Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помочь сайту / Donate




Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ >>> МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ ПО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }


Составим на заказ программу школьного экологического мониторинга Вашей природной
территории или объекта (ООПТ, парка, леса, водоема, пришкольной территории и т.п.)

Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Описание (изучение) флоры своей местности

© А.С. Боголюбов, Н.С. Лазарева
© «Экосистема», 2002

Описание и изучение флоры своей местностиАннотация. Данное методическое пособие излагает ход выполнения простой, но трудоемкой и скурпулезной работы по составлению флоры своей местности, т.е. списка видов произрастающих на ней растений. Описана общая схема организации работы, включая выбор маршрутов обследования местности, поиск, описание и сбор растений для гербария, а также определение растений и составление отчета. Итогом работы является список видов растений по основным биотопам окружающей местности.

Введение

Одна из достаточно распространённых тем по ботанике – составление флоры района работы. Флора – это список видов растений какой-либо территории. Обычно при работе со школьниками имеется в виду список видов сосудистых растений (то есть, плауновидных, хвощевидных, папоротникообразных, голосеменных и цветковых), так как работа с водорослями, лишайниками и мхами требует особых, углубленных, знаний и навыков.

Надо заметить, что данная работа хотя и кажется простой на первый взгляд – на самом деле достаточно трудоемка, т.е. серьёзна в научном отношении и кропотлива в исполнении (часто ещё и длительна). В то же время, она требует минимума оборудования и навыков (кроме процедуры определения видов).

Для полевой части работы потребуется карта местности и полевой дневник, для лабораторной - определитель растений, мощная лупа или (лучше) бинокуляр.

Выполнение данной работы в рамках серии учебно-исследовательских заданий удобно совместить с работой по составлению гербария (задание №1, летний сезон) и проведением геоботанических описаний при изучении вертикальной структуры леса (задание №3, летний сезон). В этих случаях потребуется ещё и соответствующее оборудование для этих видов работы.

Ход выполнения полевой работы

Техника выполнения полевой части работы достаточна проста – местность необходимо наилучшим образом обследовать и попытаться обнаружить все виды произрастающих на данной территории растений. В реальности, посетить все укромные уголки местности, конечно же, невозможно, поэтому при проведении подобного исследования придерживаются следующей техники.

Прежде всего, еще до начала полевой работы тщательно изучают карту местности и определяют границы района исследования. Обычно, при выполнении данной работы группой учащихся в 10-15 человек и наличии одного или двух дней, площадь обследуемой территории составляет 1-3 км2 (при условии, что местность более или менее знакома исследователям или их руководителям и на нее имеется карта). Если местность незнакома, несколько дней неизбежно уйдет на составление общего представления о данной территории.

Очень облегчит работу наличие карты растительности изучаемой территории, или хотя бы основных ее типов. Очень пригодится карта, составленная на одном из предыдущих заданий данной серии («Картографирование лесных фитоценозов», задание №4, зимний сезон), или комплексный ландшафтный профиль (задание №8, осенний сезон).

Вне зависимости от наличия карты, работа начинается с составления списка основных растительных сообществ и плана (схемы) их посещения (обследования). В список желательно включить минимум 5-6 основных типов растительности (биотопов), характерных для данного района – различные типы леса, луга, болота, водоёмы и т.п.

Для проведения полевой работы учебная группа школьников разбивается на бригады по 2 человека и для каждой бригады составляется свой маршрут экскурсии, таким образом, чтобы охватить как можно более разнообразные местообитания. Скорее всего (если выбранный район не очень маленький), посетить все необходимые места за один день не получится. Однако, это полностью зависит от разнообразия (мозаичности) растительности данной местности, охвата территории и «трудовых ресурсов».

На всём протяжении экскурсии каждая из групп регистрирует все виды встречаемых растений. Те растения, в названии которых исследователи уверены, – просто записываются в полевой дневник, а образцы незнакомых – собираются. Для немедленного определения растения лучше собирать в полиэтиленовый пакет, а те, что вы предполагаете трудными для определения, или просто хотите определить потом, лучше заложить в гербарий.

Следует помнить, что для точной идентификации растения необходимо иметь цветки (спороносные части или шишки у нецветковых), а также часто плоды и, у...


Приведенный выше фрагмент (первая страница), входит в состав пособия, полную версию которого можно приобрести всего за 3 (три) рубля ! (это не шутка) в нашем некоммерческом Интернет-магазине в составе одного из двух дисков:


Составим на заказ программу школьного экологического мониторинга Вашей природной
территории или объекта (ООПТ, парка, леса, водоема, пришкольной территории и т.п.)



Другие методические материалы по организации проектной деятельности
и исследовательской работы школьников в природе

Методические пособия по тематикам:
Ландшафтоведение (география)
Ботаника и геоботаника
Зоология
Водная экология и гидробиология
Мониторинг и биоиндикация
Программы, проекты и общие вопросы организации исследований

Пособие для учителя "Как организовать полевой экологический практикум"

Учебные фильмы по организации полевых исследований
в рамках проектной деятельности:

Осенний сезон
Зимний сезон
Весенний сезон
Летний сезон

Компьютерные атласы-определители объектов природы:
Грибы
Водоросли
Лишайники
Мохообразные
Деревья и кустарники зимой
Деревья и кустарники летом
Дикорастущие цветы
Бабочки
Насекомые-вредители
Водные беспозвоночные
Рыбы
Амфибии (земноводные)
Рептилии (пресмыкающиеся)
Птицы и птичьи гнезда
Млекопитающие (звери)

Печатные цветные определители растений:
Определитель деревьев в осенне-зимний период
Определитель кустарников в осенне-зимний период
Определитель деревьев в весенне-летний период
Определитель кустарников в весенне-летний период
Определитель травянистых растений по цветкам: первоцветы
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лесов
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лугов и полей
Определитель травянистых растений по цветкам: растения водоемов и болот

Карманные определители животных средней полосы России:
Грибы
Обитатели водоемов
Птицы
Звери и их следы

Цветные ламинированные таблицы "Грибы, растения и животные":
Грибы: часть 1
Грибы: часть 2
Лишайники
Водоросли
Мхи
Первоцветы
Цветы лесов
Цветы лугов
Цветы водоемов
Деревья зимой
Кустарники зимой
Деревья летом
Кустарники летом
Водные беспозвоночные
Дневные бабочки
Рыбы
Амфибии и рептилии
Зимующие птицы
Перелетные птицы
Млекопитающие



Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016