ГЛАВНАЯ >>> СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ПРИРОДЕ И РЕФЕРАТЫ >>> ЗАПОВЕДНИКИ РОССИИ

В разделе "Заповедники России" Вы можете ознакомиться кратким введением в теорию заповедного дела: Что такое заповедники; Место заповедников в международной системе охраны природы; Современные экологические проблемы и заповедники; Противоречат ли заповедники экономическому развитию; Заповедное дело за рубежом; История заповедного дела в СССР и России; Заповедники России в наши дни; Научная работа в российских заповедниках, образец «Положения о федеральном государственном учреждении «Государственный природный заповедник», а также с описаниями самих заповедников (список ссылок на описания российских заповедников см. внизу страницы).

Для лучшего понимания написанного см. также "Географический словарь" и "Экологический словарь".

СОВРЕМЕННЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ЗАПОВЕДНИКИ

В связи с ростом народонаселения все меньше остается на планете не освоенных человеком мест. Освоение же, даже самое примитивное, влечет за собой расстройство структуры природных экосистем, утрату отдельных их элементов, а часто и целых экосистем. Неумеренные сбор и добыча отдельных растений и животных, разрушение их местообитаний приводят к исчезновению этих видов на освоенных участках, а застройка, распашка, вырубка лесов, создание водохранилищ и другие подобные действия — к утрате экосистем, существовавших на этих участках. Каждый вид растении, животных и микроорганизмов служит составной частью экосистемы, биогеоценозов, является участником процессов обмена веществом и энергией в данной экосистеме. Экосистема, как и всякая другая сложная система, сохраняет устойчивость благодаря взаимосвязанному и взаимообусловленному функционированию составляющих ее подсистем, микросистем. Изъятие из нее хотя бы одного вида ведет к нарушению функционирования и к снижению устойчивости экосистемы в целом.

Большое влияние на живую природу оказывает загрязнение окружающей среды выбросами производства, синтетическими, не свойственными природе материалами, что ведет к заметному расстройству экосистем, к утрате ими устойчивости. Все природные экосистемы обладают значительной способностью противостоять неблагоприятным воздействиям, восстанавливать свою функциональную структуру. Однако эти их буферные свойства имеют предел. Если воздействующие факторы превышают буферные, самовосстановительные свойства экосистемы, она разрушается, а составляющие ее организмы гибнут или мигрируют.

В качестве примера можно привести гибель многих видов растений и животных, свойственных лесным биоценозам, при вырубке деревьев или гибель живых организмов в водоемах при загрязнении их сточными водами или ядохимикатами и химическими удобрениями. Неразумные воздействия, если даже они не приводят к гибели всех или большей части составляющих экосистему организмов, часто вызывают нежелательные, вредные перестройки структуры биоценозов.

Применение ядохимикатов для борьбы с вредителями лесов может привести к результату обратному тому, который желали получить, т. е. к новым последовательным вспышкам размножения вредителей. Объясняется это тем, что в результате обработки ядохимикатами коренным образом изменяется структура зооценозов на обработанных площадях. При обработке ядохимикат оказывает большее влияние на насекомоядных птиц и насекомых-энтомофагов, т. е. на «полезных.» с точки зрения человека животных, чем на вредителей. Процент гибели среди «полезных» относительно исходной численности бывает выше, чем среди «вредных». Дело в том, что насекомоядные птицы и хищные насекомые обладают большей подвижностью по сравнению с растительноядными «вредителями», в результате чего они в большей мере попадают под непосредственное воздействие ядохимиката. Кроме того, птицы и насекомые-энтомофаги поедают отравленных «вредителей» и в их организмах происходит накопление ядохимикатов. Численность «полезных» становится столь малой, что они уже не в состоянии сдержать размножение уцелевших «вредных», в результате через некоторое время происходит новая вспышка численности последних.

Сравнительные исследования, проведенные в лесах Воронежского заповедника, где ядохимикаты никогда не применялись, и в соседних с заповедником лесхозах, дали очень интересные и важные результаты. Оказалось, что численность птиц в лесах заповедника выше, чем в лесхозах: по насаждениям, произрастающим в одинаковых лесорастительных условиях (плодородие почв, увлажнение), в 3,5, а по насаждениям с одинаковой структурой — в 3 раза. Так же отличались эти леса и по численности «полезных» насекомых. Большое значение имеет и изменение экологической ситуации в лесах лесхозов. В результате уборки сухостоя, валежника, упрощения видового состава и ярусности лесных насаждений исчезают места обитания многих видов насекомых и птиц, являющихся врагами вредителей леса. Сейчас все более осознается необходимость поддержания, насколько это возможно, в лесах лесхозов состояния экосистем, более близкого к естественному.

Мы привели примеры расстройства локальных экосистем, но биосфера Земли в целом — это тоже экосистема, подчиняющаяся тем же законам развития и функционирования, обладающая также ограниченной буферной способностью. Хозяйственная деятельность человека в настоящее время приняла такие размеры, что возникла реальная угроза расстройства функционирования биосферы, а следовательно, утраты условий обитания людей. Перед человечеством встала необходимость научиться сохранять условия собственного существования, т. е. основные параметры среды обитания, приспособительно к которым происходила биологическая эволюция. К ним относятся температурный режим нашей планеты, газовый состав атмосферы, система обращения веществ и энергии в природе, без которой вообще невозможна жизнь.

В разделе "Заповедники России" Вы можете ознакомиться с описаниями следующих заповедников: Алтайский, Астраханский, Байкальский, Баргузинский, Башкирский, Большехехцирский, Висимский, Волжско-Камский, Воронежский, «Галичья гора», Дальневосточный морской, Дарвинский, Жигулевский, Завидовский, Зейский, Ильменский, Кабардино-Балкарский, Кавказский, Кандалакшский, «Кедровая падь», «Кивач», Комсомольский, Кроноцкий, Лазовский, Лапландский, «Лес на Ворскле», «Малая Сосьва», Мордовский, Нижне-Свирский, Окский, «Остров Врангеля», Печоро-Илычский, Пинежский, Приокско-Террасный, Саяно-Шушенский, Северо-Осетинский, Сихотэ-Алинский, Сохондинский, «Столбы», Таймырский, Тебердинский, Уссурийский, Хинганский, Хоперский, Центральнолесной, Центральночерноземный.