ГЛАВНАЯ >>> ПРИРОДА РОССИИ >>> ГРИБЫ РОССИИ

Наши авторские методические материалы по грибам и лишайникам России:
можно приобрести следующие методические материалы по грибам и лишайникам России:

компьютерный (для PC-Windows) определитель "Грибы России",
полевой определитель для смартфонов и планшетов "ЭкоГид: Грибы России" (его можно купить в магазине Play Google),
карманный полевой определитель "Грибы средней полосы",
цветные ламинированные определительные таблицы: "Грибы. Часть 1" и "Грибы. Часть 2", "Лишайники",
определитель серии "Энциклопедия природы России" Грибы.

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ГРИБОВ

Утверждение о том, что грибы чрезвычайно широко распространены на земном шаре, справедливо, если говорить о макромицетах, т. е. о грибах, которые можно рассмотреть невооруженным глазом. Но если иметь в виду, что огромное большинство грибов — микромицеты, грибы, которые люди увидели впервые в XIX в., когда был изобретен микроскоп, тогда утверждение о "широком распространении" грибов не будет отвечать истине. Грибами буквально заселена наша планета!

В песках пустынь, в морях и океанах, на скалах, высоко в горах и в вечной темноте пещер живут грибы. Однако очень сложные и часто противоречивые факторы географического распространения грибов изучены еще недостаточно, и сведения, на основании которых можно было бы делать выводы о закономерностях этого распределения, далеко не полны.

Изучая общие вопросы распространения грибов, легко прийти к выводу о том, что на них влияют в основном те же факторы, которыми определяется распространение живых организмов вообще. К этим факторам относятся климатические (температура, влажность, интенсивность осадков, освещенность и т. д.), пищевые (субстраты, за счет которых организмы питаются), состав атмосферы, в которой они развиваются, и взаимодействие с другими организмами — важнейший фактор, часто определяющий распространение живых организмов. Можно предположить, что на них влияют и такие пока еще недостаточно изученные факторы, как земной магнетизм, интенсивность космической радиации, атмосферное давление и др.

Для грибов, питающихся готовыми органическими веществами, одним из основных факторов, определяющих их расселение, является наличие подходящего субстрата — гумусовой почвы, лесной подстилки, древесины и различных растительных остатков, а для паразитных грибов — наличие достаточного количества растений, на которых они могут паразитировать.

Распространение микоризных грибов тесно связано с наличием симбионтного растения. Например, лиственничный масленок  встречается по всему ареалу (области распространения) лиственницы. При переносе лиственницы в новые места обычно вместе с нею мигрирует и этот масленок.

Ареалы шляпочных грибов чаще сопутствуют не видам, а роду или даже нескольким родам растений, с которыми они имеют пищевые связи. Например, подосиновик, как об этом свидетельствует само название, состоит в симбиозе с осиной, возле которой его обычно находят, однако он встречается и в симбиозе с березой, что и определяет его обширный ареал.

Большое значение для грибов имеют климатические условия. Есть теплолюбивые грибы тропических лесов, известны грибы пустынь и полупустынь, грибы, растущие в смешанных и широколиственных лесах, грибы — обитатели лугов и степей. Однако для грибов фактор климата все же имеет меньшее значение, чем для зеленых растений, в силу чего среди грибов мы встречаем особенно много космополитов, живущих в самых различных климатических поясах земного шара.
Так, практически на всех континентах растет шампиньон обыкновенный, огромный ареал имеет белый гриб, произрастая на всех материках за исключением Южной Америки и Австралии, а у нас он встречается от Кольского полуострова до Закавказья и от Карпат до Чукотки. Такое широкое распространение белого гриба (и не только его) объясняется, по-видимому, во-первых, тем, что он легко образует микоризу со многими древесными породами (около 50 видов), и, во-вторых, тем, что хорошо приспосабливается к самым различным климатическим условиям.

Существуют, однако, внешние факторы, ограничивающие распространение определенных видов грибов. Феллориния шишковатая, например, растет у нас только в пустынях Средней Азии и Казахстана. Довольно ограниченный ареал имеет и другой обитатель пустынь, особенно песчаных дюн морских побережий, — веселка Хадриана, которая растет при, казалось бы, невероятно высокой для гриба температуре +55° С. Пока еще трудно определить, как сумел приспособиться этот гриб к таким экстремальным условиям существования: не только к высокой температуре, но и исключительно низкой влажности. Другой обитатель песчаных пустынь — сумчатый гриб сепултария пустынная — приспособился к условиям пустыни тем, что свое чашевидное тело диаметром в 7 см погрузил в песок, оставив снаружи лишь небольшую его часть, что уменьшило вероятность высыхания плодового тела этого гриба палящим солнцем.

Для теплолюбивых видов грибов фактором, ограничивающим их распространение, является, по-видимому, температура. Гриб фацидиум, например, паразитирующий на соснах, развивается при температуре не ниже +15-+20° С, поэтому его ареал значительно уже ареала сосны, которая растет и при значительно более низких температурах. Следовательно, не распространение соответствующего субстрата, сосны, за счет которой фацидиум питается, а климатические, в частности температурные, факторы оказываются в данном случае решающими в распространении гриба.

Иногда присутствие в определенной местности того или иного гриба, который может произрастать в климатических условиях, свойственных этой местности, зависит не только от наличия подходящего для него субстрата, но и от каких-либо особых, необходимых данному грибу, условий. Так, некоторые почвенные сапротрофы — омфалина гаревая, пецица фиолетовая, чешуйчатка углелюбивая, или огневка, геопиксис угольный, а также некоторые коллибии — растут только на гарях. Такое весьма своеобразное местообитание этих грибов вызвано тем, что растут они очень медленно и, следовательно, они обладают весьма слабой конкурентной способностью по сравнению с другими грибами и бактериями. Поэтому растут там, где другие организмы отсутствуют и где почва простерилизована огнем. Эти грибы так и называются — карбофилы (от латинского "карбо" — уголь).
Геопиксис угольный часто можно встретить весной и летом на кострищах, где он растет большими группами и имеет форму кубка на небольшой ножке. Этот гриб полезен, поскольку, заселяя места гарей, подготавливает почву для последующего ее заселения другими грибами, микроорганизмами и, наконец, высшими растениями.

И все же решающим фактором распространения грибов является субстрат. Определив приуроченность видов грибов к определенным субстратам и выделив по этому признаку определенные экологические группы, легче сориентироваться в расселении грибов на земном шаре.

На нашем сайте Вы также можете познакомиться с общей информацией о грибах России: строение грибов, размножение грибов, научная классификация грибов (систематика), история изучения грибов, гипотезы происхождения грибов, распространение грибов, значение грибов в природе и жизни человека, классификация грибов по пищевым свойствам, токсины грибов, грибы-двойники, экологические группы грибов.

Наши авторские методические материалы по грибам и лишайникам России:

компьютерный (для PC-Windows) определитель "Грибы России",
карманный полевой определитель "Грибы средней полосы",
определитель серии "Энциклопедия природы России" Грибы.