ГЛАВНАЯ >>> ПРИРОДА РОССИИ >>> ДНЕВНЫЕ БАБОЧКИ

Наши авторские методические материалы по зоологии беспозвоночных:
можно приобрести следующие методические материалы по беспозвоночным животным России:

компьютерные (для PC-Windows) определители "Дневные бабочки" и "Насекомые-вредители леса",
полевые определители для смартфонов и планшетов "ЭкоГид: дневные бабочки" и "ЭкоГид: Насекомые-вредители" (их можно купить в магазине Play Google),

На нашем сайте Вы также можете познакомиться с информацией по морфологии, физиологии и экологии дневных бабочек: этимология названия, общая численность бабочек, размеры бабочек, морфология бабочек: строение тела, строение крыльев бабочек, внутренние органы, пигменты и окраска крыльев бабочек, полиморфизм окраски, физиология бабочек: полёт, питание, размножение, жизненный цикл бабочек, куколка и имаго, распространение бабочек, экология бабочек, территориальное поведение и миграции бабочек, взаимоотношения с другими организмами, защита от хищников, роль бабочек в природе, систематика и классификация бабочек, охрана чешуекрылых, чешуекрылые и человек, экономическое значение бабочек, чешуекрылые в культуре человечества.

Отряд Чешуекрылые – Lepidoptera Надсемейство Булавоусые – Papilionoidea Семейство Голубянки – Lycaenidae

Голубянка икар
Polyommatus icarus (Rottemburg, 1775)

Common Blue

Голубянка икар - Polyommatus icarus, Икар, Papilio icarus, Papilio argus, Papilio alexis, Papilio thetis, Papilio pampholyge, Papilio candybus, Papilio candiope, Papilio candaon, Papilio oceanus, Papilio polyphemus, Papilio fusciolus, P. icarinus, P. oebalus, P. iphis, P. pusillus, P. zelleri, Lycaena taurica, Polyommatus (icarus) icarus

Происхождение названия. Икар (греческая мифология) – сын Дедала. Икар поднялся в небо на крыльях, сделанных из птичьих перьев, скрепленных воском. Но, вопреки предупреждению отца, он слишком близко подлетел к солнцу. Воск расплавился, крылья рассыпались и, упав на землю, Икар погиб.

Синонимы. Икар, = Papilio icarus Rottemburg, 1775 = Papilio argus Poda, 1761 = Papilio alexis Scopoli, 1763 = Papilio thetis Esper, 1777 = Papilio pampholyge Bergstrasser, 1779 = Papilio candybus Bergstrasser, 1779 = Papilio candiope Bergstrasser, 1779 = Papilio candaon Bergstrasser, 1779 = Papilio oceanus Bergstrasser, 1779 = Papilio polyphemus Esper, 1779 = Papilio fusciolus Fourcroy, 1785 = icarinus (Scharfenberg, 1791) = oebalus (Hofmannsegg, 1804) = iphis Meigen, 1830 = pusillus (Gerhard, 1851) = zelleri Verity, 1919 = Lycaena taurica Venzmer, 1920 = Polyommatus (icarus) icarus.

Внешний вид. Крылья самцов сверху ярко синие, самок – бурые, с более или менее существенным напылением синих чешуек и, как правило, с оранжевыми субмаргинальными пятнами.

Размеры. Размах крыльев до 3 см. Длина переднего крыла 13-17 мм.

Ареал вида. Вся Европа, все острова Средиземного моря, в горах на высоте до 2000 м. Северо-западная Африка, внетропическая Евразия. Отсутствует на Японских островах.

Распространение по регионам России. Волго-Донский, Восточно-Кавказский, Горно-Алтайский, Европейский Северо-Восточный, Европейский Северо-Западный, Европейский Центрально-Черноземный, Европейский Центральный, Европейский южно-таежный, Забайкальский, Западно-Кавказский, Калининградский, Карельский, Кольский, Красноярский, Ненецко-Новоземельский тундровый, Нижне-Амурский, Нижневолжский, Нижнеобский, Предалтайский, Предбайкальский, Прибайкальский, Приморский, Сахалинский, Северо-Енисейский, Северо-Уральский, Средне-Амурский, Средне-Волжский, Средне-Охотоморский, Средне-Уральский, Среднеобский, Тувинский, Южно-Западносибирский, Южно-Курильский, Южно-Уральский, Южно-Якутский

Распространение в Восточной Европе. Встречается по всей территории. Самый обычный и массовый вид семейства.

Местообитания. Эврибионт. Предпочитают солнечные, сухие местообитания – луга различных типов, поляны, просеки, опушки, полосы отчуждения железных и шоссейных дорог, пустыри, сады, парки, урбанизированные территории и т.д. На юге является массовым видом на люцерновых полях. На Кольском полуострове наблюдается на луговых сообществах у населенных пунктов.

Жизненный цикл. В зависимости от широты, развивается в двух-трех поколениях. На крайнем юге, например, в степной зоне Украины и на южном берегу Крыма возможно развитие четвертого. На юге Восточной Европы имаго встречаются практически непрерывно с начала апреля по октябрь.

Размножение. Самки откладывают на верхнюю сторону листьев различных травянистых растений по 1 яйцу, иногда у черешков молодых листьев, у вершины стебля или во влагалище листьев. Самки часто откладывают яйца на растения близ мурвейников.
Молодые гусеницы перемещаются на нижнюю сторону листа, объедают листья с краев, затем уничтожают листовые пластинки полностью, контактируют с муравьями Lasius flavus, L. alienus, L. niger, Formica subrufa, F. cinerea, Plagiolepis pygmaea, Myrmica lobicornis, M. sabuleti. Зимует гусеница последней генерации, реже куколка. Зимует на стебле, у основания растения или в подстилке.
Окукливается в растительном опаде или в верхнем слое почвы, окружая себя рыхлой сетью из шелковины. Часто муравьи заносят куколки в различные трещины или другие укрытия в земле.

Кормовые растения гусениц. Anthyllis vulneraria – язвенник обыкновенный, Anthyllis sp. – язвенник, Astragalus sp. – астрагал, Coronilla varia – вязель разноцветный, Fragaria vesca – земляника лесная, Fragaria sp. – земляника, Genista sp. – дрок, Lotus corniculatus – лядвенец рогатый, Lotus sp. – лядвенец, Medicago sp. – люцерна, Melilotus sp. – донник, Onobrychis sp. – эспарцет, Ononis sp. – стальник, Sarothamnus scoparius – жарновец метельчатый, Trifolium pratense – клевер луговой, Trifolium sp. – клевер, Vicia cracca – горошек мышиный, Vicia sp. – горошек, вика.

Время лёта. Апрель – 2-3 декада, Май, Июнь, Июль, Август, Сентябрь, Октябрь – 1 декада.

Особенности систематики. В Восточной Европе представлен номинативным подвидом. Наряду с типовой встречается форма icarinus, у которой на переднем крыле в прикорневой области отсутствуют глазки или точки.
В 1999 году Б.В. Страдомским и Ю.Г. Арзановым были описаны "двойники" Polyommatus icarus – Polyommatus neglectus и Polyommatus еlena на основании различий в крыловом рисунке и строении гениталий обоих полов. Основными отличиями neglectus от icarus авторы считают различный тон окраски (голубой с пурпурным отливом у neglectus), отсутствие выраженного прикорневого пятна в ячейке Cu2-2A. В гениталиях самца лопасти ункуса neglectus короче, но массивнее, чем у icarus, густо покрыты темными щетинками. Вальвы у neglectus длиннее. Тегумен и винкулум у самцов последнего таксона сильно склеротизованы, а эдеагус цилиндрический и не имеет перегибов, как у icarus. В гениталиях самки характерной чертой neglectus является наличие на поствагинальной пластинке выраженного пояса склеротизации, иногда расширяющегося на всю ее ширину. В сравнении с Polyommatus icarus, бабочки облика Polyommatus elena отличаются по композиции рисунка испода крыльев. С нижней стороны в ячейке Cu2-2A у самца elena два близко расположенных пятна, а у icarus – преимущественно одно. Базальные пятна низа задних крыльев обоих полов elena расположены на одной линии, в то время как у icarus третье от костального края пятно приближено к основанию крыла. Характерным признаком самок elena авторы называют полосу в ячейке Cu2-2A на нижней стороне передних крыльев. В гениталиях самца elena длина лопастей ункуса превосходит размеры его у icarus, а дорсальный край винкулума явственно более выпуклый. Эдеагус у elena слабо склеротизован, сплющен с боков, не имеет перегиба в базальной четверти. Вершина поствагинальной пластинки в гениталиях самки elena имеет характерные участки склеротизации, в то время как для icarus характерно беспорядочное расположение склеротизованных точек.
Анализируя сравнительное описание трех таксонов, оказывается, что, по крайней мере, по строению гениталий Polyommatus icarus занимает "промежуточное" положение между двумя другими таксонами или "объединяет" в своем фенотипе отдельные признаки двух других. Например, по длине лопастей ункуса в гениталиях самца (длинных у elena, средних по длине у icarus, коротких у neglectus), по характеру склеротизации поствагинальной пластинки в гениталиях самки (лишь на вершине пластинки) у elena, беспорядочно склеротизованных (в том числе возможно и на вершине и в средней части) у icarus, пояском у neglectus. При этом отсутствует четкая корреляция признаков внешней морфологии (рисунка нижней стороны крыльев, композиция которого не является стабильной в популяциях широко распространенного и обычного вида Polyommatus icarus на всем ареале), а также не имеются данные о репродуктивной изоляции видов в природе, встречающихся, более того, совместно в одинаковых биотопах. Хотя elena не обнаруживались авторами в ксерофитных местообитаниях, и этим можно объяснить специфику ее фенотипа, как и для большинства эвритопных видов, которые могут быть найдены и в засушливых, и в мезофильных стациях.
Таким образом, описание этих двух таксонов является, как представляется, очередной констатацией высокой полиморфности Polyommatus icarus, характерной для него практически на всем ареале.

На страницах нашего сайта Вы также можете почитать учебник по энтомологии: Введение, Предмет и задачи энтомологии, Краткий очерк истории энтомологии, Основные принципы систематики насекомых, Строение насекомых, Нервная деятельность насекомых, Размножение насекомых, Развитие насекомых, Жизненные циклы, Диапауза, Защитные приспособления и общественный образ жизни, Питание и кормовая специализация насекомых, Распространение насекомых, Колебания численности насекомых, а также познавательную книгу д.б.н. В.А.Кривохатского "Муравьиный лев".

Наши авторские методические материалы по зоологии беспозвоночных: