ГЛАВНАЯ >>> ПРИРОДА РОССИИ >>> ДНЕВНЫЕ БАБОЧКИ

Наши авторские методические материалы по зоологии беспозвоночных:
можно приобрести следующие методические материалы по беспозвоночным животным России:

компьютерные (для PC-Windows) определители "Дневные бабочки" и "Насекомые-вредители леса",
полевые определители для смартфонов и планшетов "ЭкоГид: дневные бабочки" и "ЭкоГид: Насекомые-вредители" (их можно купить в магазине Play Google),

На нашем сайте Вы также можете познакомиться с информацией по морфологии, физиологии и экологии дневных бабочек: этимология названия, общая численность бабочек, размеры бабочек, морфология бабочек: строение тела, строение крыльев бабочек, внутренние органы, пигменты и окраска крыльев бабочек, полиморфизм окраски, физиология бабочек: полёт, питание, размножение, жизненный цикл бабочек, куколка и имаго, распространение бабочек, экология бабочек, территориальное поведение и миграции бабочек, взаимоотношения с другими организмами, защита от хищников, роль бабочек в природе, систематика и классификация бабочек, охрана чешуекрылых, чешуекрылые и человек, экономическое значение бабочек, чешуекрылые в культуре человечества.

Отряд Чешуекрылые – Lepidoptera Надсемейство Булавоусые – Papilionoidea Семейство Белянки – Pieridae

Капустница
Pieris brassicae (Linnaeus, 1758)

Large White

Капустница - Pieris brassicae, белянка капустная, Papilio brassicae, Pontia chariclea, Ganoris wollastoni

Происхождение названия. Brassica (с латинского) – капуста, одно из кормовых растений гусениц.

Синонимы. Белянка капустная, = Papilio brassicae Linnaeus, 1758 = Pontia chariclea Stephens, 1827 = Ganoris wollastoni Butler, 1886.

Внешний вид. Типичный и самый известный представитель белянок. На вершинах передних крыльев темные поля, у самок кроме того еще и 2 черные пятна на каждом переднем крыле и булавовидное пятно – на заднем. У самцов по одному черному пятну только на каждом из задних крыльев. Кроме того, половые различия хорошо видны на исподе, который у самок желтоватый (особенно яркий желтый цвет у бабочек второго поколения).
Капустницей часто называют многих светлых бабочек (брюквенниц, репниц, боярышниц), однако название применимо только к крупным белянкам, без выделяющихся темных жилок и с цельным темным полем сверху на вершине передних крыльев, вытянутым вдоль переднего и внешнего краев.

Размеры. Размах крыльев до 6 см. Длина переднего крыла 25-33 мм.

Ареал вида. Очень широкий ареал: Северная Африка, вся Европа, умеренный пояс Азии на восток до Японии. Характерно резкое расширение ареала на восток. С 1993 проникла в Южное Приморье и стала отмечаться там в большом количестве.

Распространение по регионам России. Волго-Донский, Восточно-Кавказский, Горно-Алтайский, Европейский Северо-Восточный, Европейский Северо-Западный, Европейский Центрально-Черноземный, Европейский Центральный, Европейский южно-таежный, Забайкальский, Западно-Кавказский, Калининградский, Карельский, Кольский, Красноярский, Нижне-Амурский, Нижневолжский, Предалтайский, Предбайкальский, Прибайкальский, Приморский, Сахалинский, Северо-Уральский, Средне-Амурский, Средне-Волжский, Средне-Уральский, Среднеобский, Тувинский, Южно-Западносибирский, Южно-Уральский.

Распространение в Восточной Европе. Распространен по всей территории Восточной Европы. Севернее полярного круга встречаются в основном мигрантные особи. Реже наблюдается в юго-восточных областях европейской России, в зоне пустынь и подзоне сухих степей. Активный мигрант.

Местообитания. Лесные опушки, поляны, обочины дорог, открытые окультуренные ландшафты, сады, парки, лесополосы вдоль железных дорог. Наиболее часто встречаются вблизи селений, где имеются возделываемые крестоцветные.

Жизненный цикл. В средней полосе обычно развивается в двух поколениях, на юге и в жаркие годы в трех. Первое поколение на юге появляется в апреле начале мая, севернее в конце мая – начале июня. Второе, более многочисленное, появляется в конце июля – начале августа, а бабочки летают до конца сентября. Третье поколение на юге часто смешивается со вторым и задерживается до октября. Взрослая бабочка питается на цветах одуванчика (Taraxacum officinale), сивца (Succisa), люцерны (Medicago) и др.

Иногда наблюдаются массовое размножение этой бабочки, причем основная масса капустниц появляется во втором и третьем поколениях. Было время, когда капустная белянка не встречалась столь часто, но после того, как человек начал массово культивировать капусту, для гусениц капустниц началась совсем другая жизнь. Впрочем, естественные враги этих бабочек (например, наездник Apanteles glomeratus, куколки в желтых коконах которого можно наблюдать на гусенице Pieris brassicae и гриб Entomophtora sphaerosperma) тоже не дремали, поэтому практически никогда не бывает двух сезонов подряд, в течение которых капустница могла бы сильно размножиться.

Размножение. Яйца созревают у самок на 5-7 день после выхода из куколки. Яйца желтого цвета, конусовидные, с 14 ребрышками, откладываются на нижнюю сторону листьев различных кормовых растений – до 40 штук на один лист (20-200 штук в кладке). Всего самка капустницы может отложить до 600 яиц, но в среднем яйценоскость этой бабочки – 200-300 яиц. Стадия яйца продолжается 4 дня (максимум – 10 дней).

Гусеница: 1-е поколение: август-октябрь, 2-е поколение: июнь-июль, 3-е поколение: сентябрь. Молодые гусеницы некоторое время неподвижны, держатся вместе. Затем, расползаясь, начинают соскабливать мякоть с нижней стороны листа, линяют 4 раза, стадия развития, в зависимости от погодных условий, длится 13-38 дней, обычно интервал между линьками составляет 3-7 дней. Молодые гусеницы предпочитают нижнюю сторону листьев кормового растения, а старших возрастов – верхнюю. С 3 возраста расползаются и живут отдельно. Они выедают отверстия в листьях формирующихся кочанов капусты, загрязняя их экскрементами, что приводит иногда к загниванию кочанов. Взрослая гусеница капустницы синевато-зеленого цвета, с черными пятнами различной величины и желтыми продольными полосками на боках и спине (одной желтой полосой на спине и желтоватым низом). Гусеницы старших возрастов объедают листья, оставляя только толстые жилки. В поисках пищи могут совершать дальние миграции, заселяя соседние участки. На теле гусениц есть железы, выделения которых вызывают раздражение кожи у человека. Отмечены случаи гибели и отравления птиц, которые поедали гусениц капустницы.
Слишком высокая температура и низкая влажность воздуха неблагоприятны для развития капустницы. Оптимальной температурой для развития капустницы является 20-26 градусов С. Полный цикл развития завершается за 26-73 дня.

Куколка желтовато-зеленая или беловатая, с черными и оранжевыми точками. Окукливание проходит в укромных местах, куколка бывает подпоясана под карнизами домов, на заборах, а в естественных биотопах – на стволах деревьев и высоких травах. Зимует диапаузирующая куколка, которая прикрепляется хвостовой частью к стволам деревьев, различным постройкам, камням головой вверх. Низкие зимние температуры приводят к гибели куколок и ограничивают распространение капустной белянки. Стадия куколки летней генерации – 8-30 дней в зависимости от температуры. Если погодные условия оказываются неблагоприятными (холод, дожди), гусеницы летних поколений могут давать диапаузирующих куколок, бабочки из которых выходят только после зимовки.

Кормовые растения гусениц. Armoracia rusticana – хрен обыкновенный, Berteroa incana – икотник серый, Brassica campestris – капуста полевая, Brassica napus – брюква, Brassica oleracea – капуста огородная, Brassica rapa – репа, турнепс, Brassica sp. – капуста, Capsella bursa-pastoris – пастушья сумка, Isatis tinctoria – вайда красильная, Raphanus sativus – редька посевная, Raphanus sp. – редька.

Время лёта. Апрель, Май, Июнь, Июль, Август, Сентябрь, Октябрь (1 декада).

Особенности систематики. В Восточной Европе представлен номинативным подвидом, широко распространенным в Европе и Северной Азии.

Хозяйственное значение. Включался как вредитель в очень многие атласы и списки. В условиях Беларуси, Украины и России является опасным вредителем капусты.

На страницах нашего сайта Вы также можете почитать учебник по энтомологии: Введение, Предмет и задачи энтомологии, Краткий очерк истории энтомологии, Основные принципы систематики насекомых, Строение насекомых, Нервная деятельность насекомых, Размножение насекомых, Развитие насекомых, Жизненные циклы, Диапауза, Защитные приспособления и общественный образ жизни, Питание и кормовая специализация насекомых, Распространение насекомых, Колебания численности насекомых, а также познавательную книгу д.б.н. В.А.Кривохатского "Муравьиный лев".

Наши авторские методические материалы по зоологии беспозвоночных: