ГЛАВНАЯ >>> ПРИРОДА РОССИИ >>> ЯГОДЫ и ДРУГИЕ СОЧНЫЕ ПЛОДЫ

Ягоды и сочные плоды

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Описания и иллюстрации взяты из компьютерного определителя ягод и других сочных плодов России (Боголюбов А.С., Кравченко М.В., Москва, "Экосистема", 2017). Приобрести его можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине.

класс Двудольные, семейство Адоксовые, род Бузина

Бузина обыкновенная - Sambucus racemosa

Бузина обыкновенная - Sambucus racemosa: плоды и листья

Синонимы. Бузина красная, кистистая, бузина кистевидная, кистевидная, гроздевидная. Народные названия - самбук (от латинского названия), самвик, пищальник, калинка (от красных ягод и внешней схожести с калиной, с которой бузина не родственник), бучкан, шевошник, бузинник, пусторосль, бузок (совпадает с одним из названий сирени, с которой бузина на родственна), червиха (от цвета ягод "червонный" - красный), цевочник, баз.

Ранее этот род включали в семейство Жимолостные или выделяли в отдельное семейство Бузиновые.

Происхождение названия. Есть мнение, что латинское наименование растения "самбукус" напрямую связано с самбуком - восточным музыкальным инструментом (род арфы), изготовленным из его древесины, и отражает сходство ветвей растения со струнами музыкального инструмента. Возможно, что название "sambucus" связано с красным цветом плодов бузины и происходит от "sambyx" - красная краска.

Видовой эпитет в научном названии растения (racemosa) можно перевести как "кистевидная", "гроздевидная", "ветвистая" (от racemus - "виноградная кисть", "виноградная гроздь").

Описание растения. Бузина - сильно ветвящийся кустарник (иногда - небольшое деревце) высотой от полутора до 3-5 метров с прямостоячими стеблями.

Кора у молодых растений гладкая, у старых - шелушащаяся. На поверхности стеблей имеются бугорки беловатого цвета (так называемые "чечевички"); они состоят из рыхлой ткани, через которую может проходить воздух, и служат отдушинами в опробковевшем покрове - через них дышат живые ткани ветвей.

Ветви бузины очень ломки. Это связано с тем, что древесины в них очень мало: значительную часть объёма занимает рыхлая сердцевина (по сравнению с другими кустарниками, встречающимися в европейской части России, у бузины самый большой в процентном отношении объём сердцевины).

Почки крупные, яйцевидные. Листья супротивные, непарноперистые, состоят из пяти-семи листочков. Листочки листьев пильчато-зубчатые, яйцевидные или удлинённо-ланцетные, длиной от 5 до 10 см, с сильным характерным неприятным запахом. Молодые листья нередко имеют тёмно-красный или фиолетовый цвет - это связано с повышенным содержанием антоциана; этот пигмент обладает свойством преобразовывать световую энергию в тепловую, что важно для развития растения ранней весной.

Цветки мелкие, обоеполые, пахучие, собраны в плотные продолговатые метельчатые соцветия яйцевидной или конической формы поперечником до 20 см. Околоцветник двойной, пятичленный. Венчик колесовидный, беловато-жёлтый или зеленовато-жёлтый. Тычинок пять. Цветение происходит в мае-июне одновременно с распусканием листьев, ежегодно и обильно, в течение 15 дней. Цвет пыльцы жёлтый.

Описание плодов. Плод - костянка (не ягода) красного (ярко-красного) цвета. В костянке, в отличие от ягоды, одна косточка. Плоды созревают с августа до сентября. Цвет плодов у дикого вида красный, как и у большинства сортов, но есть культурные формы с желтыми и оранжевыми плодами.

Плоды имеют неприятный запах и вкус (в отличие от плодов другого распространённого в Европе вида бузины - бузины чёрной). Плоды бузины красной охотно поедаются птицами - с их помощью в основном и происходит распространение семян.

Распространение (ареал). Широко распространено в Северном полушарии в регионах с умеренным климатом - как в Евразии, так и в Северной Америке  Западноевропейская часть ареала охватывает Средиземноморские страны и страны Центральной и Восточной Европы. В России растение распространено от западных границ до Тихого океана. Встречается растение в Китае, Корее и Японии, а также в Канаде и США (в том числе на Аляске).

Авторы расходятся относительного того, для каких регионов растение следует считать аборигенным, а для каких - адвентивным. Одна из точек зрения заключается в том, что растение является аборигенным только для горных регионов Европы. На территории бывшего СССР к таким районам относится Западная Украина, где растение встречается в подлеске хвойных и смешанных лесов. Другая точка зрения заключается в том, что исходный ареал растения намного шире и является дизъюнктивным, охватывая, помимо горных европейских регионов, также и Дальний Восток.

Для Европейской части России бузина красная является адвентивным растением. Её с давних времён выращивали в декоративных целях в садах и парках, при этом растения натурализовывались по всей территории нынешнего ареала.

Местообитания. В природе бузина красная встречается чаще всего в оврагах, на опушках лиственных и смешанных лесов, на вырубках и гарях; по другим данным - чаще всего в сосновых лесах. В пределах населённых пунктов растение растёт на пустырях, развалинах зданий, нередко и на крышах домов.

Химический состав. Незрелые плоды и листья бузины содержат ядовитый гликозид самбунигрин, который распадается на синильную кислоту и бензальдегид. В тканях растения найдены различные биологически активные вещества: в коре - терпеноиды альфа-амирины, бетулини бетулиновая кислота, а также стероид бета-ситостерол; в цветках - флавоноид кверцетин.

Пищевые свойства. Плоды бузины обыкновенной (красной) не ядовиты, однако же и не считаются съедобными.

Лекарственные свойства. О лечебных свойствах бузины было известно с древних времён. Бузина красная была включена в один из первых средневековых европейских травников - работу Kreutter Buch Иеронимуса Бока, опубликованную в 1546 году.

Бузина красная как лекарственное растение в научной медицине не используется.

В народной медицине используют цветки и плоды растения. При лечении простудных заболеваний, бронхиальной астмы, головной боли и ревматизма пьют настой из цветков. Настой из цветков как наружное средство применяют для полоскания при остром тонзиллите (ангине) и воспалительных процессах в ротовой полости. Как слабительное средство используют кисель, приготовленный из плодов.

Противопоказания, предупреждения. Бузина красная противопоказана при индивидуальной непереносимости, аллергии. Листья и стебли токсичны, плоды слаботоксичны и не рекомендуются для употребления в пищу в большом количестве, особенно токсичны незрелые ягоды. Поедание большого количества свежих ягод может вызвать расстройство желудка. Кулинарная обработка устраняет токсичность зрелых плодов.

Плоды собирают только после полного созревания, недозрелые плоды ядовиты! Соцветия заготавливают после полного распускания.

Хозяйственное использование. Культивируется как декоративное садовое растение. Используют бузину для закрепления оврагов и склонов из-за её быстрого роста и неприхотливости. Цветки и плоды используются в народной медицине. Свежие плоды применяются для очистки медной посуды от тёмного налёта. Бузина - неплохой медонос, хотя в некоторых источниках утверждается, что цветки бузины красной не выделяют нектара, а пчёлы собирают с цветков лишь пыльцу, в других - что пчёлы посещают бузину для сбора пыльцы и частично нектара. Ветви бузины используют для отпугивания мышей.

Красными плодами бузины удобно отмывать руки - их чистота достигается элементарным трением ягод в ладонях. Выделяющийся сок не даёт пены, но хорошо удаляет въевшуюся грязь, растворяет растительные смолы и смягчает кожу.

В некоторых странах Европы из семян красной бузины добывают масло, используемое в технических целях, из плодов получают спирт, а из листьев - зелёную краску.

Древесина бузины красной хорошо полируется и применяется в токарном производстве. Особую поделочную ценность представляют наплывы на корнях. Сердцевина дерева очень широкая, рыхлая; она находит применение в микроскопии и при изготовлении некоторых физических приборов. Из молодых, губчатых внутри веток бузины красной делали детские игрушки-пищалки, а также разные приспособы для домашнего рукоделия - шпульки, катушки, коклюшки, часто объединяемые под общим названием цевка.

Выращивание. Бузину обыкновенную издавна культивируют как декоративное растение для украшения садов и парков. Выведено несколько сортов: Plumosa Aurea - растение высотой около двух метров с глубокорассечёнными золотистыми листьями и конусовидными соцветиями с желтоватыми цветками; Tenuifolia ( "тонколистная") - растение с дуговидными побегами и листьями, похожими на листья папоротников. Для некоторых сортов бузины (например, Tenuifolia) характерна так называютая "ажурная крона" - крона с большими просветами, дающая лёгкую тень, в которой могут нормально развиваться светолюбивые растения.

Для выращивания бузины в саду (это касается как бузины красной, так и бузины чёрной) подходит любая почва, в том числе глинистая. Ранней весной рекомендуется вырезать часть старых побегов. Размножение - одревесневшими черенками в открытом грунте поздней осенью.

Способы приготовления (рецепты). Из-за малой изученности, применение препаратов из бузины красной, требует осторожности.

Кисель из ягод. Кисель из спелых плодов красной бузины применяют как слабительное. Ингредиенты: 120 грамм свежих или замороженных ягод, сахар 9 столовых ложек, крахмал картофельный 3 столовые ложки. Спелые ягоды бузины перебрать, истолочь при помощи блендера или ступки. Залить получившуюся кашицу пятью стаканами холодной воды. Поставить на небольшой огонь и довести до кипения, после чего процедить. Затем снова поставить на огонь, добавить сахар и снова довести до кипения. В половине стакана теплой воды развести крахмал и осторожно, тщательно помешивая, струйкой вылить в кипящий отвар. При необходимости добавить еще немного воды. Дать закипеть. Готовый кисель разлить в чашки, сверху можно присыпать сахаром, для предотвращения появления пленки. Подавать остывшим.

Настой из цветков. Две чайные ложки сухих цветков бузины залить 250 мл кипятка, настаивать 10-15 минут. Принимать тёплым по 100 мл 2 раза в день (пьют медленно, глотками, с небольшими перерывами) как потогонное средство при простудных заболеваниях, головной боли, бронхиальной астме, ревматизме и болезнях дыхательных путей.

Настой коры. Столовую ложку измельчённой коры на 300 мл кипятка, настаивать 2 часа, процедить. Принимать по 1/2 стакана 3 раза в день при бронхите.

Настой из плодов. Столовую ложку плодов на 1 стакан кипятка, настаивать 2 часа, процедить. Принимать по 1 столовой ложке 2-3 раза в день как потогонное.

Настой из плодов. Столовую ложку сухих спелых ягод бузины красной на 3 литра кипятка. Принимать перед едой по 100 мл три раза в день, заедая 25-30 г сливочного масла при язвенной болезни желудка. Курс лечения 1 месяц (примерно 9 литров настоя). Затем перерыв 2-3 недели. При желании курс повторить.

Спиртовая настойка из ягод. Стеклянную банку заполнить на три четверти объёма свежими ягодами, доверху залить водкой, закрыть крышкой и настаивать в тёмном месте не меньше месяца. Использовать в виде компрессов или смазывания 2 раза в день при лечении остеомиелита, смещения позвонков, при артритах различного происхождения, при остеохондрозе, пяточной шпоре и деформации суставов. Для увеличения эффекта рекомендуется лёгкое втирание настойки в пораженные суставы, а так же употребление водного отвара цветков и коры внутрь.

Отвар из цветков. Столовую ложку цветков бузины красной кипятить 5 минут в 250 мл воды, остудить, процедить. Употреблять чуть тёплым для многократных полосканий горла и полости рта при воспалительных процессах, при ангине, кашле.

На нашем сайте Вы также можете познакомиться с информацией по морфологии древесно-кустарниковых и травянистых растений, которая поможет сориентироваться в строении упомянутых в данном разделе растений и научит правильно определять их видовые названия.

компьютерные (для PC-Windows) определители: Цветы, Деревья зимой, Деревья летом и Ягоды и сочные плоды,
полевые определители растений "ЭкоГид" для смартфонов и планшетов: Цветы, Деревья зимой, Деревья летом и Ягоды и сочные плоды (все их можно купить в магазине Play Google),

Познакомиться с изображениями и описаниями других объектов природы России и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, травянистых растений (цветов), ягод и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихся (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их яиц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе Природа России нашего сайта.