ГЛАВНАЯ >>> ПРИРОДА РОССИИ >>> ГРИБЫ РОССИИ

Наши авторские методические материалы по грибам и лишайникам России:
можно приобрести следующие методические материалы по грибам и лишайникам России:

компьютерный (для PC-Windows) определитель "Грибы России",
полевой определитель для смартфонов и планшетов "ЭкоГид: Грибы России" (его можно купить в магазине Play Google),
карманный полевой определитель "Грибы средней полосы",
цветные ламинированные определительные таблицы: "Грибы. Часть 1" и "Грибы. Часть 2", "Лишайники",
определитель серии "Энциклопедия природы России" Грибы.

ТОКСИНЫ ГРИБОВ

Ядовитые свойства грибов были известны людям уже в глубокой древности. Еще греческие и римские писатели сообщали о смертельных отравлениях грибами, а история донесла до наших дней имена многих известных личностей, ставших их жертвами. Среди них — римский император Клавдий, французский король Карл VI, папа римский Климент VII и другие.

Уже в древности ученые пытались объяснить природу ядовитого действия грибов. Греческий врач Диоскорид в середине I века до нашей эры высказал предположение, что грибы получают свои ядовитые свойства из окружающей их среды, вырастая около ржавого железа, разлагающегося мусора, змеиных нор или даже растений с ядовитыми плодами. Эта гипотеза просуществовала много лет. Ее поддерживали Плиний и многие ученые и писатели средних веков — Альберт Великий, Джон Герард и другие. И лишь высокий уровень развития химии в XX веке позволил получить в чистом виде содержащиеся в этих грибах ядовитые вещества, изучить их свойства и установить химическое строение.

Токсины ядовитых грибов по характеру вызываемых ими отравлений подразделяются на три основных группы.

Первую из них составляют вещества с местным раздражающим действием, вызывающие обычно нарушение функций системы пищеварения. Их действие проявляется быстро, иногда уже через 15 минут, самое позднее через 30-60 минут. Многие грибы, образующие токсины этой группы (некоторые сыроежки и млечники с едким вкусом, недоваренные осенние опенки, сатанинский гриб, шампиньон желтокожий и шампиньон пестрый, ложные дождевики и другие), вызывают довольно легкие, не угрожающие жизни отравления, проходящие в течение 2-4 дней.

Однако среди этих грибов есть отдельные виды, могущие вызвать и опасные для жизни отравления, например, рядовка тигровая. Известен случай, когда попавший в грибную смесь гриб (единственный экземпляр) вызвал отравление у 5 человек. Известны и случаи массового отравления этими грибами, проданными как шампиньоны.

Очень токсичны грибы энтолома выемчатая и некоторые другие виды энтолом. Симптомы отравления рядовкой тигровой и ядовитыми энтоломами сходны и напоминают симптомы холеры: тошнота, рвота, сильная потеря организмом воды в результате стойкого поноса и, как результат этого, сильная жажда, резкие боли в животе, слабость и часто потеря сознания. Симптомы появляются очень скоро, через 30 минут и не позднее 1-2 часов после употребления грибов в пищу. Заболевание продолжается от двух дней до недели и у взрослых здоровых людей заканчивается обычно полным выздоровлением. Однако у детей и лиц, ослабленных перенесенными болезнями, токсины этих грибов могут вызвать летальный исход. Структура токсинов этой группы пока не установлена.

Ко второй группе относятся токсины с нейротропным действием, т.е. вызывающие в первую очередь нарушения деятельности центральной нервной системы. Симптомы отравления проявляются тоже через 30 минут — 2 часа: приступы смеха или плача, галлюцинации, потеря сознания, расстройство пищеварения. В отличие от первой группы, токсины нейротропного действия достаточно хорошо исследованы. Они обнаружены преимущественно у мухоморовмухомора красного, мухомора пантерного, мухомора шишковидного, мухомора поганковидного, а также у некоторых волоконниц, говорушек, рядовок, в очень небольшом количестве у синяка, сыроежки рвотной, некоторых гебелом и энтолом.
Исследования токсинов мухомора красного были начаты еще в середине прошлого века, и в 1869 г. немецкие исследователи Шмидеберг и Коппе выделили из него алкалоид, по своему действию близкий к ацетилхолину и названный мускарином. Исследователи предполагали, что ими открыт основной токсин мухомора красного, однако оказалось, что он содержится в этом грибе в очень малых количествах — всего около 0,0002% массы свежих грибов. Позднее значительно большее содержание этого вещества было найдено в других грибах (в волоконнице Патуйяра — до 0,037%).
При действии мускарина наблюдается сильное сужение зрачков, замедляются пульс и дыхание, снижается кровяное давление, а также повышается секреторная деятельность потовых желез и слизистых оболочек носа и ротовой полости. Смертельная доза этого токсина для человека (300-350 мг) содержится в 40-80 г волоконницы Патуйяра и в 3-4 кг  мухомора красного. При отравлении мускарином очень эффективен атропин, быстро восстанавливающий нормальную работу сердца; при своевременном применении этого препарата выздоровление наступает через 1-2 дня.
Действие чистого мускарина воспроизводит только симптомы периферических явлений, наблюдающихся при отравлении мухомором красным, но не его психотропное действие. Поэтому поиски токсина этого гриба продолжались и привели к открытию у него трех активных веществ с психотропным действием — иботеновой кислоты, мусцимола и мусказона. Эти соединения близки между собой: мусцимол, основной токсин мухомора красного, содержащийся в нем в количестве 0,03-0,1% массы свежих грибов, представляет собой производное иботеновой кислоты. В дальнейшем эти токсины были обнаружены и в других ядовитых грибах — у мухомора  шишковидного и мухомора пантерного (иботеновая кислота) и у одной из рядовок (трихоломовая кислота — производное иботеновой кислоты). Оказалось, что именно эта группа токсинов вызывает характерные симптомы отравления мухомором красным. Иботеновая кислота и ее производные по своему действию на организм сходны с атропином, поэтому это средство, используемое при отравлении мускарином, нельзя применять при отравлении мухомором красным или мухомором пантерным. При таком отравлении очищают желудок и кишечник и дают лекарственные средства для снятия возбуждения и нормализации сердечной деятельности и дыхания.

Действие этих токсинов в известной мере напоминает опьянение под действием алкогольных напитков. Американские исследователи Р. Дж. и В. П. Уоссоны в книге "Грибы, Россия и история", опубликованной в 1957 г., приводят сведения об использовании народами Сибири этого гриба в качестве ритуального средства еще в глубокой древности: под его действием человек приходил в состояние экстаза и галлюцинаций. Сохранились сообщения о том, что в древней Скандинавии существовали специальные отряды воинов — берсеркеров, которые перед боем съедали кусочки мухомора или выпивали напиток из него и впадали под действием содержащихся в нем токсинов в состояние бешеной ярости. Они не чувствовали ран и ударов оружия и шли, сметая все на своем пути.

У некоторых мухоморов, например мухомора поганковидного и мухомора порфирного, обнаружена довольно высокая концентрация токсинов иного химического строения, обладающих сильно выраженным психотропным действием.

Грибы другой группы — виды псилоцибе и другие представители строфариевых — также обладают очень сильным галлюциногенным действием. Сведения об использовании галлюциногенных грибов в ритуальных обрядах индейцев Центральной и Южной Америки можно встретить в рукописях XVI-XVII веков, где есть упоминания о божественном грибе "теонанакатл". Во время раскопок в Гватемале были обнаружены каменные скульптуры, изображающие мифические существа с поднимающимися над ними грибами. Р. Дж. и В. П. Уоссонам удалось в горном районе Мексики присутствовать при сохранившемся здесь древнем ритуале, связанном с грибами, обладающими якобы магическим действием. Съев эти грибы, люди впадали в состояние транса и галлюцинаций. Позднее при участии французского миколога Р. Эйма удалось выяснить, что представляют собой ритуальные грибы древних индейских племен. Это был новый вид из рода псилоцибе.

В дальнейшем из этих грибов были выделены психотропные вещества, исследованы их структура и свойства. Грибы содержат два близких соединения — псилоцибин и псилоцин; сейчас известно их строение, эти вещества получены путем химического синтеза и используются в медицинской практике. Псилоцибин обнаружен у большого числа грибов из семейства строфариевых. Кроме галлюциногенов, у видов псилоцибе обнаружены два алкалоида, нарушающие деятельность коры головного мозга.

Третья группа токсинов шляпочных грибов — это смертельно ядовитые токсины бледной поганки, мухомора вонючего и мухомора весеннего, и близкие к ним по воздействию на организм токсины строчков, многих лопастников, а также паутинника оранжево-красного. Особая опасность этих токсинов в том, что, попав в организм, они в течение длительного времени (до 48 часов) не вызывают никаких заметных симптомов. Только после латентного (скрытого) периода, в течение которого токсины уже вызывают часто необратимые изменения в некоторых внутренних органах, например некроз печени или почек, появляются первые признаки отравления — усиление деятельности мускулатуры кишечника и, как результат этого, сильная рвота и понос. Эти явления приводят к сильному обезвоживанию организма, что сопровождается сгущением крови и жаждой. Затем наступает падение кровяного давления, и на этой стадии нередко наступает временное улучшение, но к этому времени в организме уже произошло необратимое повреждение печени, сердца и почек, состояние больного снова ухудшается, наступает смерть. Даже при своевременно начатом лечении смертельный исход наблюдается в 8-30% случаев.

Первые работы по токсинам бледной поганки, вызывающей по данным медицинской статистики до 90-95% всех смертельных случаев отравления грибами, появились еще в начале века. В 1937 г. исследователям Ф. Линену и У. Виланду удалось получить в кристаллическом виде первый токсин, названный фаллоидином, а четыре года спустя второй токсин — аманитин. Аманитин и фаллоидин — это комплексы, состоящие из нескольких компонентов и получившие название соответственно аматоксины и фаллотоксины.
Сейчас разрабатываются методы лечения отравлений бледной поганкой, направленные в первую очередь на нормализацию функций печени. Из бледной поганки и мухомора вонючего было получено вещество белковой природы, нейтрализующее действие токсинов этих грибов. Разрабатываются сыворотки, защищающие организм от отравления токсинами.

У перечисленных видов мухоморовых встречается также белковый токсин, вызывающий гемолиз (растворение эритроцитов крови). Подобные гемолитические белки в последнее время найдены и у некоторых съедобных грибов — вешенки, вольвариеллы, зимнего гриба и мухомора серо-розового. Однако эти токсины разрушаются при температуре 70° С и полностью обезвреживаются при отваривании и жарении грибов.

Опасный токсин содержат строчок обыкновенный и строчок гигантский, а также виды из рода гельвелла (лопастник). В строчках его может быть до 0,5% массы сухих грибов. Происхождение этого токсина до сих пор неизвестно, некоторые ученые предполагают, что он образуется в результате разложения белков в перезрелых плодовых телах грибов. Интересно отметить, что отравления строчками отмечены не во всех странах. В Германии случаи отравления очень часты и продажа этих грибов запрещена еще в прошлом веке. Во многих районах России строчки употребляются в пищу без особых последствий и допущены к заготовкам и продаже как условно съедобные грибы.
Предполагают, что биосинтез зависит от условий произрастания грибов. Симптомы отравления токсином проявляются через 6-10 часов. Это чувство полноты в желудке, сильная рвота и водяной понос, а также головная боль, усталость, сильные боли в области печени и желудка, судороги и желтуха. Нарушение функций легких и сердечная недостаточность могут вызвать смерть. Токсины обладают также канцерогенными свойствами.

Есть еще один токсин, по продолжительности латентного периода превосходящий токсины бледной поганки. Его содержит паутинник оранжево-красный. Исследования этого токсина были начаты после того, как в Польше в 50-х годах было зарегистрировано 130 случаев отравления этим грибом, из них 19 со смертельным исходом. Симптомы отравления могут проявляться только через 2 недели. Токсин в первую очередь поражает почки. Токсин состоит из двух фракций, различающихся по характеру действия на организм: одна вызывает нарушение дыхания и асфиксию, другая — двигательный паралич. Обе фракции отличаются очень высокой летальностью действия.

На нашем сайте Вы также можете познакомиться с общей информацией о грибах России: строение грибов, размножение грибов, научная классификация грибов (систематика), история изучения грибов, гипотезы происхождения грибов, распространение грибов, значение грибов в природе и жизни человека, классификация грибов по пищевым свойствам, токсины грибов, грибы-двойники, экологические группы грибов.

Наши авторские методические материалы по грибам и лишайникам России:

компьютерный (для PC-Windows) определитель "Грибы России",
карманный полевой определитель "Грибы средней полосы",
определитель серии "Энциклопедия природы России" Грибы.