ГЛАВНАЯ >>> ПРИРОДА РОССИИ >>> НАСЕКОМЫЕ-ВРЕДИТЕЛИ

Наши авторские методические материалы по зоологии беспозвоночных:
можно приобрести следующие методические материалы по беспозвоночным животным России:

компьютерные (для PC-Windows) определители "Дневные бабочки" и "Насекомые-вредители леса",
полевые определители для смартфонов и планшетов "ЭкоГид: дневные бабочки" и "ЭкоГид: Насекомые-вредители" (их можно купить в магазине Play Google),

Скрытохоботник ольховый — Cryptorrhynchidius lapathi (L.)

a — взрослая особь; b — взрослая особь сбоку; с — повреждения стволика с личинкой; d — признаки поражения молодой ольхи; e — признаки прежнего поражения на ольхе.

Темноокрашенный долгоносик, длиной 6-9 мм. Тело покрыто темно-коричневыми, почти черными чешуйками с очень короткими щетинками. Щит по сторонам покрыт белыми чешуями. Переднегрудь между бедрами имеет глубокую борозду, в которой находится головотрубка. Личинка белая с бурой головой, безногая, длиной 10-12 мм.

Вред, наносимый ольховым скрытохоботником заключается главным образом в повреждении личинками молодой ольхи и ветлы. Над вздутым местом поражения отмирают отдельные ветви, а при более сильном поражении засыхают целые деревья. В зависимости от географического положения, имеет двулетнюю (на севере) или однолетнюю генерацию.

В случае двухлетней генерации жуки появляются в природе, как правило, в августе. При дополнительном питании выгрызают глубокие ямки в однолетних побегах и верхушках ольхи, ивы и тополя. С наступлением холодов взрослые насекомые разыскивают места зимовки в трещинах коры, в почве, в старых ходах личинок. Из этих укрытий выходят в мае следующего года и только потом спариваются. Оплодотворенные самки откладывают яйца на нижнюю часть молодых стволов с мая до августа. Яйца, а иногда и незначительная часть личинок первого возраста, зимуют. Большинство личинок отрождается, однако, ранней весной, обычно в марте. Сначала личинки питаются под корой, потом проникают глубже, в луб, где по окружности выедают ходы и, наконец, проникают в древесину. Ходы под поверхностью на коре хорошо заметны как темные полосы. Из отверстий выступает сок с кислым запахом и высыпается сначала мелко- потом груборазмельченная древесина. Мелкие стружки остаются в центральном ходе, очевидно, в связи с окуклением. Личинки окукливаются в июле — августе в конце хода в куколочной колыбельке. Стадия куколки длится 10-22 дня.

В случае однолетней генерации имаго появляются в природе с конца июня до половины октября. В конце октября большинство насекомых погибает. Максимальное количество яиц откладывается в конце июля — начале августа. Через 2-3 недели отрождаются личинки первого возраста, которые зимуют. Второй возраст длится около 30 дней, третий и четвертый — примерно по 15 дней и пятый возраст, в котором личинка заканчивает рост, длится в течение следующих 40 дней. Окукливание проходит в течение 10-18 дней и имаго появляются примерно через 6 дней, в конце июня.

Ольховый скрытохоботник распространен по всей палеарктической области, на большей части Европы и Азии, встречается в европейской части России, в Сибири и далее на восток до Приморья, а также в Японии. В последние десятилетия в массе встречается в Северной Америке и Канаде, куда был завезен.

Наши авторские методические материалы по зоологии беспозвоночных: