Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помочь сайту / Donate




Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРОПЫ


Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }
Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Глава 2. Информационное содержание экологической тропы*

В.П. Чижова

2.2. Информационное сопровождение для посетителей экотропы

Буклеты-путеводители

Одним из основных источников информации на тропе является буклет. Другое название этого печатного материала – буклет-путеводитель. Особенно велика его роль для тех троп, которые предназначены в основном для самостоятельного прохождения. Здесь буклет играет роль своего рода личного проводника. Это касается не только ориентирования на местности, но и – главным образом – передачи экологической информации от организаторов экотропы к ее посетителю.

Буклет может быть небольшой книжечкой или представлять собой одну-две странички, соединенные вместе (так называемая листовка). Но какую бы форму ни принимал этот информационный материал по тропе, он обладает некоторыми общими чертами. Соответственно, можно предложить некоторые общие рекомендации для составления буклета.

Буклет составляется на основе комплексного описания, которое обязательно предшествует организации тропы на местности, а позже используется экскурсоводами и проводниками в качестве методического материала. Описание состоит из двух частей, которые могут быть изложены последовательно или другим способом, если это оправдано теми или иными конкретными задачами. Первая часть – краткое изложение всего маршрута с указанием направления движения, встречающихся естественных препятствий, расстояния между примечательными точками тропы; вторая часть – рассказы о тех явлениях или объектах, на которые следует обратить внимание посетителей тропы в определенных точках маршрута.

Описания природных и иных явлений и объектов, встречающихся на экологических тропах, имеют свои особенности в сравнении, скажем, с изложением аналогичного материала в учебнике или в справочнике. Во-первых, это не просто достоверные научные сведения (высота над уровнем моря, тип леса и т.п.), а информация, поданная в увлекательной и выразительной форме, так, чтобы экскурсоводу легче было заинтересовать посетителей тропы, вызвать у них желание по больше узнать о природе. Во-вторых, поскольку рассказ на остановке должен быть не слишком длинным, чтобы не утомить слушателей, из многочисленных фактов лучше отобрать самые интересные и важные – в первую очередь, то, что удастся наблюдать своими глазами во время экскурсии.

В тексте буклета должно быть совсем немного цифр и только наиболее важные из них – те, что нужны не для запоминания, а лишь для лучшего понимания остального содержания. Как сказал Михаил Анчаров в своем романе «Самшитовый лес»: «Уже есть справочники на все случаи жизни, а что понадобится – запомнится само! Помнить без доказательств надо только таблицу умножения, а все остальное надо понять».

И еще: при составлении комплексного описания тропы необходимо помнить, что, передавая посетителям знания о природе, нужно помочь им увидеть необычное в обычном. К примеру, казалось бы, что необычного можно рассказать о грибах-трутовиках. Их можно встретить в любом лесу, и к ним уже давно все привыкли. Но вот о том, что продолжительность жизни такого гриба в среднем совпадает со средней продолжительностью жизни человека – 80 лет, знает далеко не каждый. Как и то, что всего лишь за один день они производят до 30 миллиардов (!) спор, которые при благоприятных условиях могут дать жизнь новому грибу – чем не удивительный факт.

Порядок изложения материала в буклете по экотропе тоже имеет свои характерные особенности. В начале помещают схему маршрута с указанием положения основных информационных точек – остановок на маршруте. Если маршрут короткий, то каждой точке присваивается свое наименование, например: долина реки Сетуни, «кузница» дятла, первоцветы и т.д. Если маршрут длинный, лучше показать точки типологические: геологические, палеогеографические, ботанические, исторические, ландшафтно-архитектурные и т.д. Точки-остановки, кроме того, могут быть видовыми площадками, стоянками для кратковременного отдыха, перекрестками разных троп, что также должно отражаться на схеме.

Затем даются общие сведения о тропе: длина, сложность, среднее время прохождения, основные ориентиры, предельное количество посетителей в группе, для кого предназначена тропа. Эти сведения можно иллюстрировать комплексным профилем, на котором большая их часть представлена в наглядной форме. Такой профиль может быть аналогичен тому, что дается на входном аншлаге, но может быть и более насыщен информацией и дан не по всей тропе сразу, а по ее отдельным участкам.

Далее идет научная информация в соответствии со схемой маршрута, то есть по точкам. Правила поведения на тропе можно поместить перед научной информацией, а можно и в самом тексте, применительно к каждой точке-остановке.

Описания в буклете могут быть лаконичными или более подробными, стиль изложения – близок к научному либо научно-популярному. Не следует чрезмерно упрощать объяснения, так как общеобразовательный уровень у посетителей троп обычно достаточно высок и объяснение типа «гора – это большая куча камней» вряд ли кого-нибудь удовлетворит.

При необходимости можно менять назначение тропы, составив для нее несколько различных буклетов: для малышей, для школьников среднего и старшего возраста, для туристов, для специалистов-географов или экологов и т.д. Можно выпускать буклеты и в зависимости от сезона, делая, например, летом акцент на цветущие травы, а зимой – на определение деревьев и кустарников по коре или изучение следов животных.

Но какой бы из перечисленных методов ни был применен, надо помнить, что степень удовлетворения познавательной потребности посетителей в значительной мере зависит от того, насколько аккуратно, тщательно и со вкусом все будет выполнено: и информационные стенды, и указатели, и буклеты. И только единство формы и содержания гарантирует высокую эффективность экологической тропы и реализацию ее учебной и воспитательной функции.

В заключение данного раздела приведем полный перечень тех материалов, которые, по нашему мнению, должны входить в план-проспект буклета по экологической тропе [20].

В целом буклет-путеводитель подразделяется на три части: общие сведения, графические материалы и детальное описание экскурсии. Этот план с небольшими корректировками может быть использован для составления и многих других информационно-познавательных материалов.

Общие сведения:

  • Название тропы и ее местонахождение; авторы разработки.
  • Основная тематика тропы (ботаническая, геологическая, комплексная).
  • Характер маршрута (кольцевой, полукольцевой, линейный, радиальный).
  • Назначение тропы (для школьников, студентов, экскурсантов и т.д.; если для любого контингента, этот пункт можно не указывать).
  • Длина маршрута (в метрах или километрах) и средняя продолжительность (в часах, с учетом остановок).
  • Сроки функционирования тропы (например, с начала июня по конец сентября).
  • Максимальное количество человек в группе; чем обусловлены ограничения численности группы (например, вместимостью видовой площадки). Лимит экскурсионных групп в неделю или в месяц.
  • Допустимые нагрузки в различные периоды экскурсионного сезона (если в какой-то период необходимо снизить нагрузку, например, дать покой птицам при высиживании птенцов).
  • Возможность прохождения тропы без экскурсовода. Сведения о том, как тропа промаркирована, какие требования к одежде (например, головной убор, если в этой местности в определенные периоды года много клещей) и обуви (если на тропе есть крутые подъемы и спуски).
  • Особые правила поведения на тропе (в дополнение к общим правилам поведения в данном парке или заказнике; например, не подходить к краю обрыва, соблюдать меры предосторожности, что бы не наступить или не сесть на змею и т.п.).

Графические материалы:

1. Схема тропы с указанием основных ориентиров, водных объектов (рек, ручьев и проток с направлением течения воды, озер, прудов, стариц и т.д.), абсолютных высот, дорог и троп, границ лесных массивов и преобладающих пород, отдельно стоящих деревьев, а также масштаба и сторон света. Указываются также памятники культуры, архитектурные сооружения и тому подобные объекты.

Отдельным линейным знаком указываются сам маршрут движения, точки-остановки и места отдыха. Каждая точка имеет номер (по нему определяется и направление движения) и соответствующее описание в буклете. Можно рядом дать и символ данной точки (например, отдельно стоящий дуб или гнездо аиста), при необходимости с объяснением в перечне условных обозначений к данной схеме и (или) в описании тропы.

2. Комплексный профиль тропы (особенно он важен в пересеченной местности, где на пути следования есть речные долины, овраги, балки и т.д.), на котором вдоль линии самого профиля, под ним, указаны подстилающие породы, а на нем – основные виды растительного по крова (высокотравный луг, березовый лес и т.п.). Вдоль горизонтальной оси, под ней, по крупным отрезкам пути, имеющим разную ориентировку по сторонам света, указываются направление движения (например, Ю, СЗ, ВЮВ) и время в пути (например, 10 мин., 30 мин.). Вдоль вертикальной оси слева дается абсолютная высота местности (то есть высота над уровнем моря – по топографической карте). Над линией профиля отмечаются точки-остановки и главные ориентиры.

Детальное описание экскурсии по тропе:

Тематические рассказы по точкам-остановкам должны быть краткими (более подробные – в фондовых материалах самого парка или заказника как пособие для экскурсовода), в среднем от 0,5 до 1 страницы.

Все специальные научные, а также местные термины снабжаются пояснениями. Из всех фактов приводятся только наиболее интересные и увлекательные.

По возможности все это иллюстрируется цветными или черно-белыми фотографиями и (или) рисунками. Рисунки могут быть забавными, но и в этом случае не теряющими своего сходства с оригиналом.

• Хотя информация по экотропам на охраняемых территориях касается в основном природы, по возможности необходимо обращать внимание и на исторические факты или объекты. Такие события и объекты, как правило, всегда связаны с историей освоения самой территории и помогают лучше понять ее современное состояние.

Помимо тематических рассказов по точкам-остановкам, следует дать описание тропы между ними, указав направление движения («налево, направо, прямо, чуть влево», а также, реже, с указанием направления на стороны света); основные ориентиры по ходу движения (например, вид на маковку церкви или на вершину горы); расстояние и продолжительность перехода; на что обратить внимание посетителей в процессе движения: новая информация о природе или истории, а также о требованиях безопасности.

Визит-центры

Как правило, посетители троп могут приобрести буклеты и картосхемы в визит-центрах. Официально они называются эколого-информационными или эколого-просветительскими центрами, но название «визит-центр» более краткое и принятое в международной практике.

Чаще всего они создаются на особо охраняемых природных территориях. Однако известны случаи, когда создание визит-центра предшествовало учреждению национального или природного парка. Так, своеобразный визит-центр, выполняющий к тому же роль одно-двухдневной гостиницы для туристов, был создан в 80-х годах теперь уже прошлого столетия на маленькой уральской станции Бажуково. Отсюда начиналась и здесь же заканчивалась одна из первых экологических троп России (тогда она называлась учебной тропой природы), названная по упомянутому выше наименованию станции. И только спустя несколько лет здесь был утвержден природный парк «Оленьи ручьи».

Иногда визит-центры совмещаются с небольшими музеями природы, с передвижной фотовыставкой. Здесь можно не только приобрести буклет по тропе, о чем было сказано выше, но также получить консультацию о маршруте с использованием большой и подробной, обычно настенной, карты-схемы тропы. Здесь же, до или после маршрута, можно посмотреть видеофильм или слайд-шоу о достопримечательных объектах тропы, которые, возможно, не удастся (или не удалось) увидеть во время путешествия. В экоцентре посетители получат первый инструктаж о правилах поведения на маршруте и о технике собственной безопасности. Здесь же обычно приобретается рекламно-справочная продукция (книги, открытки, фотокалендари и отдельные фотографии местных мастеров), а также сувениры с названием и символом данной тропы (значки, эмблемы, майки, кепки, кружки и т.д.). По желанию, после завершения экскурсии организуется чаепитие с беседой о пройденном пути, проводятся экологические игры и викторины.

И, конечно же, в задачу работников визит-центра входит поиск заблудившихся туристов и оказание первой медицинской помощи пострадавшим.


* Данная страница содержит информацию из сборника ["Тропа в гармонии с природой". Сборник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп. М.: "Р.Валент", 2007. - 176 с.], подготовленного нашими коллегами из экологического центра "Заповедники", любезно предоставившего нам возможность размещения этой чрезвычайно полезной для всех педагогов-экологов информации на нашем сайте.
Читайте также статью педагогов из города Старый оскол "Экологическая тропа как средство экологического образования и просвещения".


Содержание сборника:

Введение

Глава 1. Экологические тропы – от идеи до проекта
1.1. Разнообразие экотроп
1.2. Критерии выбора маршрута
1.3. Разработка сети экологических маршрутов
1.4. Подготовка проекта экотропы

Глава 2. Информационное содержание экологической тропы
2.1. Информация непосредственно на экотропе
2.2. Информационное сопровождение для посетителей экотропы
2.3. Предупреждение об ошибках

Глава 3. Технология обустройства троп
3.1. Дорожки, лестницы и площадки
3.2. Стенды и указатели
3.3. Обустройство экотроп для людей с ограниченными возможностями

Глава 4. Волонтерская помощь на тропах
4.1. Волонтеры на экотропах
4.2. Участие волонтеров в проекте «Большая Байкальская тропа»

Глава 5. Регулирование допустимой нагрузки на тропу
5.1. Основные принципы нормирования нагрузок
5.2. Примеры определения допустимых нагрузок на тропу
5.3. Рекреационный мониторинг

Глава 6. Правила поведения на экологической тропе
6.1. Общие подходы к разработке правил
6.2. Специфические правила для обеспечения безопасности
6.3. Правила поведения языком поэзии
6.4. Вандализм и меры по его предупреждению

Глава 7. Разнообразие тем и методов работы на экотропах
7.1. Многообразие тематических программ
7.2. Темы и методы работы на экскурсионных маршрутах
7.3. Опыт проведения экологических экскурсий
7.4. «Говорящие» обитатели леса
7.5. «Давайте наслаждаться природой вместе с детьми»

Глава 8. Разработка концепции визит-центра
8.1. Что такое визит-центр для посетителей ООПТ?
8.2. Что необходимо учитывать при разработке концепции визит-центра?
8.3. Создание выставочной концепции визит-центра
8.4. Опыт создания визит-центра в Аксу-Жабаглинском заповеднике

Литература



Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016