ГЛАВНАЯ >>> СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ПРИРОДЕ И РЕФЕРАТЫ >>> КУЛЬТУРНЫЕ РАСТЕНИЯ

БАЗИЛИК ОБЫКНОВЕННЫЙ — OCIMUM BASILIKUM

Использование. Растение с приятным бальзамическим запахом. Пряностью служат листья и цветки, собираемые в начале цветения. Они содержат эфирное масло (0,3-1,0%), дубильные вещества, гликозиды и кислый сапонин. Главной составной частью масла являются цинеол, метилхавикол, линалоол.

Свежие и высушенные листья и цветки применяют в кулинарии и при изготовлении различных национальных блюд в греческой, французской, итальянской и закавказской кухнях. Как приправу базилик добавляют в салаты, мясные и рыбные блюда, а также употребляют для ароматизации овощных консервов, солений и в колбасном производстве. Сушеные листья вместе с розмарином иногда используют вместо перца.

Растения базилика применяют в народной и научной медицине, а эфирное масло — в парфюмерии.

Происхождение. Родина базилика обыкновенного — Южная Азия (Индия, Шри-Ланка).

Распространение. Культивируется в странах Западной Европы (Франция, ФРГ, Испания, Португалия), Азии (Афганистан, Иран, Пакистан, Индия, Шри-Ланка), Африки, в Канаде, США, Латинской Америке.

Базилик обыкновенный (Ocimum basilikum L)Описание растения. Базилик обыкновенный (Ocimum basilikum L), семейство Яснотковые (Lamiaceае) — однолетнее травянистое растение. Корни тонкие, разветвленные, проникают на глубину 15-20 см. Стебель прямостоячий, 4-гранный, сильно ветвящийся, в нижней части голый, вверху слабо опушенный. Высота стебля 40-50 см, иногда до 70-80 см.

Листья супротивные, яйцевидные или продолговатые с мелкозубчатым краем, короткочерешковые, слабо опушенные или голые. Цветки на коротких цветоножках, собраны в длинные соцветия. Чашечка неопадающая, 5-зубчатая, с крупным верхним зубцом. Венчик значительно длиннее чашечки, опадает. Окраска венчика белая, розовая, иногда фиолетовая. Тычинок 4, две из них длиннее остальных и отогнуты вниз. Рыльце пестика двураздельное. Завязь 4-гнезд-ная.

Плод яйцевидно-почковидной формы со сливающимися гнездами. При созревании распадается на 4 овальных, гладких, буровато-черных орешка.

Биологические особенности. Базилик обыкновенный — светолюбивое и теплолюбивое растение. При недостатке света наблюдается понижение урожайности зеленой массы и содержания эфирного масла в ней. Не переносит отрицательных температур (повреждается при минус 1°С). Довольно требователен к влаге, особенно в период от посева до начала цветения.

Требования к почвам. Предпочитает хорошо дренированные и богатые питательными веществами почвы. Наиболее высокий урожай зеленой массы формирует на плодородных черноземах, рыхлых суглинистых и супесчаных землях. Под его культуру непригодны тяжелые, заболоченные, кислые и засоленные почвы.

Посев/посадка. Размножают базилик обыкновенный семенами. Их высевают непосредственно в грунт или в парники для выращивания рассады.

В субтропиках и районах с умеренным климатом почву под базилик пашут осенью на глубину 22-25 см. Весной проводят боронование и 1-2 культивации. Перед посевом участок прикатывают легким катком.

Посев проводят в хорошо прогретую почву (15-16°С). Семена высевают на глубину 2,0-2,5 см широкорядным способом с междурядьями 45 см. Норма высева семян 4-6 кг/га.

Рассаду выращивают 35-40 дней. Высадку в грунт начинают при установлении теплой устойчивой погоды и при отсутствии вероятности ночных заморозков.

Высаживают рассаду рядовым (через 60 см) или квадратно-гнездовым (45 x 45, 45 x 45 + 25 см) способом. На 1 га размещают от 50 до 79 тыс. растений. Иногда применяют ленточную 2-3-строчную посадку. Расстояние между лентами 50 см, между строчками — 20-30, между растениями — 25-30 см.

Уход за посевами/посадками. Уход за растениями базилика обыкновенного состоит в культивации междурядий, рыхлении почвы, прополке в рядках и подкормке. В районах недостаточного увлажнения проводят вегетационные поливы.

Уборка урожая. Убирают базилик обыкновенный в момент цветения растений вручную или механизированным способом. Растения срезают на высоте 10-12 см от поверхности почвы (не ниже линии облиствения). В дождливую погоду выход эфирного масла резко снижается, и в такие дни убирать базилик не рекомендуется.
Урожайность зеленой массы базилика — 85-210 ц/га, сбор эфирного масла — 5-12 кг/га.

Обработка и хранение урожая. Зеленую массу сушат в тени. При солнечной сушке теряется цвет, аромат и вкус сырья. Высушенные листья и цветки хранят при относительной влажности воздуха не более 75%.

Содержание раздела "Культурные растения":
Полевые растения
--- Злаковые хлебные и крупяные