ГЛАВНАЯ >>> ПРИРОДА РОССИИ >>> НАСЕКОМЫЕ-ВРЕДИТЕЛИ

Наши авторские методические материалы по зоологии беспозвоночных:
можно приобрести следующие методические материалы по беспозвоночным животным России:

компьютерные (для PC-Windows) определители "Дневные бабочки" и "Насекомые-вредители леса",
полевые определители для смартфонов и планшетов "ЭкоГид: дневные бабочки" и "ЭкоГид: Насекомые-вредители" (их можно купить в магазине Play Google),

Пилильщик обыкновенный сосновый — Diprion pini (L.)

Перепончатокрылое насекомое имеющее сильно выпуклое тело, длиной 7-10 мм. Усики 26-членные. Характеризуется выраженным половым диморфизмом: самец меньше, имеет в основном черно-коричневую или черную окраску, усики сильно гребенчатые. Тело самки немного крупнее, более мощное с пиловидными усиками. Преобладает светло-желтая окраска с несколькими темными пятнами на груди и на срединных сегментах брюшка, которое на конце имеет пиловидный яйцеклад. Оплодотворенные самки откладывают яйца в бороздки, надрезанные яйцекладом в сосновой хвое, плотными рядами по 3-20 и более штук. Сверху яички закрыты выделениями самки. Яйца имеют удлиненную, несколько полулунную форму, длиной 1,4 мм. Весной самки откладывают яички только в старую хвою, летом — в хвою текущего и прошлого годов. В целом одна самка откладывает 100-150 яиц. Через 2-3 недели выходят молодые лжегусеницы, длиной 5 мм.

Пилильщик обыкновенный сосновый — Diprion pini (L.)

Лжегусеницы светло-желтые или желто-зеленые, имеют 3 пары темных грудных ног, 7 пар коротких ложных ног, которые при переходе к брюшным членикам имеют горизонтальное запунктированное пятнышко и наконец 1 пару ложных ног на последнем сегменте. Голова сравнительно небольшая, коричневая, длина взрослой лжегусеницы 26 мм.

Обыкновенный сосновый пилильщик повреждает хвою сосны. Молодые лжегусеницы питаются сообща на побегах, поедают хвою с боков, так что остается нетронутой срединная жилка. Лжегусеницы имеют 5 возрастов и период их питания продолжается самое меньшее 4-5 недель. Взрослые лжегусеницы, которые в отличие от молодых намного светлее, поедают хвоинки целиком, так что остаются только пеньки, а нередко поедают и кору побегов. Лжегусеницы очень прожорливы и, хотя старшие уже не держатся сообща, съедая одну хвоинку за другой, часто могут полностью оголить ветви. Они питаются от августа до октября, когда основная их часть заползает в почву, а меньшая часть остается в трещинах нижней части коры у основания ствола. Там они изготавливают кокон, часть остается в нем до следующего года, часть — до весны второго года и только тогда окукливаются.

Пилильщик обыкновенный сосновый — Diprion pini (L.)

Эонимфа — стадия покоя личинки в коконе. В этой стадии тело сокращается, брюшные ложные ножки изменяются в складки кожи. Личиночный глаз черный. Пронимфа — стадия личинки перед окуклением, в течение которой светлеют личиночные глаза и возле них на щеках появляются полулунные пятна, превращающиеся в пупальные пятна. Тело еще больше сокращается, брюшные ложноножки полностью исчезают. Готовность к лёту можно точно предсказать по так называемому пупальному пятну — это большое, темное, эллипсовидное, остро очерченное пятно около небольшого глазка личинки. Куколка очень похожа на взрослое насекомое, лежит в желто-коричневом бочонковидном прочном коконе, длина которого 8-12 мм.

В умеренном поясе обыкновенный сосновый пилильщик имеет в основном двойное поколение: первый раз лёт начинается в конце апреля — начале мая, второй раз — в августе. В северных областях дает одно поколение в год и взрослые насекомые появляются в природе в июне — июле.

Обыкновенный сосновый пилильщик распространен по всему ареалу сосны обыкновенной.На севере достигает полярного круга. Что касается вертикального размещения, обитает на высоте до 1300 м н. у. м, а иногда и выше. В России встречается в европейской части, на Кавказе (а также в Закавказье) и в Сибири. В северных областях и горных условиях в течение одного года развивается одно поколение, а в средних и южных районах генерация двойная. Этот вредитель появляется чаще всего в 20-40-летних изреженных сосновых насаждениях, растущих на сухих бедных почвах.

Наши авторские методические материалы по зоологии беспозвоночных: