ГЛАВНАЯ >>> ПРИРОДА РОССИИ >>> НАСЕКОМЫЕ-ВРЕДИТЕЛИ

Наши авторские методические материалы по зоологии беспозвоночных:
можно приобрести следующие методические материалы по беспозвоночным животным России:

компьютерные (для PC-Windows) определители "Дневные бабочки" и "Насекомые-вредители леса",
полевые определители для смартфонов и планшетов "ЭкоГид: дневные бабочки" и "ЭкоГид: Насекомые-вредители" (их можно купить в магазине Play Google),

Хрущ восточный майский — Melolontha hippocastani F.

Восточный майский хрущ — жук с бурым щитом и с коричневыми надкрыльями с черноватыми краями. Длина тела 20-29 мм. Окраска весьма изменчива. Самым четким отличительным признаком является форма и цвет пигидия: черный, довольно короткий, у самки образует только узкий выступ, у самца — на конце небольшое округлое расширение. Половые различия, кроме окончания брюшка, заключаются еще в зубчатости голени передних ног у самки и количестве пластинок усиков: у самца 7-членные и примерно в 2 раза большие усики, чем у самки, которая имеет всего 6 пластинок.

В России восточный майский хрущ — известный вредитель сосны в лесной и лесостепной зоне, встречается в северной части европейской степной области, в Сибири — в зоне тайги и лесостепи. Преобладает в северной и средней Европе на вырубках на песчанных почвах, а на юге развивается в основном в затененных лесными насаждениями местах. Лет жуков начинается приблизительно на 14 дней раньше, чем у западного майского хруща (см. ниже).

Восточный майский хрущ является евразийским видом. Северная граница его распространения проходит через Выборг, Архангельск, Тарту, на востоке граница ведет от Якутии по тихоокеанскому побережью, через Маньчжурию к Пекину. Южной границей в Европе является Дунай, далее линия — Одесса, Запорожье, Уральск, Алтай, Шанхай.

Хрущ западный майский — Melolontha melolontha (L.)

Западный майский хрущ — довольно крупный жук, длиной 23-31 мм с мощным сильно выпуклым телом. Основная окраска черная, надкрылья, ноги и усики, щупики и пигидий от светло-коричневого до черно-коричневого цвета. Характерна сильная цветовая изменчивость. Довольно маленькая голова вытянута в мощный щит переднеспинки, который особенно с боков покрыт густыми светлыми волосками. На голове пара веерообразно расположенных усиков, которые у самца закончены 7-ю листовидными пластинками, более широкими и в 2 раза большими, чем у самки, которая имеет их всего 6. Коричневые надкрылья имеют по 4 ребра. На боках брюшка хорошо видны белые треугольные пятна. Последний сегмент брюшка вытянут в долотовидный выступ — пигидий, который у самца длиннее, более тупой и слегка отстающий назад; у самки — короче, более заостренный и более прилегающий к телу, почти отвесный. Голень передней ноги самки расширена и по краям имеет зазубрины.

Западный майский хрущ распространен на большей части Европы, на востоке встречается в европейской части бывшего СССР, граница распространения ведет от Латвии к Харькову, далее к Запорожью и Одессе. Области наибольших повреждений, однако, находятся в средней Европе.

Хрущ западный майский — Melolontha melolontha (L.)

а — повреждения взрослых жуков на молодой дубовой веточке; b — повреждения личинок на корнях молодого дуба; с — окончание брюшка личинки майского хруща; d — яйцо хруща; е — первый, второй и третий возраста личинок.

Яйца хрущей овальные, величиной примерно 3 х 2 мм, грязно-белые. Личинки мясистые, беловато-желтые, имеют форму буквы “С”. Голова бурая с четырехчленными усиками и сильными челюстями. Имеет 3 пары грудных ног. Брюшко состоит из 10 сегментов, два последние из них массивные. На последнем сегменте два параллельных продольных ряда, содержащих 22-30 щетинок. Личинки имеют всего три возраста, которые отличаются шириной головных камер (первый возраст = 2,5 мм, второй возраст = 4 мм, третий возраст = 6 мм). Куколка свободная, желтоватая.

Молодые жуки майских хрущей встречаются в почве уже в конце лета и перезимовывают там до следующей весны. В южных районах появляются обычно во второй половине апреля до начала июня. В северных областях хрущи появляются в середине мая до конца июня. Летают по опушкам лиственных насаждений и во время дополнительного питания спариваются. Оплодотворенные самки со зрелыми яйцами перестают питаться и летят всегда одними и теми же путями на открытые площадки для кладки яиц. Предпочитают легкие прогретые почвы с редким почвенным покровом. На глубине 10-40 мм откладывают по 10-30 яиц и возвращаются обратно к повторному питанию. Это повторяется приблизительно 3 раза. Имаго питаются по краям лесных насаждений, в глубину леса примерно до 50 м, поедают листья дуба, бука, клена, ильма, лещины, тополя, ивы, ореха, а также листья фруктовых деревьев.

Личинки выходят через 40-50 дней, в конце июня — июле. Вначале питаются гумусовыми частицами, потом поедают и корешки. В северной и средней Европе преобладает 4-летний период развития, в более теплых южных областях развитие 3-летнее. Наиболее ощутимый вред наносится повреждением корешков и более толстых корней личинками второго и третьего возраста с мая по сентябрь. Наиболее чувствительны к повреждениям молодые ели и сосны, которые при более сильных повреждениях погибают.

Наши авторские методические материалы по зоологии беспозвоночных: