ГЛАВНАЯ >>> РЕФЕРАТЫ И СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ >>> ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Введение   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э

• РАБОТЫ И УСЛУГИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ - деятельность по производству товаров, выполнению работ и оказанию услуг, осуществляемая в целях сохранения окружающей природной среды и ее биологического разнообразия, снижения вредного воздействия деятельности хозяйствующих и иных субъектов на окружающую природную среду, а также связанная с оценкой состояния окружающей природной среды (проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды" от 11.10.2000).
  • РАВНОВЕСИЕ ЛАНДШАФТА - некоторое квазистационарное состояние, формирующееся у природных ландшафтов под влиянием взаимно скомпенсированных процессов, вызванных внешними (в т. ч. антропогенными) факторами, с одной стороны, и процессами самоорганизации и саморегулирования, с другой.
  • РАДИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ [от лат radius - луч, спица в колесе] - процессы, идущие в биосфере в вертикальном или близком к вертикали по отношению к земной поверхности направлении.
  • РАДИАЦИОННАЯ АВАРИЯ - потеря управления источником ионизирующего излучения, вызванная неисправностью оборудования, неправильными действиями работников (персонала), стихийными бедствиями или иными причинами, которые могли привести или привели к облучению людей выше установленных норм или к радиоактивному загрязнению окружающей среды (закон "О радиационной безопасности населения").
  • РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ - состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения (закон "О радиационной безопасности населения").
  • РАДИАЦИОННЫЙ БАЛАНС ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ - разность между суммарной солнечной радиацией, поглощенной земной поверхностью, и эффективным излучением Земли. Р.б. - важнейший компонент теплового баланса земной поверхности.
  • РАДИАЦИОННЫЙ ИНДЕКС СУХОСТИ - отношение годового радиационного баланса земной поверхности к сумме теплоты, необходимой для испарения годовой суммы осадков анализируемой территории. Р.и.с. служит основой для дифференциации географических зон. При Р.и.с.<1 климат рассматривается как влажный, от 1 до 3 недостаточно влажный,> 3 - сухой. Показатель предложил М.И. Будыко.
  • РАДИАЦИЯ ОТРАЖЕННАЯ - часть суммарной солнечной радиации, теряемой земной поверхностью в результате отражения.
  • РАДИОАКТИВНОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ - тип физического загрязнения, связанный с превышением естественного фона излучения из-за дополнительного попадания в окружающую среду радиоактивных элементов. Основные источники радиоактивного загрязнения - ядерные испытания и установки (в т. ч. атомные электростанции).
  • РАДИОАКТИВНОСТЬ ВОДЫ - показатель, характеризующий содержание в воде радиоактивных веществ (ГОСТ 27065-86).
  • РАДИОАКТИВНЫЕ ОТХОДЫ - ядерные материалы и радиоактивные вещества, дальнейшее использование которых не предусматривается (закон "Об использовании атомной энергии").
  • РАДИОАКТИВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ - химические элементы, имеющие нестабильные атомные ядра, которые самопроизвольно распадаются, превращаясь в атомные ядра других элементов и при этом испуская частицы (электроны, протоны, позитроны, нейтроны) и кванты электромагнитного излучения (рентгеновские и гамма-лучи).
  • РАЗВИТИЕ (эволюция) ЛАНДШАФТА - высшее звено в цепи понятий, характеризующих различные типы изменений ландшафтов: функционирование - динамика - развитие. Р.л. сопровождается необратимыми поступательными изменениями, которые приводят к смене структуры ландшафта, замене одного инварианта др. Р.л. обусловлено как изменениями внешних факторов (активизация тектонических движений, морские трансгрессии), так и внутренними причинами (саморазвитие ландшафта).
  • РАЗВИТИЕ СТАБИЛЬНОЕ (поддерживаемое)- стратегия управления отношениями человека (в целом) с окружающей средой, при котором действия направлены на снижение риска глобальных катастроф, но не затрагивают частных отношений; действия, провоцирующие и поддерживающие самоорганизацию общества и окружающей среды.
  • РАЗЛИВ НЕФТИ - нефть, разлитая на поверхности водного объекта (Об утверждении Инструкции по идентификации источника загрязнения водного объекта нефтью. Приказ Минприроды России от 02.08.94 N 241).
  • РАЗМЕЩЕНИЕ ОТХОДОВ - хранение и захоронение отходов (закон "Об отходах производства и потребления").
  • РАЗНООБРАЗИЕ - в экологии показатель сложности системы, разнокачественности ее компонентов (экологических ниш в экосистеме). См. Разнообразие биологическое.
  • РАЗНООБРАЗИЕ БИОЛОГИЧЕСКОЕ - число различимых типов биологических объектов или явлений и частота их встречаемости на фиксированном интервале пространства и времени, в общем случае отражающие сложность живого вещества, способность его к саморегуляции своих функций и возможность его разностороннего использования. Р.б. включает в себя все виды животных, растений грибов и микроорганизмов, экосистем и протекающие в них процессы. Выделяют три уровня Р.б.: генетическое Р. отражает генетическую информацию, содержащуюся в живом веществе Земли, конкретной территории; Р. видовое отражает количество видов и встречаемость их особей на конкретной территории; Р. экосистем (ландшафтов) отражает количество разных типов местообитаний, сообществ и экологических процессов. Р.б. частный случай всеобщего феномена разнообразия природы.
  • РАЗНООБРАЗИЕ ВИДОВОЕ - число видов в данном сообществе или в данной области. Различают альфа-разнообразие (число видов в рассматриваемом биотопе), бета-разнообразие (число видов во всех биотопах данной области) и гамма-разнообразие.
  • РАЗНООБРАЗИЕ ВНУТРИПОПУЛЯЦИОННОЕ - составная часть биологического разнообразия, связанная с оценкой разнокачественности (различия) особей в популяции. Особи могут различаться по генотипу (в т. ч. полу), фенотипу, возрасту, изменчивости, по проявлению модификационной, зависящей от конкретных условий среды и т. д.
  • РАЗНООБРАЗИЕ ПРИРОДЫ - наблюдаемое человеком имманентное свойство природы, конкретное представление о котором тесно связано в сознании со способом отображения человеком окружающего мира.
  • РАЗНООБРАЗИЕ СООБЩЕСТВ - составная часть биологического разнообразия (в узком смысле, разнообразия экосистем). Р.с. выражается числом различных типов сообществ на конкретной территории и их встречаемостью.
  • РАЙОН ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ - территориально-административное образование или отдельная местность, на которой введен правовой режим временного государственного управления, определяемый федеральными законами Российской Федерации, нормативными указами Президента Российской Федерации либо законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в целях обеспечения безопасности населения при обстоятельствах, вызванных чрезвычайной ситуацией или массовыми беспорядками (ГОСТ Р 22.0.02-94).
  • РАСПОРЯДИТЕЛЬНАЯ ЛИЦЕНЗИЯ - специальное разрешение на распоряжение в установленном порядке правами пользования водными объектами (Водный кодекс Российской Федерации).
  • РАСПОРЯДИТЕЛЬНАЯ ЛИЦЕНЗИЯ - специальное разрешение, предоставляющее право определенным в нем лицам в установленном порядке распоряжаться объектами животного мира (закон "О животном мире").
  • РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬ - обеспечение всеми землепользователями в процессе производства максимального эффекта в осуществлении целей землепользования с учетом охраны земель и оптимального взаимодействия с природными факторами (ГОСТ 26640-85).
  • РЕВОЛЮЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ - ответная реакция человечества на кризисное состояние системы "человек - биосфера".
  • РЕГИОНАЛЬНЫЙ - относящийся к какой-либо значительной территории, но не охватывающий всю планету.
  • РЕГЛАМЕНТ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ - значение параметра состояния экосистемы, которое характеризует качественное изменение ее реакции на антропогенные воздействия.
  • РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ [от лат. regulo - направлять, упорядочивать] - изменение характеристик источников воздействия на окружающую среду и отходов в заданном направлении с использованием совокупности организационных, технологических, технических методов и средств.
  • РЕГУЛИРОВАНИЕ ЛАНДШАФТА - один из элементов управления ландшафтами; мероприятия по поддерживанию функционирования ландшафта в заданном человеком или природном режимах.
  • РЕГУЛИРОВАНИЕ СТОКА - перераспределение во времени объема (жидкого) стока в соответствии с требованиями водопользования, а также в целях борьбы с наводнениями (СТ СЭВ 2261-80).
  • Редуцент (деструктор) - организм, в ходе своей жизнедеятельности превращающий органические остатки в неорганические вещества, пригодные для использования продуцентами. Являются гетеротрофами. Преимущественно это бактерии и грибы.
  • РЕЖИМ ГИДРОЛОГИЧЕСКИЙ [фр. regime] - совокупность закономерно повторяющихся изменений состояния водного объекта, присущих ему и отличающих его от других водных объектов. Р.г обусловлен гл.обр. климатическими особенностями бассейна и проявляется в виде многолетних, сезонных и суточных колебаний уровня и расходов воды (режим водный), ледовых явлений, температуры воды, количества и состава твердого и ионного стока и т.д. Р.г существенно изменяется под воздействием хозяйственной деятельности человека.
  • РЕЖИМ ВОДНЫЙ - изменение во времени уровней, расходов и объемов воды в водных объектах и почвах.
  • РЕЗЕРВАТ - охраняемая природная территория с заповедным или заказным режимом; термин широко применяется в зарубежных странах, но по своему значению и режиму такие территории близки к заказникам или в некоторых странах - к понятию "заповедник".
  • РЕЗИСТЕНТНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ - способность экосистемы оставаться в устойчивом состоянии под нагрузкой, ее невосприимчивость к внешнему воздействию.
  • РЕЗИСТЕНТНОСТЬ [от лат. resistere - сопротивляться] - невосприимчивость организма к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды (напр., к загрязнению окружающей среды).
  • РЕКРЕАЦИОННАЯ ЕМКОСТЬ - количественно выраженная способность территории или акватории обеспечивать некоторому числу людей психофизиологический комфорт для отдыха и оздоровления без деградации природной среды или антропогенных элементов в ландшафте (с.-х., лесохозяйственных, исторических и т. п.).
  • РЕКРЕАЦИОННАЯ ЗОНА - традиционно используемая природная или специально организованная территория, где жители населенного пункта проводят часы досуга (парки, скверы, национальные парки и др.).
  • РЕКРЕАЦИЯ - восстановление здоровья и трудоспособности человека путем отдыха на лоне природы или во время туристической поездки, связанной с посещением национальных парков, архитектурных и исторических памятников.
  • РЕКУЛЬТИВАЦИЯ - искусственное восстановление плодородия почвы и растительного покрова после техногенного нарушения природы (например, открытые горные выработки). При рекультивации земель различают два этапа: рекультивацию техническую и рекультивацию биологическую.
  • РЕКУЛЬТИВАЦИЯ БИОЛОГИЧЕСКАЯ - восстановление плодородия почвы, включающее комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий (нанесение на отвальные грунты слоя гумуса и засевание его определенными растениями), направленных на возобновление биоты.
  • РЕКУЛЬТИВАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ - подготовка земель для последующего использования в хозяйстве: формирование откосов, снятие, транспортировка и нанесение почв и плодородных пород на рекультивируемые земли, строительство дорог, гидротехнических и мелиоративных сооружений.
  • РЕКУПЕРАЦИЯ - возвращение веществ и энергии, участвовавших в технологическом процессе в их исходном виде, для повторного использования в производственном цикле.
  • РЕЛЬЕФ [фр. relief от лат. relevo - поднимаю] - совокупность форм земной поверхности, различных по очертаниям, размерам, происхождению, возрасту и истории развития. Слагается из положительных (выгнутых) и отрицательных (вогнутых) форм. По масштабу различают: макрорельеф, мезорельеф, нанорельеф.
  • РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ - технологии, обеспечивающие производство продукции с минимально возможным потреблением топлива и других источников энергии, а также сырья, материалов, воздуха, воды и прочих ресурсов для технологических целей.
        Ресурсосберегающие технологии включают в себя использование вторичных ресурсов, утилизацию отходов, а также рекуперацию энергии, замкнутую систему водообеспечения и т. п. Позволяют экономить природные ресурсы и избегать загрязнения окружающей среды.
  • РЕСУРСЫ ПРИРОДНЫЕ - природные объекты и явления, используемые для прямого и непрямого потребления.
  • РЕУТИЛИЗАЦИЯ - получение новой продукции того же или близкого типа путем переработки уже использованной готовой продукции (например, получение бумаги из макулатуры, металла из металлолома), а также использование производственно-бытовых отходов в качестве исходного продукта для другого производства.
  • РЕЦИКЛИЗАЦИЯ - повторное использование какого-либо ресурса после его обработки, делающей его пригодным для такого использования.
  • РЕЦИКЛИНГ - возвращение отходов в круговорот "производство - потребление".
  • РИСК ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ (риск ЧС) - вероятность или частота возникновения источника чрезвычайной ситуации, определяемая соответствующими показателями риска (ГОСТ Р 22.0.02-94).
  • РИСК ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ - вероятность деградации окружающей среды или перехода ее в неустойчивое состояние.
  • РЫБОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ НОРМАТИВЫ КАЧЕСТВА ВОДЫ - установленные значения показателей состава и свойств воды рыбохозяйственных водных объектов (Порядок организации разработки и утверждения ПДК и ОБУВ загрязняющих веществ в воде рыбохозяйственных водных объектов (Минюст N 987 06.12.1995). Приказ Госкомрыболовства России от 14.08.95 N 12-04-11/454).
  • РЫБОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КРИТЕРИЙ КАЧЕСТВА ВОДЫ - критерий качества воды, учитывающий пригодность ее для обитания и развития промысловых рыб и промысловых водных организмов (ГОСТ 27065-86).

Экологический словарь:   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э