ГЛАВНАЯ >>> ПРИРОДА РОССИИ >>> НАСЕКОМЫЕ-ВРЕДИТЕЛИ

Наши авторские методические материалы по зоологии беспозвоночных:
можно приобрести следующие методические материалы по беспозвоночным животным России:

компьютерные (для PC-Windows) определители "Дневные бабочки" и "Насекомые-вредители леса",
полевые определители для смартфонов и планшетов "ЭкоГид: дневные бабочки" и "ЭкоГид: Насекомые-вредители" (их можно купить в магазине Play Google),

Листоед тополевый — Melasoma populi (L.); Листоед краснокрылый осиновый — Melasoma tremulae (Fabr.)

Тополевый листоед: а — взрослая особь; b — взрослая особь сбоку; c — личинка тополевого листоеда; d -взрослая личинка; e — куколка; Краснокрылый осиновый листоед: f-взрослая особь; g — взрослая особь сбоку; hповреждения на листьях тополя (с яйцекладкой); i — повреждения личинок.

Оба вида листоеда в практике нередко не различают или путают. Тополевый листоед — жук, длиной 10-12 мм, имеет равномерно выпуклое тело. Надкрылья от кирпично-красных до желто-коричневых с черным ногтеподобным окончанием у шва. Покрыты мелкими точками. Основная окраска тела черно-синяя, голова и щит тоже темные. Краснокрылый осиновый листоед имеет более выпуклое тело даже в задней половине. Длина этого жука колеблется от 7 до 9 мм. Окраска надкрыльев от красной до желто-красной. Надкрылья покрыты более грубыми точками. Основной цвет тела зеленый, голова и щит также маталлически-зеленые. Личинка первого возраста обоих видов серо-белая. Щит, голова и ноги темно-коричневые. Взрослая личинка от серо-белой до нежно-зеленоватой с черными блестящими пятнышками, черным щитком и темными бородавками. На втором и третьем грудных сегментах по сторонам тела белые тупые заостренные выросты. Ноги очень толстые. Куколка свободная, сравнительно короткая, серо-белая с симметричными черными пятнышками, конец тела сильно заострен. Яйца продольно-овальные, от желто- до оранжево-красных.

Оба вида листоедов развиваются на тополях, осинах, различных видах ив, листья которых повреждают. Биология обоих видов очень похожа. Жуки зимуют в земле под листьями. В природе появляются ранней весной, в зависимости от местонахождения в ареале, с марта (в южных областях), чаще всего, когда распускаются листья. На листьях живут и спариваются. Оплодотворенные самки откладывают яйца на нижнюю сторону листьев кучками по 20-30 штук, в целом всегда по нескольку сотен яичек от одной самки. Примерно через 1-2 недели отрождаются личинки, которые слегка объедают листья, а позже их скелетируют. Через 3 недели личинки, подвешенные на листьях, окукливаются. Период куколки длится около 10 дней. Молодые жуки листья перфорируют и закладывают вторую генерацию, которая в среднеевропейских условиях заканчивает развитие в сентябре. В особенно благоприятных условиях, а в южных районах нормально, существует и третья генерация в году, в Закавказье даже и четвертое поколение.

Большое хозяйственное значение могут иметь как вредители в питомниках.

Тополевый и Краснокрылый осиновый листоеды встречаются очень часто и распространены по всему ареалу тополей, особенно в средней и южной областях. За исключением крайнего севера встречаются в европейской части России, в Крыму, на Кавказе, до Казахстана, Узбекистана, в Сибири. Завезены были в Северную Америку.

Наши авторские методические материалы по зоологии беспозвоночных: