ГЛАВНАЯ >>> ПРИРОДА РОССИИ >>> ДНЕВНЫЕ БАБОЧКИ

Наши авторские методические материалы по зоологии беспозвоночных:
можно приобрести следующие методические материалы по беспозвоночным животным России:

компьютерные (для PC-Windows) определители "Дневные бабочки" и "Насекомые-вредители леса",
полевые определители для смартфонов и планшетов "ЭкоГид: дневные бабочки" и "ЭкоГид: Насекомые-вредители" (их можно купить в магазине Play Google),

На нашем сайте Вы также можете познакомиться с информацией по морфологии, физиологии и экологии дневных бабочек: этимология названия, общая численность бабочек, размеры бабочек, морфология бабочек: строение тела, строение крыльев бабочек, внутренние органы, пигменты и окраска крыльев бабочек, полиморфизм окраски, физиология бабочек: полёт, питание, размножение, жизненный цикл бабочек, куколка и имаго, распространение бабочек, экология бабочек, территориальное поведение и миграции бабочек, взаимоотношения с другими организмами, защита от хищников, роль бабочек в природе, систематика и классификация бабочек, охрана чешуекрылых, чешуекрылые и человек, экономическое значение бабочек, чешуекрылые в культуре человечества.

Отряд Чешуекрылые – Lepidoptera Надсемейство Булавоусые – Papilionoidea Семейство Парусники – Papilionidae

Аполлон обыкновенный
Parnassius apollo (Linnaeus, 1758)

Apollo

Аполлон обыкновенный - Parnassius apollo, парусник аполлон, аполлон, Papilio apollo, Parnassius carelius, Parnassius finmarchicus

Происхождение названия. Аполлон (греческая мифология) – сын Зевса и Лето, брат Артемиды, божество красоты и света, один из наиболее почитаемых богов древнегреческого культа.

Синонимы. Аполлон, парусник Аполлон, = Papilio apollo Linnaeus, 1758 = Parnassius carelius Bryk, 1911 = Parnassius finmarchicus Rothschild, 1909.

Внешний вид. Крылья белые, с пятью черными пятнами на передних крыльях. Усики с черной булавой.
Бабочка легко узнаваема благодаря характерному рисунку из черных пятен и красных пятен с черными ободками на белом фоне. У бабочек, только что вышедших из куколки, крылья сначала желтоватые. Распределение пятен на крыльях сильно варьирует, поэтому описано множество форм (более 600) Parnassius apollo. Почти в каждой долине Альп, где летает аполлон, рисунок его крыльев немного отличается.

Размеры. Самая крупная наша дневная бабочка, размах крыльев до 10 см. Длина переднего крыла 40-47 мм.

Ареал вида. Горные массивы Европы, Южная Скандинавия, Украина, средняя полоса России к востоку до Урала, Кавказ и Закавказье, Турция, Южная Сибирь к востоку до Центральной Якутии и Забайкалья, Восточный Казахстан, Северный Тянь-Шань, Монголия.

Распространение по регионам России. Волго-Донский, Восточно-Кавказский, Горно-Алтайский, Европейский Северо-Западный(?), Европейский Центрально-Черноземный, Европейский Центральный, Европейский южно-таежный, Забайкальский, Западно-Кавказский, Карельский(?), Красноярский, Предалтайский, Предбайкальский, Прибайкальский, Северо-Уральский, Средне-Амурский, Средне-Волжский, Средне-Уральский, Южно-Западносибирский, Южно-Уральский, Южно-Якутский.

Местообитания. Долины на высоте до 2000 м, в Альпах встречается на высоте до 2200 м, в Азии и того выше – до 3000 м. Летает всегда в ограниченных районах, чаще на известковых и песчаных почвах. Например, посещает высокогорные луга. В Европейской части России аполлоны неравнодушны к сухим борам и перелескам, на Кавказе – к прогреваемым участкам в долинах рек, лесным полянам, в Сибири любят открытые ландшафты с ксерофильной растительностью.
Летает аполлон медленно, неровно, часто планирует и садится на цветы. Не пуглив. Более активен в полдень. "Потревоженная в сонном состоянии или пораненная бабочка валится на спину, распяливает крылья, показывая свои красные пятна и скребет ножками по нижней стороне крыльев, производя шипящий звук. Бабочка – несъедобная" – "Жизнь животных", 1941.
В лесной зоне Европы предпочитает сухие злаково-лишайниковые открытые, прогреваемые солнцем поляны в сосновых и других лесах с низкой растительностью и обязательным наличием кормового растения. Бабочки часто посещают крупные цветки сложноцветных растений, их можно увидеть на таких растениях как бодяк (Cirsium), крестовник (Senecio), василек (Centaurea), нивяник (Leucanthemum) и другие, а также луговой клевер (Trifolium pratense) и душица обыкновенная (Origanum vulgare). Самки нередко сидят в траве, а будучи напуганными – резко взлетают и уносятся на 100 м и более.

Жизненный цикл. Развивается в одном поколении, лет имаго наблюдается с конца июня по август. Бабочки летают медленно, часто планируют, присаживаются на различные цветущие растения.

Размножение. Яйца откладываются по одному на различных частях кормового растения либо рядом с ним. Яйцо белое, с ямкой в центре верхней части. Всего самка Parnassius apollo откладывает 80-100 и даже 122 (в садках) яйца. Обычно зимуют гусеницы. Иногда полностью развившиеся гусеницы зимуют в оболочке яйца и вылупляются лишь весной. По другим сведениям обычным как раз следует считать зимовку на стадии яйца.

Молодые гусеницы аполлона черные, с рядом беловатых пятен на каждом боку (по одному пятну на сегменте) и пучками длинных черных волосков. В пасмурную погоду молодые гусеницы образуют скопления. Взрослая гусеница живет одиночно, она бархатисто-черная с двумя полосками из оранжевых пятен (одно крупное и одно мелкое на каждом брюшном сегменте) и бородавками сине-стального цвета (по две на сегменте). Дыхальца желтоватые или оранжевые, за головной капсулой – красновато-желтый осметрий. Длина взрослой гусеницы аполлона достигает 50 мм. Встречается с апреля по июнь. Личнинка P. apollo, так же как и гусеница Parnassius mnemosyne, гелиофил – питается только в солнечную погоду, прячась в остальное время под камнями. Часто перегрызает верхний участок очитка длиной 10-20 см, чтобы съесть его на земле.

Окукливание проходит на земле (либо в рыхлой паутине около стебельков кормового растения), в легком коконе. Куколка аполлона толстая, округлая, сначала она светло-коричневая с полупрозрачными покровами, темно-коричневыми дыхальцами и рядом желтоватых пятен над ними (по бокам спины). Через день после окукливания она темнеет и покрывается голубым мучнистым налетом. Стадия куколки длится от 8 дней до нескольких недель, обычно – 2 недели.

Кормовые растения гусениц. Различные виды очитка (заячей капусты), например, очиток белый (Sedum album) – в горах Европы, очиток большой (S. telephium) – на равнинах Европейской части России, очиток пурпуровый (S. purpureum) – в Западной Сибири, очиток Эверса (S. ewersii) и очиток гибридный (S. hybridum) – в Средней Азии. В качестве кормовых растений отмечены также еще несколько видов рода Sedum (S. acre – очиток едкий и S. aizoon – очиток живучий), живучка (Sempervivum tectorum), молодило (Jovibarba), а в Западном Алтае – еще и горноколосник колючий (Orostachys spinosa).

Время лёта. Июнь (3 декада), Июль, Август.

Охранный статус. В Красной книге Международного союза охраны природы (МСОП) данный вид имеет 3 категорию охраны (VU – уязвимый таксон, находящиеся под угрозой исчезновения в перспективе, в силу морфофизиологических и/или поведенческих особенностей, делающих их уязвимыми при любых, даже незначительных, изменениях окружающей среды).
Включен в "Красную книгу Европейских дневных бабочек" с категорией SPEC3 – вид, обитающий как в Европе, так и за ее пределами, но находящийся на территории Европы под угрозой исчезновения.
Включен в Красные книги Финляндии (2 категория), Норвегии, Швеции, Германии, Беларуси (1993 -1), Украины. Вид внесен в региональные Красные книги (Тамбовской, Московской, Смоленской и других областей, Чувашии, Мордовии и др.), Красную книгу Российской Федерации.
Факторы, которые ограничивают численность этого вида следующие: уничтожение участков с разнообразной травянистой растительностью в местах распашки и сенокошения, в сочетании с низкой расселительной способностью и малочисленностью локальных популяций, увеличение рекреационной нагрузки и чрезмерный выпас скота.

Особенности систематики. В умеренном поясе Европы вид образует локальные популяции, не имеющие между собой контактов. Из-за сильной стенотопности вида и слабой миграционной способности скрещивание между популяциями практически не происходит. Кроме того, везде вид находится на грани исчезновения и уже, видимо, вымер в Беларуси. Потому к внутривидовой систематике есть два подхода: первый, это придание каждой популяции статуса подвида и второй крайний подход – это полное отрицание подвидов и их сведение к инфраподвидовым формам.
Вид отличается сильной индивидуальной изменчивостью, которая имеет сезонную и широтную обусловленность. А так как популяции с равнинной части имеют примерно одинаковые условия развития, точно также как и горные популяции Карпат, Кавказа и Урала, то и в характере изменчивости можно проследить общие черты, позволяющие разделить такие разрозненные популяции на ряд подвидов.
На Среднем Урале обитает подвид democratus Krulikowsky, 1906. На Южном Урале – limicola Stichel, 1907, особи которого крупнее по размеру, а самки отличаются желтоватым цветом крыльев. В лесостепи Западной Сибири можно обнаружить представителей подвида meinhardi Sheljuzhko, 1924 – бабочки очень крупные, у самцов большие черные и красные пятна на молочно-белом фоне крыльев, у самок этот фон в разреженном налете черных чешуек. Самки алтайского подвида alpherakyi Krulikowsky, 1906 меньше представительниц meinhardi, зато с еще большей концентрацией черных чешуек на крыльях. На Саянах и в Предбайкалье встречается еще один подвид – sibiricus Nordmann, 1851, в восточной части Сибири и в Монголии – hesebolus Nordmann, 1851 (бабочки чисто-белые, с более мелкими черными и красными пятнами).

На страницах нашего сайта Вы также можете почитать учебник по энтомологии: Введение, Предмет и задачи энтомологии, Краткий очерк истории энтомологии, Основные принципы систематики насекомых, Строение насекомых, Нервная деятельность насекомых, Размножение насекомых, Развитие насекомых, Жизненные циклы, Диапауза, Защитные приспособления и общественный образ жизни, Питание и кормовая специализация насекомых, Распространение насекомых, Колебания численности насекомых, а также познавательную книгу д.б.н. В.А.Кривохатского "Муравьиный лев".

Наши авторские методические материалы по зоологии беспозвоночных: