ГЛАВНАЯ >>> РЕФЕРАТЫ И СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ПРИРОДЕ

ВУЛКАНЫ КАМЧАТКИ: СРЕДИННЫЙ ВУЛКАНИЧЕСКИЙ ПОЯС*

Иллюстрации вулканов Камчатки, Словарь терминов по вулканизму

Срединный вулканический пояс наиболее древний. Он занимает срединную часть Камчатки. В геологическом плане нижнюю часть разрезов слагают метаморфические, интрузивные и древние вулканогенные образования, с которыми связаны месторождения и рудопроявления полиметаллов, золота, серебра, меди, никеля и даже платины. На эти комплексы пород как бы накладываются разновозрастные вулканы, такие, как Ичинский, Уксичан, Хангар, Большой, Большая и Малая Кетерана, Чашеконжа, Алней, Кебекей, Тигильский и многие другие. Всего их насчитывается более 120. Значительная часть их разрушена и на склонах обнажаются экзотические дайки, штоки, обелиски экструзий. Это придает рельефу незабываемый фантастический вид.

Кроме полигенных вулканов, большие площади здесь заняты моногенными вулканическими образованиями трещинного и ареального типа. Это невысокие шлаковые и лавовые конусы, купола экструзий и лавовые потоки различной формы. Всего их насчитывается больше 1000. Все эти образования, в том числе подножья и акватории крупных вулканов, покрыты могучей лесной и кустарниковой растительностью. Места, в основном, дикие и изобилуют разнообразными представителями животного мира. Здесь можно видеть диких северных оленей, снежных баранов, бурых медведей, соболей, лис-огневок, росомах, рысей и волков.

И все же наибольший интерес представляют сами вулканы. Так, Хангар интересен своей заросшей лесом кальдерой. На ее склонах находятся экструзивные выходы красивейших обсидианов (вулканическое стекло), имеющих красную окраску с пятнистыми, полосчатыми и другими узорами. Они могут широко использоваться как поделочный и облицовочный материал. На восточном склоне вулкан Алней расположена крупная и уникальная по своим научным и бальнеологическим качествам Киреунская гидротермальная система. Приурочена она к руслу реки Киревны, которая берет начало со склонов вулкан Алней и прослеживается вниз на расстояние около 20 км. Располагается в 60 км к северо-западу от горы Ключи и в 40 км к северу от поселка Козыревск. В прошлом это была естественная здравница у камчадалов, причем излечивала от многих болезней. В настоящее время она используется исследователями и военными. Последними на верхних ключах оборудованы ванны, построена гостиница, и проводится лечение военнослужащих.

Особое место в Срединном хребте занимает вулкан Ичинский. Он относится к действующим. Расположен в верховьях рек Ичи, Рассошиной и Морошечной. Представлен крупным, сложным вулканическим сооружением типа Сомма-Везувий с двуглавой вершиной, высотой 3621 м над уровнем моря. Координаты вершины 55° 46' с.ш., 150° 55' в.д. Размеры соммы 3 х 5 км. Ее можно отнести к небольшой кальдере, атрио которой заполнено льдом и фирном. В центре кальдеры располагаются два слившихся лавовых конуса, склоны которых покрыты мощным слоем льда и фирна. Они во все времена имеют белую окраску и контрастно выглядят среди темно-коричневых вершин других вулканов хребта. До соммы поверхность вулкана ребристая. Осложняется многочисленными побочными конусами, куполами и лавовыми потоками. Состав пород — базальты, риолиты. Диаметр основания конуса 22 х 25 км, площадь — 350 км. Вблизи его подножья наблюдаются коренные выходы экструзивных голубых обсидианов, которые могут служить так же, как и хангарские — облицовочным и поделочным материалом. В небольшом количестве они и используются мастерскими «Далькварцсамоцветов». В подножье северного уступа соммы наблюдаются две группы фумарол значительной мощности. В историческое время извержений вулкана не наблюдалось.

Ичинский — самый высокий вулкан в Срединном хребте. Своей величиной, красотой, необычайной формой и современной деятельностью он издавна привлекает ученых и туристов.

На страницах раздела Рефераты Вы также можете ознакомиться с описаниями истории, культуры и природы Камчатки:
1. Краткий географический очерк Камчатки, 2. Реки и озера Камчатки, 3. Климат Камчатки, 4. История освоения Камчатки, 5. Население Камчатки, 6. Мифология народов Камчатки, 7. Вулканы и вулканизм на Камчатке, 8. Срединный вулканический пояс, 9. Восточный вулканический пояс, 10. Ключевская группа вулканов, 11. Авачинско-Корякская группа вулканов, 12. Мутновско-Гореловская группа вулканов, 13. Краткий словарь терминов по вулканизму, 14. Термальные источники Камчатки, 15. Грибы Камчатки, 16. Растительный мир Камчатки, 17. Беспозвоночные Камчатки, 18. Рыбы Камчатки, 19. Птицы Камчатки, 20. Млекопитающие гор, лесов и тундры Камчатки, 21. Морские млекопитающие Камчатки, 22. Особо охраняемые природные территории Камчатки.

На страницах раздела Природные ландшафты мира можно посмотреть фотографии природы Камчатки, сгруппированные по следующим категориям:

_____________________

* Составлено на основе "Справочника туриста" (ред. В.И.Кириллов, МИК, Петропавловск-Камчатский, 1994), с изменениями и дополнениями.