ГЛАВНАЯ >>> РЕФЕРАТЫ И СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ >>> ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Введение   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э

• ХЕМОТРОФ - организм, синтезирующий из неорганических соединений органические вещества с использованием энергии, освобождаемой при химических реакциях.
  • ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ ВОДЫ - совокупность находящихся в воде веществ в различных химических и физических состояниях (ГОСТ 27065-86).
  • ХИМИЧЕСКОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ ПОЧВЫ - изменение химического состава почвы, возникшее под прямым или косвенным воздействием фактора землепользования (промышленного, сельскохозяйственного, коммунального), вызывающее снижение ее качества и возможную опасность для здоровья населения (МУ 2.1.7.730-99).
  • ХИМИЧЕСКОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ КИСЛОРОДА (ХПК) - количество кислорода, потребляемое при химическом окислении содержащихся в воде органических и неорганических веществ под действием окислителей (ГОСТ 17403-72). Правила охраны поверхностных вод (1991) устанавливают норматив ХПК для водоемов и водотоков в местах хозяйственно-питьевого водопользования - не более 15 мг О2/л и в местах коммунально-бытового водопользования - не более 30 мг О2/л.
  • ХИЩНИК - ЖЕРТВА (СИСТЕМА) - взаимосвязь между хищником и жертвой, в результате которой эволюционно выигрывают оба. В процессе естественного отбора, обусловленного этими взаимоотношениями, в обеих популяциях выживают наиболее здоровые и приспособленные к условиям среды особи. Взаимоотношения "хищник-жертва" обычно приводят к регулярным циклическим колебаниям численности.
  • ХИЩНИЧЕСТВО - тип антибиоза, при котором представители одного вида питаются представителями другого вида. Хищничество широко распространено в природе как среди животных, так и среди растений. Однако в узком смысле хищничеством принято считать поедание животных животными.
  • ХЛАДОНЫ (фреоны) - хлорфторуглеводороды (ХФУ) - высоколетучие, химически инертные у земной поверхности вещества, широко применяемые в быту и в производстве в качестве хладагентов (в холодильниках, кондиционерах, рефрижераторах) пенообразователей, распылителей в аэрозольных упаковках и т.д. Были синтезированы в 30-х годах, но стали широко применяться в промышленном производстве лишь с начала 60-х годов. Фреоны, поднимаясь в верхние слои атмосферы, подвергаются фотохимическому разложению с образованием соединений, интенсивно разрушающих озон. Чрезмерное применение фреонов, как полагают, привело к истощению озонового экрана. Кроме того, фреоны играют значительную роль в создании "парникового эффекта".
  • ХЛОРИРОВАНИЕ (ВОДЫ) - обработка питьевой воды или сточных вод хлором с целью их обеззараживания. Поскольку хлорирование пиьтевой воды в ряде случаев приводит к образованию мутагенов и канцерогенов, его заменяют озонированием.
  • ХРАНЕНИЕ ОТХОДОВ - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования (закон "Об отходах производства и потребления").
  • ХРАНИЛИЩЕ ОТХОДОВ - локализованное место складирования твердых отходов, оборудованное специальными техническими средствами, которое должно наносит по возможности минимальный ущерб окружающей среде.

Экологический словарь:   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э