ГЛАВНАЯ >>> ПРИРОДА РОССИИ >>> ДНЕВНЫЕ БАБОЧКИ

Наши авторские методические материалы по зоологии беспозвоночных:
можно приобрести следующие методические материалы по беспозвоночным животным России:

компьютерные (для PC-Windows) определители "Дневные бабочки" и "Насекомые-вредители леса",
полевые определители для смартфонов и планшетов "ЭкоГид: дневные бабочки" и "ЭкоГид: Насекомые-вредители" (их можно купить в магазине Play Google),

На нашем сайте Вы также можете познакомиться с информацией по морфологии, физиологии и экологии дневных бабочек: этимология названия, общая численность бабочек, размеры бабочек, морфология бабочек: строение тела, строение крыльев бабочек, внутренние органы, пигменты и окраска крыльев бабочек, полиморфизм окраски, физиология бабочек: полёт, питание, размножение, жизненный цикл бабочек, куколка и имаго, распространение бабочек, экология бабочек, территориальное поведение и миграции бабочек, взаимоотношения с другими организмами, защита от хищников, роль бабочек в природе, систематика и классификация бабочек, охрана чешуекрылых, чешуекрылые и человек, экономическое значение бабочек, чешуекрылые в культуре человечества.

СИСТЕМАТИКА ЧЕШУЕКРЫЛЫХ
(описания отрядов, семейств и родов дневных бабочек)

Отряд Чешуекрылые, или бабочки – Lepidoptera

Чешуекрылые, или бабочки, мотыльки, моли (Lepidoptera Linnaeus, 1758, от греческого Lepidos – чешуя и Pteros – крыло) – отряд насекомых с полным превращением, т.е. имеются стадии яйца, личинки (называемой гусеницей), куколки и имаго (взрослая особь). Наиболее характерная морфологическая особенность чешуекрылых – наличие густого покрова хитиновых чешуек (уплощённых волосков) на передних и задних крыльях. При этом чешуйки расположены как на жилках, так и на крыловой пластинке между ними.

Чешуекрылые – один из наиболее крупных отрядов насекомых, насчитывающий около 158 тысяч видов. Распространены они по всему миру (кроме Антарктиды), но особенно многочисленны в тропиках. В России и странах бывшего СССР встречается свыше 15 тысяч видов чешуекрылых.

Вероятно, отряд чешуекрылых возник в мезозойскую эру (юрский период). Среди других насекомых бабочки представляют сравнительно "молодую" группу, наибольшее развитие которой совпадает с расцветом цветковых растений в меловой период. Однако ископаемые остатки бабочек – преимущественно из балтийского янтаря – известны лишь из палеогена. Все найденные тем виды относятся уже к современным семействам, а часто даже к существующим или очень близким к ним родам.

Размеры тела варьируют в широких пределах: от мельчайших молей (2-8 мм в размахе крыльев) до крупнейших дневных бабочек, глазчаток и совок (25-30 см).

Голова малоподвижная, свободная, округлой формы. Здесь находятся сильно развитые выпуклые фасеточные глаза, занимающие значительную часть поверхности головы, обычно круглые или овальные, окруженные волосками. Кроме фасеточных сложных глаз, иногда на темени позади усиков имеются два простых глазка.

У различных групп бабочек усики, или антенны, бывают самой разнообразной формы: нитевидные, щетинковидные, булавовидные, веретеновидные, перистые. У самцов усики обычно развиты сильнее, чем у самок. Глаза и усики с расположенными на них обонятельными сенсиллами – важнейшие органы чувств у бабочки.

Ротовой аппарат у подавляющего большинства чешуекрылых представляет собой характерный сосущий хоботок, приспособленный для поглощения свободных жидкостей и высасывания нектара из цветков. У низших форм, например в семействе зубатых молей Micropterygidae, ротовые органы еще грызущего типа, с помощью которых бабочки питаются пыльцой растений. У некоторых бабочек ротовые органы вообще редуцированы, поэтому во взрослой фазе они не питаются.

У большинства групп передние крылья крупнее задних и отличаются от них по форме, бывает и наоборот. В полете оба крыла работают одновременно, что достигается сцеплением передней пары с задней специальными сцепляющими механизмами. У дневных бабочек в спокойном состоянии крылья сложены вертикально над спиной, а у ночных обычно лежат вдоль тела крышеобразно.

Тело чешуекрылых покрыто чешуйками – сильно измененными и уплощенными волосками, разнообразными по форме. В них содержатся красящие пигменты, влияющие на цвет крыльев.

Превращение полное. Личинки бабочек называются гусеницами. Они обладают тремя парами грудных конечностей и обычно 5 парами брюшных ложных ножек. Ротовой аппарат гусениц в отличие от имаго грызущего типа. Гусеницы большинства видов ведут открытый образ жизни. Некоторые формы обитают в почве. Наконец, ряд видов поселяется в растительных тканях (листья, древесина и т. п.), которыми они и питаются, проделывая в них ходы. Куколки покрытого типа.

Многие бабочки наносят ущерб сельскому хозяйству. Так, подгрызающие, или земляные, совки (например, озимая совка – Agrotis segetum, гусеница которой называется "озимым червем") поедают подземные и прикорневые части растений, в частности озимых хлебов. Представители белянок (капустная белянка) серьезно вредят огородным культурам: гусеницы объедают капусту, репу, редис и т.п.

Среди бабочек имеется много вредителей древесных пород. Таковы, например, пяденицы: зимняя пяденица – Operophthera brumata (гусеницы объедают почки и листья плодовых деревьев); сосновая пяденица – Bupalus piniarius; коконопряды: кольчатый коконопряд – Malacosoma neustria, вредящий лиственным деревьям; листовертки: дубовая листовертка – Tortrix viridana, сильно повреждающая листья дуба; древоточцы (например, ивовый древоточец – Cossus cossus), крупные гусеницы которых проделывают в лесных и плодовых деревьях глубокие ходы, и многие другие представители. Вспышки массового размножения вредных видов могут растягиваться на несколько лет.

Тутового шелкопряда (Bombyx mori) разводят с целью получения натурального шелка. Гусеницы этих бабочек имеют особые железы, выделяющие белковое вещество фиброин, которое па воздухе затвердевает, превращаясь в шелковую нить. Когда гусеница достигает полного роста, она делает из нити кокон, в котором и окукливается. На шелкомотальных фабриках из нити коконов свивают шелковую пряжу. Разводят также дубового шелкопряда (Antherea pemyi), из коконов которого получают более грубую пряжу, идущую на изготовление ткани чесучи.

Среди чешуекрылых много видов, гусеницы которых являются вредителями лесов и садов.

• Так, гусеницы непарного шелкопряда (Lymantria dispar), питаясь листьями различных деревьев, в годы массового размножения могут уничтожить целые массивы лесов и садов.
  • Кольчатый шелкопряд (Malacosoma neustria) откладывает яйца колечком вокруг веточек деревьев (отсюда его название). Гусеницы в годы большой численности причиняют огромный вред лиственным деревьям, объедая листву.
  • Сосновый шелкопряд (Dendrolimus pini) – один из основных вредителей сосны, нередко уничтожающий сосновые боры на большой площади.
  • Златогузка (Euproctis chrysorrhoea) – небольшая белая ночная бабочка, конец брюшка которой покрыт золотистыми волосками. Ее гусеницы сильно повреждают плодовые деревья, объедая листья. Зимуют они в больших гнездах, построенных из листьев, соединенных шелковыми нитями.
  • Боярышница (Aporia crataegi) – вредитель фруктовых садов.
  • Яблоневая моль (Hyponomeuta malinella) – мелкая белая, с черными пятнышками бабочка, по величине и форме сходная с обычной комнатной молью. Гусеницы живут группами на листьях яблони под тонким слоем паутины. Серьезный вредитель яблоневых садов.
  • Яблоневая плодожорка (Laspeyresia pomonella) – мелкая ночная бабочка, гусеница которой живет в мякоти плодов яблони. Яблоки с "червоточинкой" рано опадают, и ценность их резко снижается.

Из бабочек, гусеницы которых наносят вред огородным культурам, надо прежде всего указать широко распространенную капустную белянку (Pieris brassicae), получившую название за чисто-белую окраску с несколькими черными пятнышками на крыльях. Ее гусеница сильно повреждает капусту и некоторые другие огородные растения. Гусеницы более мелкой репной белянки (Pieris rapae) вредят репе, брюкве, редису.

Гусеницы ряда бабочек наносят вред также и зерновым культурам. Так, гусеницы ночной бабочки озимой совки (Scotia segetum) питаются в основном всходами хлебных злаков.

В определитель включены бабочки, относящиеся к следующим таксонам отряда чешуекрылых:

На страницах нашего сайта Вы также можете почитать учебник по энтомологии: Введение, Предмет и задачи энтомологии, Краткий очерк истории энтомологии, Основные принципы систематики насекомых, Строение насекомых, Нервная деятельность насекомых, Размножение насекомых, Развитие насекомых, Жизненные циклы, Диапауза, Защитные приспособления и общественный образ жизни, Питание и кормовая специализация насекомых, Распространение насекомых, Колебания численности насекомых, а также познавательную книгу д.б.н. В.А.Кривохатского "Муравьиный лев".

Наши авторские методические материалы по зоологии беспозвоночных: