ГЛАВНАЯ >>> ПРИРОДА РОССИИ >>> ЯГОДЫ и ДРУГИЕ СОЧНЫЕ ПЛОДЫ

Ягоды и сочные плоды

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Видеоканал Экосистема

Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market
Загрузить приложения из AppStore / iTunes

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Описания и иллюстрации взяты из компьютерного определителя ягод и других сочных плодов России (Боголюбов А.С., Кравченко М.В., Москва, "Экосистема", 2017). Приобрести его можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине.

класс Двудольные, семейство Адоксовые, род Бузина

Бузина травянистая - Sambucus ebulus

Бузина травянистая - Sambucus ebulus: плоды и листья

Синонимы. Бузина травяная, бузина вонючая, бузина карликовая, бузина низкорослая, бузина яловая, бузник, Ebulum humile (Mill.) Garcke, Sambucus herbacea Gilib., Sambucus humilis Mill. Ранее этот род включали в семейство Жимолостные или выделяли в отдельное семейство Бузиновые.

Происхождение названия. Есть мнение, что латинское наименование рода Sambucus связано с самбуком - восточным музыкальным инструментом (род арфы), изготовленным из древесины бузины, и отражает сходство ветвей растения со струнами этого музыкального инструмента. Возможно, что название "sambucus" связано с красным цветом плодов бузины и происходит от "sambyx" - красная краска.

Видовое название вида - это использованное в качестве прилагательного латинское существительное ebulum, которое и использовалось для наименования этого растения - бузина яловая.

Описание растения. Многолетнее травянистое растение высотой 50-150 см с неприятным запахом (не путать с древесным растением бузиной чёрной - Sambucus nigra). Стебель зеленый, прямостоячий, толстый, одиночный. Листья сложные, супротивные, с черешком, который в 4-5 раз короче пластинки, непарноперистые, длиной до 20 см. Состоят из 9-11 заострённых листочков с пильчатыми краями. У нижних боковых листочков есть черешочки, верхние листочки - сидячие. Корень белого цвета, мощный, толстый, длинный, ползучий.

Цветки белого, розового или красноватого цвета, собраны по три вместе в плоское верхушечное метельчатое соцветие на длинном цветоносе. Имеют миндальный запах. Цветение с мая по июль.

Описание плодов. Плоды чёрные ягоды-костянки, блестящие, шаровидной формы, длиной около 4 мм, с тремя или четырьмя яйцевидными семенами. Приятны на вкус, но ядовиты. Время плодоношения - с августа по сентябрь.

Распространение (ареал). Растение встречается в полосе европейских широколиственных лесов, а также в лесостепях и горах (до среднего пояса) - на Украине, в Белоруссии, на Кавказе, в южной части европейской части России, в Средней Азии (в горах Копетдага), в южной Европе.

Местообитания. Обитает растение в сорных местах, в садах, на опушках, по берегам рек, на пустырях, вдоль дорог, в огородах, в оврагах.

Химический состав. В плодах этого растения обнаружены дубильные вещества, эфирное масло, органические кислоты (яблочную, винную, валериановую), а также горечь, самбуцианин, пектины, алкалоид амигдалин. Поскольку амигдалин токсичен, то все растение - ядовито. А значит, при использовании ягод, цветков и листьев, может наступить отравление организма. Корни бузины травянистой заключают горечь, дубильные вещества и сапонины.

Лекарственные свойства. Лечебными свойствами обладают корень, листья, плоды. В народной медицине используются настой из цветков (реже - из листьев и ягод) бузины травянистой как потогонное, мочегонное и вяжущее средство, а также как средство для полосканий и припарок. По своим лекарственным свойствам это растение похоже на бузину чёрную (Sambucus nigra).

Противопоказания, предупреждения. Растение ядовито. При использовании цветков, ягод, листьев, особенно свежих, может наступить отравление амигдалином, который переходит в синильную кислоту. Плоды бузины довольно приятны на вкус, нужно быть очень внимательными, чтобы они не попали в руки детям.

Нельзя растения принимать людям, которые страдают язвенным колитом, сахарным диабетом, заболеванием Крона. Также с осторожностью нужно относится к приему во время беременности, помните о том, что в состав стеблей растения входит цианид, именно из-за этого растения относится к ядовитому. Обязательно перед применением нужно все детально узнать у врача, особенно по поводу дозировки, чтобы избежать отравления.

Применение в народной медицине. Бузина является ядовитым растением, поэтому препараты из нее необходимо использовать с осторожностью. При использовании ягод, листьев, цветков, особенно свежих, может произойти отравление амигдалином, который переходит в синильную кислоту.

В народной медицине препараты бузины травянистой используют как мочегонное, антисептическое, отхаркивающее и потогонное средство, при катарах верхних дыхательных путей, невралгии, крапивнице, ревматизме, подагре, в качестве слабительного. При туберкулезе и геморрое применяют повидло, сваренное из ягод бузины. Густой экстракт плодов улучшает аппетит, стимулирует образование эритроцитов. Отвар корней хорошо зарекомендовал себя при заболеваниях почек, отвар листьев - при кишечных коликах и спастическом колите.

Лекарственным сырьем служат плоды, надземная часть, корни и цветки. Лечение препаратами бузины рекомендуют проводить под контролем врача.

Цветки бузины собирают в период цветения, обрезая зонтичные соцветия при полном раскрытии. Сушат в хорошо проветриваемом помещении или под навесом. На солнце сушить бузину не следует. По окончании сушки сырье обмолачивают для отделения цветоножек.

Траву заготавливают в первой половине лета в сухую, ясную погоду. Сушат в день сбора в тени или в хорошо проветриваемом помещении, раскладывая слоем 2? 3 см и часто переворачивая.

Плоды собирают при полной спелости. Сушат в сушилке при температуре 30-35°C. Препараты бузины неоднородны по составу. Плоды содержат эфирные масла, самбуцианин (красящее вещество), дубильные вещества, горечь, органические кислоты (валериановую, винную и яблочную), пектины и токсичный алкалоид амигдалин. В корнях найдены сапонины, дубильные вещества и горечь, в соцветиях - сахара, эфирные масла и амигдалин. При употреблении цветков, ягод и листьев, особенно свежих, может наступить отравление амигдалином, который при определенных условиях переходит в синильную кислоту. Однако в процессе сушки этот токсичный алкалоид полностью разрушается.

Потогонное действие бузины хорошо проявляется при употреблении настоя сухих цветков. Для его приготовления 1-2 чайные ложки сырья заливают 2 стаканами кипятка и настаивают в закрытой посуде 1 ч. Выпивают маленькими порциями в течение дня в теплом виде.

Хороший потогонный, мочегонный и антисептический эффект дает употребление сбора, состоящего из цветков бузины и липы в смеси с листьями мяты перечной в соотношений 1:1. Для приготовления настоя 1 столовую ложку сбора заливают 2 стаканами воды, кипятят 10 мин, процеживают и добавляют сахар или мед по вкусу. Выпивают в течение дня в теплом виде.

Отвар из листьев. Для приготовления отвара 6-8 сухих листьев бузины измельчают, заливают 1/2 стаканами воды, кипятят 10 мин, процеживают, отжимают и доводят объем до исходного. Принимают по 1/2 стакана 3 раза в день во время еды. Отвар можно применять местно, втирая его в место укуса насекомых.

При пиелонефрите, мочекаменной болезни используют спиртовую настойку корней бузины: двадцать грамм измельченных сухих корней, 100 мл водки, настаивать в течение 7-8 дней. Употреблять по тридцать капель, три раза в день.

При дерматитах, вызванных укусами пауков, при грибковых заболеваниях использовать наружно водный настой корней в соотношении 1:10 в виде ванночек.

При асците, заболеваниях почек использовать отвар корней: две чайные ложки измельченных сухих корней, стакан кипятка. Настаивать в течение одного часа, процедить. Употреблять по одной столовой ложке три раза в день.

На нашем сайте Вы также можете познакомиться с информацией по морфологии древесно-кустарниковых и травянистых растений, которая поможет сориентироваться в строении упомянутых в данном разделе растений и научит правильно определять их видовые названия.

компьютерные (для PC-Windows) определители: Цветы, Деревья зимой, Деревья летом и Ягоды и сочные плоды,
полевые определители растений "ЭкоГид" для смартфонов и планшетов: Цветы, Деревья зимой, Деревья летом и Ягоды и сочные плоды (все их можно купить в магазине Play Google),

Познакомиться с изображениями и описаниями других объектов природы России и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, травянистых растений (цветов), ягод и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихся (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их яиц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе Природа России нашего сайта.

Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market