ГЛАВНАЯ >>> ПРИРОДА РОССИИ >>> НАСЕКОМЫЕ-ВРЕДИТЕЛИ

Наши авторские методические материалы по зоологии беспозвоночных:
можно приобрести следующие методические материалы по беспозвоночным животным России:

компьютерные (для PC-Windows) определители "Дневные бабочки" и "Насекомые-вредители леса",
полевые определители для смартфонов и планшетов "ЭкоГид: дневные бабочки" и "ЭкоГид: Насекомые-вредители" (их можно купить в магазине Play Google),

Лесная энтомология*

Распространение насекомых в лесах

Энтомофауна вредителей в лесах формировалась под влиянием лесной среды, которая очень неоднородна. Даже на сравнительно небольшой площади в лесу встречаются многочисленные варианты микроклимата, неоднородны лесная подстилка и почва, различен видовой состав древесной и травянистой растительности.

Подпологовая среда леса меняется в зависимости от изменения отдельных элементов насаждений: состава древесных и кустарниковых пород, их сомкнутости кронами, возрастной структуры насаждения, его происхождения и бонитета. Насекомые тонко реагируют на изменение лесной среды, которая определяет их распространение в лесах. Каждый лесовод хорошо знает, к каким условиям местообитания приурочены главнейшие виды вредных насекомых.

Удобнее всего выявлять, изучать и вести борьбу с главнейшими вредителями по типам леса. Тип леса характеризует в конечном итоге специфику местообитания, а следовательно, и условия для существования каждого организма, входящего составной частью в общий комплекс. В пределах типа леса условия жизни все же неоднородны. Эта неоднородность связана с изменениями подпологовой среды. Поэтому для каждого вида вредителя обычно выделяют его излюбленные местообитания, получившие в экологии название стаций. Стацией может быть весь тип леса или какая-то часть его, представленная конкретным насаждением. Стация всегда характеризуется определенным режимом подпологовой среды, который отвечает всей сумме факторов, необходимых для жизни популяции данного вида. При этом на разных фазах развития насекомого требования к условиям подпологовой среды могут меняться, что обусловливает динамичность насекомых в лесу, их постоянные перемещения и мозаичность распределения в насаждениях. Знание стациального распределения отдельных видов лесных насекомых дает возможность их быстро обнаружить, вести постоянные наблюдения за их численностью и управлять ею путем лесохозяйственных мероприятий, изменяющих среду обитания.

В сосновых борах распространены сосновая совка, сосновая пяденица и рыжий сосновый пилильщик. Все они питаются сосной, но им необходимы различные условия жизни. Сосновая совка тяготеет к более сухим типам леса, а в их пределах — к более повышенным местам и изреженным насаждениям, а сосновая пяденица — к более влажным и сомкнутым. Оба эти вида появляются уже в сомкнувшихся древостоях II—III классов возраста, а рыжий сосновый пилильщик тяготеет к опушкам, часто встречается еще в несомкнувшихся молодых насаждениях, но мало реагирует на влажность, встречаясь даже в сосняках на сфагновых болотах:

im 5

Рис. 30. Распространение некоторых видов вредных насекомых по типам леса: / — сосняк лишайниковый, 2 — сосняк сфагновый, 3 — сосняк долгомошник, 4 — сосняк черничник, 5 сосняк брусничник, 6 — сосняк кисличник, 7 — сосняк липовый, 8 — сосняк лещиновый, 9 — сосняк дубняковый, 10 — сосняк травяной

Точно так же в еловых лесах встречается много видов короедов, но одни из них преобладают во влажных ельниках, а другие — в сухих. Даже в пределах одного типа леса численность, например, короеда-типографа меняется в зависимости от возраста и степени изреженности отдельных насаждений. Даже в пределах одного дерева каждый вид приурочен к определенной части и питается корой, лубом или древесиной, избегает освещенной стороны или поселяется только на южной части ствола, реагирует на малейшие изменения влажности древесных тканей, смоляное и осмотические давление в них.

Особенно четко выявляется стадиальное размещение почвообитающих насекомых. Механический состав почвы, ее влажность и температура, состав и толщина лесной подстилки и напочвенный травяной покров определяют стации обитания майского хруща, проволочников и других вредителей корней.

Свойство видов избирательно заселять те или иные стации является очень важной экологической закономерностью. Оно получило название принципа стациальной верности. Однако этот принцип оказывается действительным лишь для определенного географического района, где экологические условия более или менее однородны. При изменении этих условий применительно к другим ландшафтным зонам виды меняют свои местообитания. Так, например, восточный майский хрущ в зоне тайги поселяется только на открытых местах, а в степной зоне, живет под пологом сомкнувшихся насаждений. Это явление получило название зональной смены стаций и впервые было сформулировано выдающимся советским энтомологом, бывшим президентом Всесоюзного энтомологического общества Г. Я. Бей-Биенко (1904-1971). Проявляется зональная смена стаций как закономерно направленное изменение местообитаний при переходе вида из одной природной зоны в другую: при продвижении к северу избираются более сухие, хорошо прогреваемые открытые стации с разреженным растительным покровом, часто располагающиеся на легких песчаных или каменистых почвах. При продвижении к югу тот же вид заселяет более увлажненные и тенистые стации с густым растительным покровом и с глинистыми почвами (Бей-Биенко, 1971).

В горных условиях действует принцип вертикальной смены стаций, аналогичный описанному, выше.

Ранее указывалось, что видовой состав вредных лесных насекомых изменяется по типам леса и стациям, а равно и с возрастом насаждений. Каждый лесной биогеоценоз проходит несколько возрастных этапов. Первый этап охватывает период жизни деревьев от появления их из семени до смыкания кронами и образования древостоя, второй наступает после смыкания деревьев кронами и длится до окончания интенсивного изреживания, третий этап — это период средневозрастных и спелых насаждений, а четвертый характеризуется старением древостоя. Каждому периоду в каждом типе леса свойственны определенные энтомокомплексы дендрофильных насекомых.

____________

* При составлении данного справочника использовалась книга А.И.Воронцова "Лесная энтомология". Учебник для вузов, Изд. 3-е, перераб. М., "Высш. школа", 1975. 368 стр.) с изменениями.

Остальные разделы (оглавление) учебника по лесной энтомологии: Введение, Предмет и задачи лесной энтомологии, Краткий очерк истории энтомологии, Основные принципы систематики насекомых, Строение насекомых, Нервная деятельность насекомых, Размножение насекомых, Развитие насекомых, Жизненные циклы, Диапауза, Защитные приспособления и общественный образ жизни, Питание и кормовая специализация насекомых, Поврежедение древесных пород насекомыми, Распространение насекомых в лесах, Колебания численности насекомых, Общие понятия о методах лесозащиты, Литература по насекомым-вредителям.

Читайте также познавательную книгу д.б.н. В.А.Кривохатского "Муравьиный лев".

Наши авторские методические материалы по зоологии беспозвоночных: