ГЛАВНАЯ >>> РЕФЕРАТЫ И СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ >>> ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Введение   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э

• ЖЕСТКОСТЬ ВОДЫ -свойство воды, обусловленное присутствием в ней ионов кальция и магния (ГОСТ 27065-86).
  • ЖИВОЕ ВЕЩЕСТВО - согласно В.И. Вернадскому, "совокупность всех живых организмов, в данный момент существующих, численно выраженная в элементарном химическом составе, в весе, энергии". Ж.в. неотделимо от биосферы, являясь одной из самых могущественных геохимических сил нашей планеты, и обладает целым рядом уникальных свойств (напр., поляризовать свет в отличие от косного вещества - закон Пастера-Кюри). Общая масса живого вещества (в сухом виде) оценивается величиной  2,4-3,6*1012 тонн.
  • ЖИВОТНЫЙ МИР - совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации (закон "О животном мире").
  • ЖИЗНЕННАЯ ФОРМА - 1) в ботанике - внешний облик (габитус) растения, отражающий приспособленность к условиям среды. Ж.ф. также называют единицу экологической классификации растений - группу растений со сходными приспособительными структурами, необязательно связанных родством (напр., кактусы и молочаи образуют Ж.ф. стеблевых суккулентов). Ж.ф. у растений изменяется в ходе индивидуального развития. Один и тот же вид растения в разных условиях может иметь разные Ж.ф. Син.: Биоморфа; 2) в зоологии понятие Ж.ф. стало применяться лишь в XX в. и еще не достаточно разработано. При выделении Ж.ф. и классификации по ним организмов используют наличие сходных морфоэкологических, физиологических, поведенческих и т.д. приспособлений для обитания в одинаковой среде. Так, Д.Н. Кашкаров (1944) предложил следующую систему форм животных: плавающие, роющие, наземные, древесные лазающие, воздушные.
  • ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО - средняя площадь, приходящаяся на одну особь рассматриваемой популяции. При рассмотрении человеческого общества Ж.п. - территория, необходимая для удовлетворения нужд одного человека при данных социально-экономических условиях. Для развитых стран Европы Ж.п. оценивается в 0,6 - 0,7 га, для США - 2 га, в т.ч. для производства пищи - 0,6 га, для выращивания технических культур - 0,4 га, для поддержания качества среды и отдыха - 0,8 га и урбанизации (здания, дороги) - 0,2 га.
  • ЖИЗНЕННОСТЬ - степень стойкости живых существ к изменениям окружающей среды. Характеризуется интенсивностью размножения и выживаемости потомства, конкурентоспособностью при межвидовых и внутривидовых отношениях, приспособленностью к условиям абиотической среды, величиной годичного прироста и т.д.
  • ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ОРГАНИЗМА - совокупность всех фаз развития организма.

Экологический словарь:   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э