ГЛАВНАЯ >>> ПРИРОДА РОССИИ >>> ПТИЦЫ РОССИИ

Наши авторские методические материалы по орнитологии и птицам России:
можно приобрести следующие методические материалы по орнитологии и птицам России:

компьютерный (для PC-Windows) определитель "Птицы средней полосы России", содержащий описания и изображения 212 видов птиц (рисунки птиц, силуэты, гнезда, яйца и голоса), а также компьютерную программу определения встреченных в природе птиц.
полевой определитель для смартфонов и планшетов "ЭкоГид: Птицы России" (его можно купить в магазине Play Google),
карманный полевой определитель "Птицы средней полосы",
цветные определительные таблицы "Перелетные птицы" и "Зимующие птицы",
книги-определители серии "Энциклопедия природы России": Птицы и Домашние животные,
"Полевой определитель птиц" с описаниями и цветными рисунками 307 видов птиц средней полосы России,
MP3-диски с голосами птиц (песни, крики, позывки): "Голоса птиц средней полосы России" (343 наиболее распространенных вида) и "Голоса птиц России, часть 1: Европейская часть, Урал, Сибирь" (фонотека Б.Н. Вепринцева, 450 видов).

Отряд Курообразные — Galliformes, Семейство Тетеревиные — Tetraonidae, Род Белые куропатки — Lagopus

Белая куропатка — Lagopus lagopus

Внешний вид. Для белой куропатки очень характерно различие между летним и зимним нарядами. Летом эта птица имеет пестрое оперение, с преобладанием рыжеватых тонов. На зиму она вся белеет. Зимой перья длиннее, сильнее развит пух. Белые перья лишены пигмента и содержат воздух — плохой проводник тепла; поэтому зимнее перо лучше защищает куропатку от стужи. Линька происходит три раза в год. На пальцах к зиме развиваются длинные плоские когти, которые помогают птице бегать по рыхлому снегу и выкапывать ямки для отдыха. Летом когти ее делаются короткими, и густое оперение пальцев исчезает при первой линьке.
  На току голос самца — резкий трескучий хохот “эрррра-ккока, а, а, а...”, часто спровождаемый хлопаньем крыльев, а затем тихий двусложный крик “каваро, каваро, кавау, кавау...”.
Местообитания. Предпочитает моховые болота среди леса или заросли ивняков и низкорослой полярной березы.
Питание. Ягоды (голубика, черника, брусника, клюква и морошка). Кроме того, летом белые куропатки охотно склевывают побеги и листья ивы, березы, осины и других растений. Осенью, когда исчезает ягода, куропаткам все больше приходится кормиться веточным кормом; поэтому мясо куропатки приобретает в это время особый горьковатый вкус. В желудке их всегда находятся мелкие камешки, служащие для перетирания пищи. Зимой она состоит главным образом из почек березы и ивы и свежих побегов этих растений.
Места гнездования. В средней полосе нашей страны гнездится по моховым болотам, покрытым редкими низкорослыми соснами, березовым мелколесьем или кустарниками, с подлеском из вереска, багульника, подбела с присутствием голубики, брусники, клюквы, морошки и других ягодников.
Гнездо устраивает на самом болоте или его окраине, выбирая для этого более или менее сухое место. При этом густых кустарников избегает, предпочитая открытые участки, чтобы сидящая на гнезде птица могла просматривать окружающую местность.
Месторасположение гнезда. Гнездо располагает на земле под прикрытием небольших куртинок травы или одиночных веток кустарников и ягодников.
Строительный материал гнезда. Для выстилки использует сухие стебельки и прутики трав и кустарников, иногда несколько перышек.
Форма и размеры гнезда. Гнездо представляет собой небольшое, вычищенное птицей углубление в почве, довольно бедно выстланное сухими стебельками и прутиками трав и кустарников, иногда несколькими перышками. Гнезда, расположенные на увлажненной почве, имеют более обильную подстилку. Размеры гнезда: диаметр лотка 90-190 мм (в среднем около 170 мм), глубина лотка 40-80 мм (в среднем около 60 мм).
Особенности кладки. Кладка из 5-20, чаще 8-12 яиц. Окраска яиц бледно-желтая с коричневатыми и буроватыми крапинками и пятнами разной величины. Пигментация яиц более густая, чем у тетерева: крапинки и пятна занимают более половины площади скорлупы. Окраска свежих яиц более сочная, основной тон и пятна красноватого оттенка. Полежавшие яйца имеют более бледный основной тон и более темные пятна и крапинки. Длина яиц 44-52 мм.
Сроки гнездования. Разбивка зимних стаек происходит в марте, токование — с апреля до конца мая. Полные кладки появляются с середины мая. Выводки начинают наблюдаться со второй декады июня. К середине августа птенцы почти достигают размеров взрослых птиц.
Распространение. Обитает в тундрах (в основном кустарниковых и моховых), лесотундрах, на моховых болотах в тайге и в березовых колках среди заболоченной лесостепи.
Зимовка. Зима — тяжелое время для куропаток, т.к. снег закрывает ягодники, а в горах — малорослую березку и ивняки. Вследствие бескормицы куропатки начинают кочевать, собираясь в стайки, из тундр обычно к северной границе лесов. “Среднерусские” куропатки проводят зиму на местах гнездования.
Хозяйственное значение. Важный объект промысла на Севере. Среднерусский подвид стал очень редким из-за осушения болот и занесен в Красную книгу России.

Описание Бутурлина. В обширных тундрах севера, в лесах к югу до Белоруссии и бассейна Оки, в березовых колках лесостепей Западной Сибири, в горах Алтая, Саян, Приамурья и Забайкалья встречается птица средней величины, ярко-рыжая летом и белоснежная зимой. Ее ноги покрыты густыми перьями до самых пальцев, даже ступни оперены и зимой напоминают заячью лапу. Эта птица называется белой куропаткой. Строго говоря, она больше сродни тетереву и рябчику, чем настоящим серым куропаткам. Живет она или в моховых болотах среди леса, или в зарослях ивняков и низкорослой полярной березы. Местами, например в бассейне Печоры, в Саянском горном кряже, в тундрах, куропатки встречаются в громадном количестве и своим присутствием оживляют однообразные и унылые пейзажи севера.
Ранней весной, как только откочевавшие на зиму белые куропатки вернулись к местам гнездовья, самцы начинают токовать. С. С. Туров наблюдал тока в Барабинской лесостепи. Еще темно, ночь только приближается к рассвету, а уже то там, то здесь начинают покрикивать петушки. Они выбирают возвышенные места, где снег уже стаял, и, сидя на какой-нибудь кочке, издают резкие и громкие крики. Чем ближе к рассвету, тем больше самцов вступает в состязание. Время от времени то тот, то другой самец взлетает кверху, хлопая крыльями, с криком “эрррра-ккока, а, а, а...” и затем опускается на землю и выкрикивает: “каваро, каваро, кавау, кавау...”. Едва сереют в предрассветных сумерках березовые колки, на темном фоне весенней земли белеют снежные пятна, и то там, то здесь взметываются кверху белыми хлопьями токующие птицы с криками, иногда напоминающими барабанную дробь. Самцы в ожесточении вступают в драки, гоняясь друг за другом.
Токующий на земле петушок белой куропатки напоминает косача. Он волочит по земле белые крылья, поднимает кверху распущенный веером хвост и то закладывает назад, то вытягивает вперед ярко-рыжую голову, украшенную сильно раздувающимися красными бровями.
С наступлением дня куропатки перестают токовать, проводят время в поисках корма и потом отдыхают. Поздно вечером, примерно часов с десяти, начинается вечерний ток, который продолжается до полуночи.
На земле, в зарослях карликовой березы, в кусте можжевельника или просто в ямке среди чистой тундры самочка устраивает гнездо. Пока не все яйца отложены, куропатка прикрывает их травой или веточками. Всего она откладывает до 10-16 яиц, каждый день по одному. Они красновато-желтые, с бурыми крапинами. Начало кладки падает на май в южных местах распространения белой куропатки и на половину июня в северных и горных. Самка сидит очень крепко на яйцах; при большой кладке она с трудом покрывает их своими распущенными перьями. Высиживание продолжается от двадцати двух до двадцати четырех дней.
Птенцы, вышедшие из яйца, как только обсохнут, начинают бегать, отыскивая себе корм. Первые дни своей жизни они питаются мелкими насекомыми, личинками комаров, пауками и другим животным кормом. В лесной полосе в это время они придерживаются лесных болот, покрытых мхом и поросших кустарниками. Оба родителя охраняют выводок. В случае появления врага птенцы затаиваются, а старые птицы отводят врага в сторону.
До осени выводки придерживаются гнездовых мест, питаясь главным образом ягодами (голубикой, черникой, брусникой, клюквой и морошкой). Кроме того, летом белые куропатки охотно склевывают побеги и листья ивы, березы, осины и других растений. Осенью, когда исчезает ягода, куропаткам все больше приходится кормиться веточным кормом; поэтому мясо куропатки приобретает в это время особый горьковатый вкус. В желудке их всегда находятся мелкие камешки, служащие для перетирания пищи. Зимой она состоит главным образом из почек березы и ивы и свежих побегов этих растений. Зима — тяжелое время для куропаток. Снег закрывает ягодники, а в горах малорослую березку и ивняки. Вследствие бескормицы куропатки начинают кочевать.
У белой куропатки очень много врагов. В тундре сокол-сапсан и кречет бьют ее на лету, белая сова хватает на земле. Пронырливые песцы отыскивают летом яйца и птенцов, а зимой хватают взрослых куропаток во время их ночевок в снегу. В лесной области число врагов еще больше. Но плодовитая птица успешно борется за существование, хорошо скрывая гнезда и птенцов, отманивая врагов от молодых, неопытных куропаток. На нашем севере несколько заводов изготовляют консервы из мяса этой птицы, а количество куропаток не уменьшается. При умелом использовании белая куропатка еще долгие годы будет одной из ценнейших промысловых птиц севера.

Читайте также Справочник (учебник) по орнитологии: анатомия и морфология птиц, питание птиц, размножение птиц, миграции птиц и многообразие птиц, а также монографию к.б.н. В.В. Ивановского ХИЩНЫЕ ПТИЦЫ БЕЛОРУССКОГО ПООЗЕРЬЯ.

Описания видов взяты из Определителя птиц и птичьих гнёзд средней полосы России (Боголюбов А.С., Жданова О.В., Кравченко М.В. Москва, "Экосистема", 2006).

Наши авторские методические материалы по орнитологии и птицам России:

карманный полевой определитель "Птицы средней полосы",
цветные определительные таблицы "Перелетные птицы" и "Зимующие птицы",