ГЛАВНАЯ >>> ПРИРОДА РОССИИ >>> ДНЕВНЫЕ БАБОЧКИ

Наши авторские методические материалы по зоологии беспозвоночных:
можно приобрести следующие методические материалы по беспозвоночным животным России:

компьютерные (для PC-Windows) определители "Дневные бабочки" и "Насекомые-вредители леса",
полевые определители для смартфонов и планшетов "ЭкоГид: дневные бабочки" и "ЭкоГид: Насекомые-вредители" (их можно купить в магазине Play Google),

На нашем сайте Вы также можете познакомиться с информацией по морфологии, физиологии и экологии дневных бабочек: этимология названия, общая численность бабочек, размеры бабочек, морфология бабочек: строение тела, строение крыльев бабочек, внутренние органы, пигменты и окраска крыльев бабочек, полиморфизм окраски, физиология бабочек: полёт, питание, размножение, жизненный цикл бабочек, куколка и имаго, распространение бабочек, экология бабочек, территориальное поведение и миграции бабочек, взаимоотношения с другими организмами, защита от хищников, роль бабочек в природе, систематика и классификация бабочек, охрана чешуекрылых, чешуекрылые и человек, экономическое значение бабочек, чешуекрылые в культуре человечества.

Отряд Чешуекрылые – Lepidoptera Надсемейство Булавоусые – Papilionoidea Семейство Парусники – Papilionidae

Подалирий
Iphiclides podalirius (Linnaeus, 1758)

Scarce Swallowtail

Подалирий - Iphiclides podalirius, парусник подалирий, парусник, парусный мотылек, хвостоносец подалирий, Papilio podalirius, Papilio sinon, Papilio flammeus, Podalirius europaeus, Papilio podalirius nigrescens

Происхождение названия. Подалирий (греческая мифология) – сын Асклепия (Эскулапа), военный лекарь ахейцев под Троей.

Синонимы. Подалирий (падалирий), парусник, парусный мотылек, хвостоносец подалирий, = Papilio podalirius = Papilio sinon Poda, 1761 = Papilio flammeus Fourcroy, 1785 = Podalirius europaeus Swainson, 1832 = Papilio podalirius nigrescens Eimer, 1889.

Внешний вид. Основная окраска светло-желтая (светлее, чему у махаона), причем у второго поколения она несколько бледнее, чем у первого. Жилки не зачернены, хвостики на задних крыльях длинные, 12-15 мм. На передних крыльях 3 длинные и 2 короткие черные поперечные полосы и черная кайма. На задних крыльях синие дугообразные пятна и один синий глазок с каймой черного и кирпично-красного цвета. У бабочек весеннего поколения по исподу заднего крыла проходит хорошо заметная оранжевая полоса, которая у летнего поколения отсутствует. Лоб сильно опушен, брюшко длинное и узкое.

В Альпах встречается форма с более широкими черными полосами, более широкими и короткими крыльями и укороченными хвостиками – Iphiclides podalirius f. inalpina. В Испании и Португалии распространена форма feisthamelii, которая, возможно, является отдельным видом. На юге Германии встречается разновидность подалирия ab. undecimlineatus Eim., у которой на одну поперечную полоску больше. Бабочки с Западного Алтая подходят под описание подвида centralasiae K. von Roson, 1929.

Размеры. Размах крыльев до 9 см. Длина переднего крыла 32-48 мм.

Ареал вида. Северная Африка, Южная и Центральная Европа, Кавказ и Закавказье, Турция, Ближний Восток, Средний Восток, умеренный пояс Азии на восток до Западного Китая.

Распространение по регионам России. Волго-Донский, Восточно-Кавказский, Горно-Алтайский, Европейский Северо-Восточный, Европейский Центрально-Черноземный, Европейский Центральный, Европейский южно-таежный, Западно-Кавказский, Калининградский, Нижневолжский, Предалтайский, Средне-Волжский, Южно-Западносибирский, Южно-Уральский.

Распространение в Восточной Европе. Вид обитает в степях, лесостепях и полупустынях Восточной Европы, а также в предгорьях Карпат и Кавказа. Особи, отмеченные севернее лесостепи (севернее 52-53 градуса северной широты) являются мигрантами или представителями временно укореняющихся популяций. Самые северные находки в Восточной Европе известны из Прибалтики и Ивановской и Кировской областей России. В Прикаспийской низменности и Западном Казахстане связан преимущественно с антропоценозами. Отсутствует в субальпийской и альпийской зоне гор Большого Кавказа.

Местообитания. Летает по лесным опушкам, полянам, редколесьям, закустаренным склонам оврагов и предгорий. Часто залетает в сады и парки, где посещает цветущие кустарники и деревья. В Нижнем Поволжье характерными биотопами вида являются балки с кустарниковыми зарослями в поймах крупных рек, а также сады и парки в населенных пунктах. На Кавказе населяет опушки светлых разреженных широколиственных лесов, а также встречается вблизи различных антропогенных биотопов.
Бабочки питаются на цветках василька (Centaurea) и курчавки колючей (Atraphaxis spinosa), а также скабиозы бледно-желтой (Scabiosa ochroleuca), ракитника русского (Chamaecytisus ruthenicus), калины обыкновенной (Viburnum opulus), жимолости алтайской (Lonicera altaica) и змееголовника поникающего (Dracocephalum nutans).

Жизненный цикл. Развивается в двух поколениях, первое появляется со второй декады мая и летает по первую декаду июня, второе поколение летает с июля по август. В горах перерыва лета не наблюдается из-за перекрывания времени лета двух поколений. Имаго встречаются на хорошо прогреваемых участках, летают и питаются в солнечную погоду. У самцов часто проявляется хиллотропинг (т.е. кружатся над вершинами холмов). В Саратовской области России на влажных участках, у ручьев в балках наблюдались скопления до 15-20 самцов. Бабочки слегка касаются влажной почвы и еле заметно двигают крыльями. Имаго весной очень любят питаться на соцветиях сирени и некоторых других кустарников. Летом бабочек привлекают крупные соцветия зонтичных.

Размножение. Самка откладывает по одному яйцу снизу на лист кормового растения. Яйца подалирия в тонкой сетчатой скульптуре, темные, полушаровидные, сверху красноватые с двумя светло-желтыми колечками. Как правило, откладываются по одному снизу листа.
Гусеницы развиваются с мая по апрель следующего года, питаются листьями, обгрызая их с краев. Гусеница плетет подушечку на листьях, к которой прикрепляется в состоянии покая. Питается ночью и ранним утром. Летняя куколка, как правило, зеленая, в тонких прожилках, напоминающих жилки листьев кормового растения. Зимняя – желто-бурая, темная, под цвет сухих листьев. Перед окукливанием долго ищут подходящие места, часто расползаясь на большое расстояние.
Окукливаются обычно в прикорневой части густого кустарника, заполненной сухими листьями или в щелях на стволах деревьев. Куколка подпоясывается на ветках кормового растения, на сухих стеблях крупных трав. Зимуют куколки.

Кормовые растения гусениц. Crataegus monogyna – боярышник однопестичный, Crataegus sp. – боярышник, Malus domestica – яблоня домашняя, Malus sp. – яблоня, Prunus spinosa – терн, Prunus sp. – слива, Sorbus aucuparia – рябина обыкновенная.

Время лёта. Апрель (3 декада), Май, Июнь, Июль, Август.

Охранный статус. Был внесен в Красную книгу СССР (1984) как сокращающийся в численности вид. В настоящее время включен в Красные книги Украины (1994), 2 категория; в России – Московской области (1998), 1 категория и Смоленской области (1997), 2 категория. Охраняется в Польше. Лимитирующие факторы: уничтожение и сокращение растительно-древесных ассоциаций, являющихся кормовой базой гусениц; уменьшение естественных площадей, отводимых под сады, проведение химических обработок; общее увеличение рекреационной нагрузки.

На страницах нашего сайта Вы также можете почитать учебник по энтомологии: Введение, Предмет и задачи энтомологии, Краткий очерк истории энтомологии, Основные принципы систематики насекомых, Строение насекомых, Нервная деятельность насекомых, Размножение насекомых, Развитие насекомых, Жизненные циклы, Диапауза, Защитные приспособления и общественный образ жизни, Питание и кормовая специализация насекомых, Распространение насекомых, Колебания численности насекомых, а также познавательную книгу д.б.н. В.А.Кривохатского "Муравьиный лев".

Наши авторские методические материалы по зоологии беспозвоночных: