ГЛАВНАЯ >>> ПРИРОДА РОССИИ >>> ДНЕВНЫЕ БАБОЧКИ

Наши авторские методические материалы по зоологии беспозвоночных:
можно приобрести следующие методические материалы по беспозвоночным животным России:

компьютерные (для PC-Windows) определители "Дневные бабочки" и "Насекомые-вредители леса",
полевые определители для смартфонов и планшетов "ЭкоГид: дневные бабочки" и "ЭкоГид: Насекомые-вредители" (их можно купить в магазине Play Google),

На нашем сайте Вы также можете познакомиться с информацией по морфологии, физиологии и экологии дневных бабочек: этимология названия, общая численность бабочек, размеры бабочек, морфология бабочек: строение тела, строение крыльев бабочек, внутренние органы, пигменты и окраска крыльев бабочек, полиморфизм окраски, физиология бабочек: полёт, питание, размножение, жизненный цикл бабочек, куколка и имаго, распространение бабочек, экология бабочек, территориальное поведение и миграции бабочек, взаимоотношения с другими организмами, защита от хищников, роль бабочек в природе, систематика и классификация бабочек, охрана чешуекрылых, чешуекрылые и человек, экономическое значение бабочек, чешуекрылые в культуре человечества.

СИСТЕМАТИКА ЧЕШУЕКРЫЛЫХ
(описания отрядов, семейств и родов дневных бабочек)

Отряд Чешуекрылые – Lepidoptera Надсемейство Булавоусые, или Дневные бабочки – Papilionoidea Семейство Бархатницы – Satyridae

Семейство Голубянки – Lycaenidae

Семейство Голубянки (Lycaenidae или – редко – Cupidinidae) насчитывает более 5200 видов, распространённых преимущественно в тропиках, из них около 450-500 – в умеренном поясе северного полушария.

Бабочки этого семейства обычно небольшие, с хорошо выраженным половым диморфизмом, особенно в окраске крыльев – самцы окрашены в более яркие тона. Размах
крыльев
большинства видов семейства 20-40 мм, у тропических видов максимум до 60 мм. Крылья широкие. Иногда задние крылья обладают тонким коротким "хвостиком" (у хвостаток).

Обычно окраска верхней стороны крыльев самок тёмно-бурая с желтоватыми или оранжевыми пятнышками в их краевой части. Отличия самцов от самок заключаются в том, что желтоватые пятна у них сокращаются или исчезают (хвостатка падубовая, большинство червонцев, текла берёзовая). Крылья становятся или одноцветно бурыми, или на них более-менее ярко проступает синий (Lycaena) или огненно-красный фон (Cupido). Голубая или огненная окраска у самок выражена слабее, чем у самцов тех же видов, тёмных элементов рисунка сохраняется больше, в частности сильнее выражен рисунок, соответствующий глазкам нижней стороны.

Снизу окраска крыльев буроватая или сероватая. Для многих видов Lycaena и Cupido характерен глазчатый рисунок на нижней стороне крыльев. Такой рисунок мы можем наблюдать у голубянки икар. Он состоит из двойного ряда чёрных пятнышек вдоль края, разделённых оранжевой каёмкой, обыкновенно распадающейся на отдельные оранжевые луночки; из ряда глазков в светлых ободках, проходящих поперёк передних и задних крыльев на половине расстояния между краем и концом средней ячейки; из точек и чёрточек на поперечных жилках каждого крыла и из нескольких глазков на прикорневой части крыльев. У некоторых видов этот рисунок проявляется и на верхней стороне крыльев. Наиболее постоянным элементом являются краевые пятна и наиболее полно этот рисунок выражен у самок.

Глаза голубянок волосатые, реже голые, овальные с выемкой у основания усиков и окаймлением из белых чешуек. Усики булавовидные. Щупики короткие. Основания усиков без волосистых кисточек. Плечевой жилки нет.

Передние ноги короче средних и задних, обычно несегментированные, с одним коготком. Задние голени с одной парой шпор или без нее. Передние ноги самцов слегка недоразвиты (лапки без сегментации), не функционируют при хождении, но в покое не прижаты к телу. Все ноги самок развиты нормально.

Гусеницы голубянок мокрицевидные, короткие, плоские снизу, с сильно выпуклой спиной и очень маленькой головкой. Их длина не превышает 15-20 мм. Они живут на различных породах деревьев и кустарников (хвостатки), травянистых гречишных (многоглазки) или же на бобовых. Гусеницы голубянок ведут одиночный и скрытный образ жизни, они остаются малозаметными на листьях кормовых растений, чему способствует их форма и окраска тела со штриховкой, напоминающей жилки листьев.

Многие гусеницы факультативно или облигатно питаются тлями, червецами и другими равнокрылыми, нередко склонны к каннибализму.

Короткие толстые куколки у одних форм прикрепляются к листьям и веткам и придерживаются при помощи паутинистого пояска, у других покоятся в земле в паутинистом плетении. Куколка хвостатки сливовой имеет охранительное свойство, делающее её похожей на птичий помёт. Куколка дубовой хвостатки, будучи потревоженной, издаёт скрипящие звуки. Куколка червонца голубоватого, напоминает несъедобные куколки божьих коровок.

У ряда видов гусеницы живут в муравейниках и находятся с муравьями в симбиотических отношениях, например, с родом Myrmica. Примерно половина всех видов голубянок (Lycaenidae) связаны в своем цикле развития с муравьями. Голубянки образуют с муравьями отношения от факультативных до облигатных и от мутуализма до паразитизма. Гусеницы и куколки голубянок выработали комплекс химических (лихневмоны) и акустических сигналов для контролирования поведения муравьев. Гусеницы голубянок также выделяют из дорзальной нектароносной железы сладкую жидкость, привлекательную для муравьев. Муравьи, ощупывая этот орган усиками, вызывают выделение жидкости, вероятно, содержащей феромоны лихневмоны, обусловливающие поведение муравьев.

Некоторые гусеницы голубянок и риодинид имеют ещё и звукоиздающие органы, регулирующие поведение муравьев. Одни виды мирмекофильных голубянок имеет только шаровую щетинку на теле гусеницы, другие – вместе с звуковой ресничкой, при отсутствии нектароносной железы.

Все виды мирмекофильных голубянок приурочены к луговым муравейникам. Одним из таких видов является голубянка алькон – Maculinea alcon, самки которой откладывают яйца на цветы горечавки лёгочной – Gentiana pneumonanthe. Гусеницы живут внутри цветка две-три недели, прогрызают отверстие и выбираются наружу, после чего спускаются на землю на шелковой нити. Оказавшись на земле, они ждут, пока их найдут рабочие особи муравьев из рода Myrmica и отнесут к себе в муравейник. В гнезде муравьев гусеницы поедают личинок и куколок муравьев, оставаясь зимовать. В июне гусеницы окукливаются, оставаясь внутри муравейника. Через месяц из куколки выходит бабочка, которая выбирается из гнезда.

Большинство видов голубянок из рода Maculinea развиваются в гнездах лишь одного вида муравьев, но гусеницы голубянки алькон обитают в гнездах муравьев различных видов, на разных участках своего ареала.

В семействе голубянок насчитывается 416 родов и около 5200 видов (на декабрь 2011 года), включая один ископаемый вид. Часть таксономистов относят к голубянкам (Lycaenidae)
только подсемейства Lycaeninae, Poritiinae, Miletinae и Curetinae. В некоторых классификациях сюда включают и группу Riodininae (например Abisara echerius).

Среди голубянок есть виды и рода, выделенные писателем Набоковым: Cyclargus NABOKOV, 1945; Echinurgus NABOKOV, 1945; Carterocaphalus canopunctatus NABOKOV, 1941; Cyclargus ammon erembis NABOKOV, 1948 и другие.

В определитель включены 7 наиболее распространенных видов голубянок, относящиеся к 4 родам:

На страницах нашего сайта Вы также можете почитать учебник по энтомологии: Введение, Предмет и задачи энтомологии, Краткий очерк истории энтомологии, Основные принципы систематики насекомых, Строение насекомых, Нервная деятельность насекомых, Размножение насекомых, Развитие насекомых, Жизненные циклы, Диапауза, Защитные приспособления и общественный образ жизни, Питание и кормовая специализация насекомых, Распространение насекомых, Колебания численности насекомых, а также познавательную книгу д.б.н. В.А.Кривохатского "Муравьиный лев".

Наши авторские методические материалы по зоологии беспозвоночных: