с чем у ортилии одиночные пыльцевые зерна, а у других грушанковых они объединены в тетрады). Вторая фаза происходит лишь в случае, если перекрестное опыление не произошло. При этом расположение тычинок и рыльца изменяется таким образом, чтобы обеспечить самоопыление цветка.

Плод у грушанковых — сухая локулицидная коробочка с большим количеством очень мелких семян, лишенных семядолей, и с зародышем, который состоит из нескольких клеток. Семена могут распространяться токами воздуха, которые возникают под пологом тайги.

Для существования грушанковых необходима микориза. Существует предположение, что продукты фотосинтеза необходимы грушанковым только для образования семян, а другие нужды растения вполне удовлетворяются питанием с помощью микоризы. В ряде случаев, впрочем, микоризное питание грушанок имеет для них трагические последствия. В благоприятных условиях микоризный гриб разрастается столь пышно, что вызывает отмирание корней у некоторых грушанок, а иногда и гибель растения. Симбиоз переходит в данном случае в односторонний паразитизм гриба.

После прорастания семени у некоторых грушанковых образуется так называемый предстебель. В стадии предстебля растение питается и развивается исключительно за счет микоризы, т. е. собственных органических веществ из неорганических в это время не вырабатывает. Из предстебля образуется корневище, а у одноцветки из него можно вырастить и наземные побеги. Так, в искусственных условиях был выращен предстебель грушанки круглолистной длиной 30 см. Установлено, что чем более редуцирован зародыш у разных видов грушанковых, тем ранее предстебель вступает в контакт с грибом.

Познакомиться с морфологическим строением цветка и соцветия можно на странице "Справочник по морфологии травянистых растений".

Наши авторские методические материалы по ботанике и растениям России: