Помощь сайту

ГЛАВНАЯ >>> СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ПРИРОДЕ И РЕФЕРАТЫ >>> ЗАПОВЕДНИКИ РОССИИ

Материальная поддержка сайта

Google

...

Отдых и апартаменты в Болгарии . . . .

Есть хороший сайт? Тогда сюда...

квартира устройства, системы, установка камеры видеонаблюдения

norma-112.ru

[ ]

В разделе "Заповедники России" Вы можете ознакомиться кратким введением в теорию заповедного дела: Что такое заповедники; Место заповедников в международной системе охраны природы; Современные экологические проблемы и заповедники; Противоречат ли заповедники экономическому развитию; Заповедное дело за рубежом; История заповедного дела в СССР и России; Заповедники России в наши дни; Научная работа в российских заповедниках, образец «Положения о федеральном государственном учреждении «Государственный природный заповедник», а также с описаниями самих заповедников (список ссылок на описания российских заповедников см. внизу страницы).

Для лучшего понимания написанного см. также "Географический словарь" и "Экологический словарь".

ЗАПОВЕДНИКИ РОССИИ В НАШИ ДНИ

Российские государственные заповедники — это региональные научно-исследовательские учреждения по охране природы. Они имеют собственный штат научных сотрудников, среди которых большое число специалистов высшей квалификации — кандидатов и докторов наук.

Заповедники образуются с целью: эталонирования естественного течения процессов в природных экосистемах; сохранения генетического фонда живых организмов, свойственных тому или иному ландшафтному подразделению; ведения научных исследований. Для выполнения этих задач им предоставляются в бессрочное и обособленное пользование земли и воды.

Всем известна роль заповедников в восстановлении численности таких ценнейших промысловых животных, как бобр, соболь, лось и многие другие. Благодаря организации заповедников на территории бывшего СССР, удалось сохранить многие виды редких животных — горала, пятнистого (аборигенную популяцию) и бухарского оленей, кулана, тигра и др. В заповедниках хранится резерв многих редких растений. При необходимости из природного генетического банка могут быть взяты семена или саженцы, а также племенные животные для расселения, одомашнивания и введения в культуру или для скрещивания. В нашей стране, например, выведены две новые высокопродуктивные породы овец путем скрещивания культурных пород с дикими горными баранами.

Сеть заповедников страны должна представлять все основные формы ее ландшафтов. Это требование проистекает из основных задач, возложенных на заповедники. Необходимо сохранить возможно большее разнообразие генетически отличающихся форм живых организмов, обладающих разнообразными полезными качествами. Кроме того, важно получить данные об особенностях структуры и функционирования наибольшего числа вариантов экосистем, что позволит разработать ряд пригодных вариантов управления экосистемами разного состава и в разных ситуациях.

Вокруг заповедников устанавливаются охранные зоны со своеобразным режимом для защиты от влияния хозяйственной деятельности на окружающих территориях. Охранная зона служит буфером, гасящим удары, наносимые природе деятельностью человека. Земли охранных зон остаются в пользовании хозяйственных организаций (прежних пользователей), но хозяйственная деятельность на них ведется таким образом, чтобы не наносить ущерба природе заповедника. На территориях заповедников запрещено строительство объектов, не связанных с их деятельностью, производство геологоразведочных и других изыскательских работ, добыча полезных ископаемых, эксплуатация лесных ресурсов, охота, рыбная ловля, туризм, а также размещение внутри заповедных территорий земель посторонних землепользователей.

Самовольное посещение заповедников запрещено. Посторонние лица могут находиться на территории заповедника только при наличии письменного разрешения администрации заповедника и только на тех участках, которые указаны в разрешении. На основную территорию могут быть допущены работники научно-исследовательских учреждений, преподаватели и студенты специальных учебных заведений для участия в исследовательских работах и других мероприятиях по планам, утвержденным научным советом заповедника и согласованным с ведомством, которому подчинен заповедник. На основной территории разрешено также проведение научных экскурсий специалистов, однако в ограниченных размерах. Ограничения вызваны тем, что нахождение на территории заповедника людей причиняет беспокойство животным: изменяются их распределение по местности, суточный и сезонный ритмы жизни. Исследования показали, что при допуске посетителей резко возрастает процент гибели кладок птиц, молодняка копытных и других крупных млекопитающих. В местах посещений изменяются химизм и плотность почвы, видовой состав растительности, биологическая продуктивность биоценозов. В итоге заповедник утрачивает свое значение эталона — хранителя естественного течения процессов в природных экосистемах.

Большое внимание уделяется режиму охраны заповедников, под которым подразумевается система мероприятий, имевших целью сохранение природного комплекса заповедников в целом и всех составляющих его элементов в состоянии естественного развития. Это очень важный и весьма сложный вопрос в теории заповедного дела. Сложность его определяется и недостаточностью знаний о закономерностях развития природных экосистем, и сложностью планирования, организации и практического выполнения мероприятий. Режим охраны должен обеспечить выполнение заповедниками возложенных на них задач — сохранения генетического фонда живых организмов, естественного течения природных процессов ради научного исследования и практического использования этих знаний и генетического материала в народном хозяйстве.

Опыт наших заповедников свидетельствует о том, что вмешательства человека в жизнь природы заповедников всегда приводили к расстройству структуры, функционирования и развития природных экосистем и составляющих ее элементов, т. е. к потере заповедником его народнохозяйственной ценности.

Сейчас признается, что нужно всячески избегать вмешательства в природу заповедников, прибегать к ним лишь в тех случаях, когда можно достаточно точно прогнозировать их последствия, и быть уверенным, что эти последствия не будут катастрофическими.

Вместе с тем, опыт наших заповедников показал, что при строгом соблюдении заповедного режима можно добиться восстановления специфических для региона экосистем и особенностей их функционирования, а также затухания очагов размножения насекомых — вредителей леса и заболевания лесообразующих пород. Например, после прекращения санитарных рубок в Воронежском заповеднике значительно сократилось распространение рака сосны, а в Хопёрском — дубовой листовертки, объедавшей до этого 100% первой листвы.

В разделе "Заповедники России" Вы можете ознакомиться с описаниями следующих заповедников: Алтайский, Астраханский, Байкальский, Баргузинский, Башкирский, Большехехцирский, Висимский, Волжско-Камский, Воронежский, «Галичья гора», Дальневосточный морской, Дарвинский, Жигулевский, Завидовский, Зейский, Ильменский, Кабардино-Балкарский, Кавказский, Кандалакшский, «Кедровая падь», «Кивач», Комсомольский, Кроноцкий, Лазовский, Лапландский, «Лес на Ворскле», «Малая Сосьва», Мордовский, Нижне-Свирский, Окский, «Остров Врангеля», Печоро-Илычский, Пинежский, Приокско-Террасный, Саяно-Шушенский, Северо-Осетинский, Сихотэ-Алинский, Сохондинский, «Столбы», Таймырский, Тебердинский, Уссурийский, Хинганский, Хоперский, Центральнолесной, Центральночерноземный.

Ищете подарок любителю природы ?
Цветной определитель птиц + диск с голосами птиц - 15% скидка =
лучший подарок из нашего некоммерческого Интернет-магазина всего за 500 р !

[ Мягкие кресла и пуфы | фотосессия семейная в стиле ретро ] [ ] [ ] [ ]