ГЛАВНАЯ >>> РЕФЕРАТЫ И СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ПРИРОДЕ

ВУЛКАНЫ И ВУЛКАНИЗМ НА КАМЧАТКЕ*

Иллюстрации вулканов Камчатки, Словарь терминов по вулканизму

Камчатка и Курилы — единственные в стране районы современного вулканизма. Они входят в тихоокеанское огненное кольцо, образуя Курило-Камчатскую дугу.
На полуострове имеются 28 действующих и около 160 потухших вулканов. Они расположены в виде двух поясов меридионального направления в восточной и юго-восточной части Камчатки. Большинство действующих и потухших вулканов сосредоточено вдоль восточного побережья от мыса Лопатка до вулкана Шивелуча. Второй пояс тянется по Срединному хребту, все вулканы которого, за исключением Ичинского, являются потухшими.

Вулканы связаны с зонами глубинных разломов земной коры. Часто к одному разлому бывают приурочены несколько вулканов. Они обычно расположены недалеко друг от друга и образуют группы. Такими, например, являются Ключевская группа, расположенная в северо-восточной части Центральной Камчатской низменности, в которую входят действующие вулканы Ключевской, Плоский Толбачик, Безымянный.

Естественными спутниками вулканической деятельности являются грязевые вулканы и горячие источники, в т. ч. гейзеры. В районе действующих вулканов вода вместе с газами, проходя сквозь разжиженную глинистую массу, образует грязевые вулканы. Около 200 целебных минеральных источников находится на Камчатке. Из них горячих — 150. Большинство находится в Восточном вулканическом поясе, значительно меньше — в Срединном хребте. На западном побережье и в северных районах их почти нет. Часть источников и горячих ключей находится в кратерах вулканов или на дне кальдер, другие расположены в долинах рек и на береговых террасах.

В предлагаемом материале кратко даны: положение, морфология, развитие, и особенности вулканов Камчатки. Некоторые данные, возможно, излишни для неспециалиста, но все же грамотный человек, попав на вулкан, должен представлять себе, что это природный объект со своими чертами строения, развития и особенностями и что к этому объекту, особенно в активную стадию, когда он представляет собой грозную силу природы, надо относиться со всей серьезностью. При посещении вулканов необходима консультация со специалистами, а в некоторых случаях обязательно иметь спецснаряжение (КИПы, марлю с содовым раствором, респираторы, спецодежду, обувь и т. д.). В целом же вулканы и их деятельность настолько интересны, что наблюдение за ними удовлетворяет как познавательную, так и эстетическую потребности человека.

Все специфические научные термины разъяснены в кратком словаре терминов по вулканизму.

Вулканы и их деятельность относятся к грозным явлениям природы, перед которыми человек до настоящего времени чувствует себя беззащитным. Действительно, извержения с их мощными эруптивными тучами, насыщенными вулканическим пеплом и газом, поднимающимися до 50 км вверх, обильными камнепадами и пеплопадами, незабываемыми огненными фейерверками, раскаленными лавовыми и горячими пирокластическими потоками, спускающимися вниз по склонам вулканов, оставляют у людей неизгладимое впечатление, а часто и вызывают страх.

При катастрофических извержениях пеплом и раскаленным лавовым материалом сжигаются и перекрываются леса, луга, села и города, погибают люди. Особенно часто это происходит там, где ограничено жизненное пространство и люди вынуждены селиться на склонах вулканов, вблизи их активных центров. Это характерно для Средиземноморья, Индонезии, Гавайских островов, некоторых районов Америки и Африки.

На Камчатке села и города расположены в 30 км и больше от вулканических центров, в связи с чем опасность быть сожженными или перекрытыми обломочным материалом значительно снижается. Это хорошо было видно на примерах недавних катастрофических извержений вулканов Безымянного и Шивелуча.

Вулкан Безымянный располагается в 60 км к югу от поселка Ключи и 50 км от поселка Козыревск. В марте 1956 г. на этом вулкане произошло извержение. Эруптивная туча поднялась на 40 км вверх, и пепел распространился на несколько тысяч километров. Кроме того, направленным взрывом более крупный материал был выброшен на расстояние 25-30 км и мощным плащом отложился на площади в 500 км.

Примерно такое же извержение произошло и на вулкане Шивелуч в 1964 году. Расположен он в 45 км к северу от поселка Ключи. Ни в первом, ни во втором случае поселки и люди Камчатки не пострадали.

Несмотря на разрушительную силу вулканических извержений, причины, порождающие их, относятся к процессам, формирующим верхние оболочки нашей планеты, особенно литосферу. Приурочены они к определенным структурам Земли. Наибольшее количество вулканов сосредоточено на сочленении плит, глубинных разломах, рассекающих плиты и дно океанов, а также в горячих точках Земли. Из двух тысяч действующих вулканов планеты 2/3 находятся в Тихоокеанском огненном кольце. Располагаются они на островных дугах, которые обрамляют северную, западную и юго-западную части дна Тихого океана (Алеутская, Курило-Камчатская, Японская, Филиппинская и др.), окраинных частях морей (восточная часть Тихого океана), глубинных разломах, рассекающих центральную, юго-восточную, южную части дна Тихого океана, и горячей точке (Гавайские острова), которая также располагается в центральной части дна Тихого океана.

Камчатка входит в состав Курило-Камчатской островной вулканической дуги и. занимает ее северную часть. Всего вулканов на Камчатке около 300, действующих — 29. Сосредоточены они в двух вулканических поясах: Срединном и Восточном. Последние в рельефе выражены довольно четкими хребтами.

На страницах раздела Рефераты Вы также можете ознакомиться с описаниями истории, культуры и природы Камчатки:
1. Краткий географический очерк Камчатки, 2. Реки и озера Камчатки, 3. Климат Камчатки, 4. История освоения Камчатки, 5. Население Камчатки, 6. Мифология народов Камчатки, 7. Вулканы и вулканизм на Камчатке, 8. Срединный вулканический пояс, 9. Восточный вулканический пояс, 10. Ключевская группа вулканов, 11. Авачинско-Корякская группа вулканов, 12. Мутновско-Гореловская группа вулканов, 13. Краткий словарь терминов по вулканизму, 14. Термальные источники Камчатки, 15. Грибы Камчатки, 16. Растительный мир Камчатки, 17. Беспозвоночные Камчатки, 18. Рыбы Камчатки, 19. Птицы Камчатки, 20. Млекопитающие гор, лесов и тундры Камчатки, 21. Морские млекопитающие Камчатки, 22. Особо охраняемые природные территории Камчатки.

На страницах раздела Природные ландшафты мира можно посмотреть фотографии природы Камчатки, сгруппированные по следующим категориям:

_____________________

* Составлено на основе "Справочника туриста" (ред. В.И.Кириллов, МИК, Петропавловск-Камчатский, 1994), с изменениями и дополнениями.