Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помочь сайту / Donate




Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ >>> МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ ПО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }


Составим на заказ программу школьного экологического мониторинга Вашей природной
территории или объекта (ООПТ, парка, леса, водоема, пришкольной территории и т.п.)

Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Оценка экологического состояния лугов по растительному покрову

На тему данного пособия снят также учебно-методический фильм
(см. также краткое содержание занятия с иллюстрациями)

© А.С. Боголюбов, М.В. Кравченко
© Экосистема, 2002

Оценка экологических характеристик лугов по растительному покровуАннотация. В данном пособии приводится методика биоиндикации луговых сообществ по видовому составу и численности травянистых растений. С их помощью можно определить такие характеристики физических условий луга увлажнение, динамика увлажнения, богатство и засоление почв, пастбищная дигрессия и аллювиальный режим. Приводятся сравнительные экологические свойства основных видов травянистых растений средней полосы России, а также техника расчетов экологических характеристик лугов методом «экологической ординации».

Введение

Данная исследовательская работа является одной из наиболее сложных и кропотливых в данной серии, поскольку требует знания видов травянистых растений, умения делать геоботанические описания луговых сообществ, а также обрабатывать количественно полученные данные.

В основу данного занятия положена одна из интереснейших методик биоиндикации. Как известно, биоиндикация – это определение различных характеристик среды по живым объектам. В данном случае, объектом биоиндикации являются луговые растительные сообщества. Для этих сообществ с помощью данной методики можно определить их важнейшие географические и физические характеристики, не проводя никаких географических (геоморфологических, геологических, почвенных), физических, химических или исторических исследований, а проведя лишь только описание видового состава растений, произрастающих на лугу.

В основу методики положены многолетние труды российского ученого-агронома и ботаника Л.Г. Раменского, проводившего широкомасштабные исследования в 40-50-х годах 20-го века. Этим ученым был проанализирован гигантский объем материала в различных районах страны, где одновременно изучался видовой состав лугов и физические условия мест их произрастания. Сопоставляя видовой состав и численность растений на лугах с различными физическими условиями местности, Л.Г.Раменский вывел закономерности заселения различных типов лугов различными видами растений. Благодаря его трудам, теперь существуют «сравнительные экологические таблицы растений», помещенные в данном методическом пособии, с помощью которых каждый найденный на лугу вид говорит исследователю о величине той или иной физической характеристики территории исследования.

Всего Л.Г.Раменским изучены пять экологических характеристик («шкал») луговых сообществ: 1) шкала «увлажнения» (далее в таблицах обозначается буквой «У»), 2) шкала «переменности увлажнения» («ПУ»), 3) шкала «активного богатства и засоленности почв» («БЗ»), 4) шкала «аллювиальности» («А»), и 5) шкала «пастбищной дигрессии» («ПД»). Что это за шкалы, что они характеризуют и как рассчитывать положение данного лугового сообщества на каждой из этих шкал – рассказано ниже в главе «Характеристики шкал-градаций экологических условий».

Для проведения данной исследовательской работы учащимся потребуются: бланки геоботанических описаний (или полевые дневники или тетради), полные (научные) определители травянистых растений и сравнительные экологические таблицы, приведенные в данном методическом пособии.

Общий план организации работы

Выполнение данной исследовательской работы со школьниками рациональнее всего организовать на примере 3-5 заведомо различных по физическим условиям среды луговых сообществ. Можно, например, включить в исследование и описать луга, находящиеся на разном удалении и разной высоте относительно русла реки. Это даст возможность сравнить луга с различными типами увлажнения, переменности увлажнения, богатства почв и аллювиальности.

Общий объем работы, т.е. число включенных в исследование типов лугов (биотопов), зависит, как обычно, от наличия и квалифицированности «трудовых ресурсов» и наличия времени. Для проведения стандартного геоботанического обследования луга достаточно двух-трех учащихся. Каждая такая группа проводит описание одного-двух типов лугов в окрестностях стационара. При планировании работы следует учитывать, что полевой этап занимает относительно немного времени (не более одного часа на описание одного луга); большая же часть времени уйдет на обработку материала (определение неизвестных видов и работу с таблицами).

Обязательными условиями выполнения полевой части данной исследовательской работы является знание учащимися всех видов травянистых растений, или наличие полных (научных) определителей, а также умение проводить описание травянистой растительности.

Техника геоботанических описаний луговой растительности

Описания луговой растительности проводятся по стандартной схеме (см. предыдущие занятия данной серии по геоботанике: № 8, осенний сезон, № 4 и № 5, зимний сезон, № 2, № 3 и № 4, весенний сезон, № 2 и № 3, летний сезон).

На лугу, на типичном, среднем его участке, закладывается площадка для описания - размером 1 х 1 метр. Углы площадки для...


Приведенный выше фрагмент (первая страница), входит в состав пособия, полную версию которого можно приобрести всего за 3 (три) рубля ! (это не шутка) в нашем некоммерческом Интернет-магазине в составе одного из двух дисков:


Составим на заказ программу школьного экологического мониторинга Вашей природной
территории или объекта (ООПТ, парка, леса, водоема, пришкольной территории и т.п.)



Другие методические материалы по организации проектной деятельности
и исследовательской работы школьников в природе

Методические пособия по тематикам:
Ландшафтоведение (география)
Ботаника и геоботаника
Зоология
Водная экология и гидробиология
Мониторинг и биоиндикация
Программы, проекты и общие вопросы организации исследований

Пособие для учителя "Как организовать полевой экологический практикум"

Учебные фильмы по организации полевых исследований
в рамках проектной деятельности:

Осенний сезон
Зимний сезон
Весенний сезон
Летний сезон

Компьютерные атласы-определители объектов природы:
Грибы
Водоросли
Лишайники
Мохообразные
Деревья и кустарники зимой
Деревья и кустарники летом
Дикорастущие цветы
Бабочки
Насекомые-вредители
Водные беспозвоночные
Рыбы
Амфибии (земноводные)
Рептилии (пресмыкающиеся)
Птицы и птичьи гнезда
Млекопитающие (звери)

Печатные цветные определители растений:
Определитель деревьев в осенне-зимний период
Определитель кустарников в осенне-зимний период
Определитель деревьев в весенне-летний период
Определитель кустарников в весенне-летний период
Определитель травянистых растений по цветкам: первоцветы
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лесов
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лугов и полей
Определитель травянистых растений по цветкам: растения водоемов и болот

Карманные определители животных средней полосы России:
Грибы
Обитатели водоемов
Птицы
Звери и их следы

Цветные ламинированные таблицы "Грибы, растения и животные":
Грибы: часть 1
Грибы: часть 2
Лишайники
Водоросли
Мхи
Первоцветы
Цветы лесов
Цветы лугов
Цветы водоемов
Деревья зимой
Кустарники зимой
Деревья летом
Кустарники летом
Водные беспозвоночные
Дневные бабочки
Рыбы
Амфибии и рептилии
Зимующие птицы
Перелетные птицы
Млекопитающие



Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016