Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помочь сайту / Donate




Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРОПЫ


Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }
Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Глава 6. Правила поведения на экологической тропе*

В.П. Чижова

6.2. Специфические правила для обеспечения безопасности

Не менее важен и другой аспект правил поведения – обеспечение без опасности посетителей. В связи с этим правила должны подразделяться на две большие группы: правила поведения для сохранения естествен ной природы и правила поведения для «сохранения» самих посетителей. В отдельных случаях, на пример, при неожиданных встречах с крупными животными, правила поведения призваны выполнять и первую, и вторую функцию одновременно.

Все виды опасностей в экотуризме, к которому относится и посещение экологических троп, можно подразделить на объективные (обусловленные самой природой) и субъективные (вызванные непродуманными действиями человека).

Опасности из группы объективных встречаются на экотропах не так уж часто. Пожалуй, к ним можно отнести лишь укусы клещей и нападения диких животных. Все остальные опасности: мелкие травмы, несчастные случаи на воде и т.п. обусловлены прежде всего субъективными факторами. В связи с этим, их следует ожидать не в тех районах, где существует наибольшее количество опасностей, а в тех, которые отличаются наивысшей посещаемостью.

Причины агрессивного поведения животных могут быть самыми разными: от защиты своих детей до «переквалификации» зверя в «мусорщика» или «попрошайку» в результате прикорма его местными жителями.

На вопрос, как избежать встречи с диким животным или что делать, если эта встреча уже состоялась, дать однозначный ответ очень сложно.

Во-первых, звери, как и люди, отличаются и по характеру, и по состоянию на данный конкретный момент: голоден ли, в каком «настроении» и т.п. Во-вторых, ситуации, в которых посетитель охраняемой территории может встретиться с медведем, тоже бывают самые различные. Поэтому ниже приводятся лишь самые общие замечания на эту тему.

Если зверь вас уже заметил, замрите и не поворачивайтесь к нему спиной, не убегайте. Скорость ваша все равно не выше его, а вид убегающего человека возбуждает в звере ощущение превосходства над противником и инстинкт преследования.

Можно попробовать тихо и медленно-медленно, без резких движений пятиться в сторону возможного укрытия или широкой дороги, где есть люди, и при этом продолжать смотреть в сторону зверя, но не в глаза ему – животное может воспринять это как агрессию. В некоторых случаях помогают активные действия: крик, стук, свист. Если зверь еще не разъярен, то иногда спасением служит река или дерево.

Что касается укусов клещей, то надо помнить, что, прежде все го, они могут быть переносчиками опасных заболеваний – энцефалита и боррелиоза (болезнь Лайма). Поэтому, во-первых, в лесу в лет нее время желательно носить защитную одежду и обувь (длинный рукав, брюки или спортивные штаны, вправленные в носки, кроссовки и шапочку или панаму). Во-вторых, следует осматривать себя (или друг друга) каждые два часа – время, за которое клещ успевает найти благоприятное место для укуса. И в-третьих, если укус уже обнаружен, лучше всего быстро выйти из леса в сторону ближайшей поликлиники, где вам окажут квалифицированную помощь.

Если это невозможно – можно попытаться вытащить клеща самостоятельно. Для этого следует подцепить его пинцетом или ногтями и медленно вращать, но только против часовой стрелки (сейчас продаются специальные пинцеты, облегчающие эту процедуру). Если головка клеща оторвалась и осталась в толще кожи, не обходимо обработав кожу йодом или 70 % спиртом, удалить ее как занозу. Этот вариант срабатывает только в том случае, если клещ еще не успел глубоко впиться в кожу. Желательна диагностика клеща на наличие в нем возбудителя.

Что касается субъективных ситуаций, то их разнообразие столь велико, что не поддается детальному анализу. И в обязанности организаторов экотроп входит лишь проводить регулярный контроль за соблюдением обычных для каждой охраняемой территории правил поведения посетителей.


* Данная страница содержит информацию из сборника ["Тропа в гармонии с природой". Сборник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп. М.: "Р.Валент", 2007. - 176 с.], подготовленного нашими коллегами из экологического центра "Заповедники", любезно предоставившего нам возможность размещения этой чрезвычайно полезной для всех педагогов-экологов информации на нашем сайте.
Читайте также статью педагогов из города Старый оскол "Экологическая тропа как средство экологического образования и просвещения".


Содержание сборника:

Введение

Глава 1. Экологические тропы – от идеи до проекта
1.1. Разнообразие экотроп
1.2. Критерии выбора маршрута
1.3. Разработка сети экологических маршрутов
1.4. Подготовка проекта экотропы

Глава 2. Информационное содержание экологической тропы
2.1. Информация непосредственно на экотропе
2.2. Информационное сопровождение для посетителей экотропы
2.3. Предупреждение об ошибках

Глава 3. Технология обустройства троп
3.1. Дорожки, лестницы и площадки
3.2. Стенды и указатели
3.3. Обустройство экотроп для людей с ограниченными возможностями

Глава 4. Волонтерская помощь на тропах
4.1. Волонтеры на экотропах
4.2. Участие волонтеров в проекте «Большая Байкальская тропа»

Глава 5. Регулирование допустимой нагрузки на тропу
5.1. Основные принципы нормирования нагрузок
5.2. Примеры определения допустимых нагрузок на тропу
5.3. Рекреационный мониторинг

Глава 6. Правила поведения на экологической тропе
6.1. Общие подходы к разработке правил
6.2. Специфические правила для обеспечения безопасности
6.3. Правила поведения языком поэзии
6.4. Вандализм и меры по его предупреждению

Глава 7. Разнообразие тем и методов работы на экотропах
7.1. Многообразие тематических программ
7.2. Темы и методы работы на экскурсионных маршрутах
7.3. Опыт проведения экологических экскурсий
7.4. «Говорящие» обитатели леса
7.5. «Давайте наслаждаться природой вместе с детьми»

Глава 8. Разработка концепции визит-центра
8.1. Что такое визит-центр для посетителей ООПТ?
8.2. Что необходимо учитывать при разработке концепции визит-центра?
8.3. Создание выставочной концепции визит-центра
8.4. Опыт создания визит-центра в Аксу-Жабаглинском заповеднике

Литература



Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016