ГЛАВНАЯ >>> ПРИРОДА РОССИИ >>> ДНЕВНЫЕ БАБОЧКИ

Наши авторские методические материалы по зоологии беспозвоночных:
можно приобрести следующие методические материалы по беспозвоночным животным России:

компьютерные (для PC-Windows) определители "Дневные бабочки" и "Насекомые-вредители леса",
полевые определители для смартфонов и планшетов "ЭкоГид: дневные бабочки" и "ЭкоГид: Насекомые-вредители" (их можно купить в магазине Play Google),

На нашем сайте Вы также можете познакомиться с информацией по морфологии, физиологии и экологии дневных бабочек: этимология названия, общая численность бабочек, размеры бабочек, морфология бабочек: строение тела, строение крыльев бабочек, внутренние органы, пигменты и окраска крыльев бабочек, полиморфизм окраски, физиология бабочек: полёт, питание, размножение, жизненный цикл бабочек, куколка и имаго, распространение бабочек, экология бабочек, территориальное поведение и миграции бабочек, взаимоотношения с другими организмами, защита от хищников, роль бабочек в природе, систематика и классификация бабочек, охрана чешуекрылых, чешуекрылые и человек, экономическое значение бабочек, чешуекрылые в культуре человечества.

Отряд Чешуекрылые – Lepidoptera Надсемейство Булавоусые – Papilionoidea Семейство Голубянки – Lycaenidae

Червонец фиолетовый
Lycaena alciphron (Rottemburg, 1775)

Purple-shot Copper

Червонец фиолетовый - Lycaena alciphron, многоглазка альцифрон, червонец альцифрон, многоглазка фиолетовая, Heodes virgaureae, Heodes alciphron, Papilio alciphron, Papilio virgaurea, Papilio lampetie, Papilio hipponoe, Papilio hiere, Thersamonolycaena alciphron

Происхождение названия. Alciphron (греческая история) – Алцифрон, знаменитый греческий ритор (II-III века н. э.).

Синонимы. Многоглазка альцифрон, червонец альцифрон, многоглазка фиолетовая, = Heodes alciphron = Papilio alciphron Rottemburg, 1775 = Papilio virgaurea Hufnagel, 1766 = Papilio lampetie [Schiffermuller], 1775 = Papilio hipponoe Esper, 1781 = Papilio hiere Fabricius, 1787 = Thersamonolycaena alciphron.

Внешний вид. Крылья самцов сверху оранжево-фиолетовые, у самок – бурые, с оранжевой субмаргинальной полоской. Самцы ssp. gordius отличаются от нормальных окрасом – они не фиолетовые, а красто-оранжевые.

Размеры. Размах крыльев до 4 см. Длина переднего крыла 16-19 мм.

Ареал вида. Марокко в Северной Африке, Европа, Кавказ и Закавказье, Турция, Иран, горы Восточного Казахстана и Киргизстана, юг Сибири, Монголия. По единичным находкам известен из Забайкалья и Сихоте-Алиня (Приморский край России).

Распространение по регионам России. Волго-Донский, Восточно-Кавказский, Горно-Алтайский, Европейский Северо-Западный, Европейский Центрально-Черноземный, Европейский Центральный, Европейский южно-таежный, Западно-Кавказский, Калининградский, Красноярский, Предалтайский, Прибайкальский, Средне-Волжский, Средне-Уральский, Среднеобский, Южно-Западносибирский, Южно-Уральский.

Распространение в Восточной Европе. Широко распространенный вид на территории Восточной Европы. Обычен в лесной и лесостепной зонах, редок и очень локален в сухостепной подзоне степной зоны. В юго-восточной части ареала приурочен к речным долинам, известен из разных районов Нижней Волги и Дона, а также Центрально-Черноземного региона, локален в Ростовской области, где находится южная окраина распространения номинативного подвида в европейской России. Отсутствует в Южной Финляндии, Эстонии, северных областях России, в Крыму и в степном Предкавказье. В Карпатах не обнаружен выше 650 м над ур. м.

Местообитания. Лесные опушки, поляны, луга, редколесья, влажные степные балки и овраги, обочины дорог, берега рек. Предпочитает песчаные места.

Жизненный цикл. Развивается в одном поколении, лет имаго – с середины мая – начала июня до конца августа.

Размножение. Самка откладывает по одному яйцу на нижнюю поверхность листьев.
Гусеница развивается с осени по апрель-май, зимует. Гусеницы матово-зеленые, со светлыми полосами по бокам. Отмечена связь гусениц с муравьями (мирмекофил).
Окукливается на земле в рыхлом коконе из шелковины. Куколка имеет грязно-желтый фон, с черными точками по нему.

Кормовые растения гусениц. Rumex acetosa – щавель кислый, Rumex sp. – щавель.

Время лёта. Май (2-3 декада), Июнь, Июль, Август.

Охранный статус. Включен в Красную книгу Московской области, Россия (1998) (3 категория).

Особенности систематики. В Восточной Европе представлен евро-сибирским номинативным подвидом и высокогорным альпийским подвидом Lycaena alciphron melibea (Staudinger, 1878), заметно отличающимся по окраске крыльев и экологическим особенностям. Возможны довольно заметные различия в окраске крыльев как между особями разных популяций, так и внутри одной популяции. Среди самцов встречаются следующие формы: верх крыльев темно-фиолетовый почти без оранжевых просветов – obscura, верх крыльев без темных точек – viduata. Среди самок распространены особи с рядом голубовато-фиолетовых пятнышек на верхней стороне задних крыльев – gerhardti.

На страницах нашего сайта Вы также можете почитать учебник по энтомологии: Введение, Предмет и задачи энтомологии, Краткий очерк истории энтомологии, Основные принципы систематики насекомых, Строение насекомых, Нервная деятельность насекомых, Размножение насекомых, Развитие насекомых, Жизненные циклы, Диапауза, Защитные приспособления и общественный образ жизни, Питание и кормовая специализация насекомых, Распространение насекомых, Колебания численности насекомых, а также познавательную книгу д.б.н. В.А.Кривохатского "Муравьиный лев".

Наши авторские методические материалы по зоологии беспозвоночных: