ГЛАВНАЯ >>> СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ПРИРОДЕ И РЕФЕРАТЫ >>> КУЛЬТУРНЫЕ РАСТЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Зеленые растения, создающие органическое вещество из неорганических элементов природы, являются источником основных продуктов питания и кормов для животных, а также важным сырьем для легкой, пищевой, химической и других видов промышленности.

Наибольшее количество растительных видов произрастает в субтропиках и тропиках. Здесь культивируются представители 69 ботанических семейств, в то время как в умеренной зоне — представители только 18-20 семейств. Из большого видового разнообразия человек активно использует примерно 1000 видов, в том числе 100 видов представляют основные полевые растения.

Климатические пояса и области Земли:

Климатические пояса и области Земли

Природные условия районов жаркого климата благоприятствуют выращиванию высоких урожаев продовольственных культур. Потенциальные урожаи биомассы органического вещества в субтропиках достигают 110 т/га, в тропиках — 125 т/га, что в 2 раза больше, чем в умеренной зоне. В то же время развитые и развивающиеся страны отличаются по степени использования природных ресурсов. Так, если в Европе под пашней и многолетними насаждениями занято 39% общей площади, то в Африке всего 7, в Латинской Америке — 6%.

Резерв плодородных земель, подлежащих освоению к началу XXI в., составляет 205 млн. га. За счет освоения новых земель производство продуктов увеличится на 28 и на 72% — за счет интенсификации. Для повышения урожайности основных продовольственных культур необходимо увеличить — в развивающихся странах орошаемые площади до 152 млн. га, производство минеральных удобрений — до 94 млн. т. Затраты на удобрения в конце века будут составлять 45% от всех затрат на производство продуктов питания. На каждый гектар количество минеральных удобрений должно увеличиться от 26 до 100 кг. Значительно возрастет использование химических средств для борьбы с болезнями и вредителями.

Производство зерна на душу населения в год в развитых странах достигает 800-900 кг, а в развивающихся — 200-300 кг. Основной пищей для ликвидации голода является хлеб и рис. Зерновые бобовые культуры восполняют недостаток полноценного протеина в продуктах питания человека.

Крахмалоносные корне- и клубнеплодные растения (маниока, батат, таро, картофель и др.) обеспечивают питание людей, являясь источником углеводов.

Большое разнообразие масличных растений по их ботанической принадлежности, широте произрастания определяет и получение качественно различных растительных масел, направление их использования. Тропические растения дают жирное масло, твердеющее при обычной комнатной температуре. Напротив, масла, содержащие ненасыщенные кислоты, принадлежат к высыхающим и пригодны для приготовления олифы. Особое место среди группы невысыхающих масел занимает техническое клещевинное, сохраняющее консистенцию при высоких и низких температурах.

Волокнистые растения по объему производства занимают второе место после кормовых растений в мировом сельском хозяйстве. Удельный вес получаемого из них волокна составляет до 70%, остальное количество заменяется искусственными волокнами.

Из сахароносных растений более подробно рассмотрены культуры, из которых получают чистый кристаллический сахар, — сахарный тростник и сахарная свекла.

Овощеводство в странах тропической и субтропической зон носит экстенсивный характер: примерно 53% овощей выращивают для личного пользования. Видовое разнообразие овощных растений этой зоны чрезвычайно богато. Овощные растения играют важную роль в структуре питания. Являясь источником белков, они вносят разнообразие при постоянном использовании в пищу риса и крахмалоносов. Употребление овощей повышает в диете содержание соединений кальция и железа, обеспечивает организм человека витаминами. Более 1500 видов диких растений используются в тропиках как овощные.

Плодовые растения представляют самостоятельную отрасль сельскохозяйственного производства — плодоводство. В тропической и субтропической зонах оно является одной из ведущих. Плоды помимо использования в питании являются для многих стран важной статьей экспорта. Всего в мире насчитывается более 1000 видов плодовых растений, представляющих около 40 ботанических семейств.

Предлагаемый в данном разделе материал позволяет сориентироваться в многообразии основных культурных растений, выращиваемых в тропиках и субтропиках.

В основу данного обзора положена производственно-отраслевая классификация, связанная с разделением растений по хозяйственному использованию, т. е. по назначению главного продукта, ради которого они возделываются: хлебные и крупяные зерновые, крахмалоносные, сахароносные, бобовые, масличные, волокнистые, стимулирующие, кормовые, овощные и плодовые растения.

Объем данного обзора не позволил включить в нее все возделываемые растения. Главное внимание уделено продовольственным и техническим, овощным и плодовым культурам, выращиваемым на значительных площадях.

ПОЛЕВЫЕ ОДНОЛЕТНИЕ И МНОГОЛЕТНИЕ РАСТЕНИЯ