ГЛАВНАЯ >>> РЕФЕРАТЫ И СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ПРИРОДЕ

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ПО ВУЛКАНИЗМУ*

Смотрите также фотографии вулканов Камчатки, вулканов Курильских островов, вулкана Тейде на острове Тенерифе (Канарский архипелаг), а также гейзеры и другие вулканические явления в Йеллоустонском национальном парке (США)

Алунит — глинистый минерал. Образует плотные агрегаты белого, сероватого, желтоватого цвета. Распространен в вулканических горных породах, подвергавшихся воздействию сольфатар.

Алунитизация — метасоматическое изменение горных пород, в результате которого образуется алунит и сопутствующие минералы. Типичный процесс стадии затухания вулканической деятельности.

Аллювий — отложения постоянных водных потоков в речных долинах.

Амфиболы — группа породообразующих минералов с большой изменчивостью состава. Распространены в магматических и метаморфических горных породах

Андезит — эффузивная горная порода среднего состава, состоящая в основном из плагиоклаза и одного или нескольких цветных минералов (амфибола, пироксена, биотита).

Андезито-базальт — эффузивная горная порода, по химическому и минеральному составу занимающая промежуточное положение между андезитом и базальтом.

Атрио — кольцевая долина между соммой и молодым вулканом у двойных вулканов.

Базальт — эффузивная горная порода основного состава. Состоит, главным образом, из плагиоклаза, авгита, часто — оливина.

Барранкосы — (от испан. barrancos — ущелье, пропасть) — глубокие борозды типа крутостенных оврагов, прорезывающие склоны вулканов от кратера до подошвы. Образуются в результате размыва вулканических отложений дождевыми и талыми водами. Они придают конусам вулканов ребристый вид.

Бокка — отверстие на дне кратера или на верхней части вулкана, откуда происходят слабые извержения, иногда образующие конус из шлака или лавы.

Бомба вулканическая — обрывки лавы, выброшенные из кратера в пластическом состоянии и получившие определенную форму при выжимании, а затем при вращении во время полета и застывании в воздухе.

БТТИ — Большое трещинное толбачинское извержение.

Возгоны — твердые минеральные отложения в зоне устья фумарол, вынесенные в газообразном состоянии из трещин в кратере вулкана или лавового потока. Могут быть различно окрашены.

Вулкан двойной (типа Сомма-Везувий) — вулканическое сооружение из молодого вулканического конуса, вложенного в разрушенную постройку более крупного древнего вулкана. Наиболее известным примером является вулкан Сомма-Везувий. На Камчатке — вулканы Авача, Безымянный.

Вулкан трещинный — вулкан, подводящий канал которого имеет вид трещины. Извержение происходит или вдоль всей трещины, или в отдельных ее участках. Примером служат вулканы Толбачик, Горелый.

Вулкан центральный — вулкан, у которого извержение происходит из постоянного выводного канала (жерла), имеющего обычно трубообразную форму (вулкан Ключевской).

Вулкан щитовидный — центральный вулкан, образовавшийся в результате многократных излияний жидкой лавы. Характерна форма в виде очень пологого щита.

Гейзерит — кремнистые отложения из вод горячих источников или гейзеров. Состоит, главным образом, из опала с примесью глинозема.

Гляциальные процессы — процессы, связанные с деятельностью ледников. Голоцен — послеледниковый период. Нижняя граница — 10 тыс. лет назад, Синонимы — эпоха послеледниковая, отложения современные.

Грабен — опущенный участок земной коры, отделенный сбросами от смежных, относительно приподнятых участков. Морфологически крупные грабены выражены в виде впадин (например Байкальский грабен).

Гранодиорит — интрузивная горная порода кислого состава. Состоит из полевых шпатов, кварца и подчиненного количества роговой обманки и (или) биотита. Является интрузивным аналогом дацита.

Грифон — в гидрологии — выход подземных вод из водоносного слоя сосредоточенной струёй, поднимающейся выше земной поверхности или дна водоема.

Дайка (от англ. dyke — "стена из камня") — плитообразное, вертикальное или крутопадающее геологическое тело, имеющее большую протяженность по простиранию и падению при относительно небольшой мощности. Образуются чаще всего путем заполнения трещин магматическим расплавом. Иногда дайки разветвляются, образуя параллельные или расходящиеся, как спицы колеса, отростки (радиальные дайки).

Дацит — эффузивная горная порода кислого состава. Состоит из плагиоклаза, кварца, биотита, роговой обманки или пироксена. Эффузивный аналог гранодиорита.

Депрессия — в геоморфологии — понижение на земной поверхности; в тектонике — область прогибания земной коры.

Депрессия вулканотектоническая — кольцевая, овальная или полигональная в плане структура обрушения, развивающаяся в связи с вулканическими процессами, мо не связанная с деятельностью отдельных вулканических центров. В этом смысле противопоставляются кальдерам. Диаметр вулканотектонических депрессий колеблется от 12-15 до 100 км. Видимая амплитуда опускания составляет от 300 до 700-1000 м. Заложение депрессий предшествует началу цикла вулканической деятельности.

Жерло вулкана — вертикальный или почти вертикальный канал, соединяющий очаг вулкана с поверхностью земли, где жерло оканчивается кратером.

Извержение вулканского типа (от острова Вулкано в группе Липарских о-вов) — извержение центрального вулкана с вязкой андезитовой или дацитовой лавой и высоким содержанием газов. Газы из-за большой вязкости лавы не могут свободно проникнуть через нее, периодически накапливают энергию и освобождаются со взрывом, разрушая лавовую корку. При этом вверх выбрасывается черное облако, нагруженное вулканической пылью, лапилли и бомбами.

Извержение гавайского типа — спокойное излияние жидкой лавы, сопровождаемое слабыми взрывами.

Извержение плинианского типа — сильнейшее взрывное извержение вулкана центрального типа, происходящее после длительного периода покоя.

Извержение стромболианского типа — извержение вулкана центрального типа с относительно жидкой лавой основного состава, характеризующееся ритмично повторяющимися взрывами в открытом жерле. Извержения стромболианского типа сопровождаются сильным звуковым эффектом и свечением лавовых выбросов. Название дано по вулкану Стромболи в Средиземном море.

Кальдера — циркообразная впадина с крутыми стенками и с более или менее ровным дном. Образуется вследствие провала вершины вулкана, а иногда и прилегающей к нему местности. Причиной образования кальдер является активная деятельность вулканов.

Каолинит — глинистый минерал, образуется при гидротермальных процессах и выветривании.

Каолинитизация — образование глинистых минералов группы каолина при гидротермальных процессах и выветривании. Происходит при воздействии на породы сернокислых, углекислых, галлоидных растворов и гумидных кислот.

Кар — нишеобразное углубление в верхней части склонов гор, образованное ледником.

Кратер — впадина в виде чаши или воронки, образовавшаяся в результате активной, преимущественно эксплозивной деятельности вулкана.

Кристаллолапилли — вулканические выбросы размером от 2 до 50 мм, представленные кристаллами минералов.

Лава — раскаленная жидкая или вязкая масса, вытекающая или выжимающаяся на поверхность земли при извержении вулканов.

Лава волнистая — лавовый поток с волнообразной поверхностью, характерной для горячих, относительно жидких и уже дегазированных лав.

Литосфера — верхняя твердая оболочка Земли. Включает земную кору и часть верхней мантии Земли, Мощность колеблется от 50 до 200 км.

Маар — относительно плоский кратер взрыва с жерлом без конуса, но окруженный невысоким валом из рыхлых продуктов извержения. Маары иногда заполнены водой. Поперечник мааров колеблется от 200 до 3200 м, глубина от — 150 до 400м.

Метасоматоз — замещение горных пород с изменением химического состава.

Морена — отложения, накопленные глетчерным льдом при движении ледника. Представляют собой холмы и гряды, сложенные обломочным материалом (валуны, галька до глин).

Некк — столбообразное тело, представляющее собой выполнение жерла вулкана тем или иным эруптивным материалом (лавы, туфы, туфолавы и т. д).

Оливин — породообразующий минерал.

Опалиты — гидротермально измененные горные породы, сложенные в основном опалом.

Пирокластика — обломочные отложения, образующиеся при извержении вулкана (бомбы, лапилли, шлаки, пемза и др.).

Пироксены — темноцветные породообразующие минералы.

Плагиоклазы — породообразующие минералы, относящиеся к полевым шпатам.

Плейстоцен — период в геологическом развитии, наступивший около 9 млн. лет назад и окончившийся около 1,5 млн. лет назад. Сейчас используется для обозначения большей части четвертичной системы, кроме голоцена.

Плиоцен — период геологического развития Земли, наступивший около 25 млн. лет назад и окончившийся около 9 млн. лет назад. Относится к Кайнозойской эре.

Плиты литосферные — обширные жесткие блоки, слагающие литосферу Земли. Находятся в постоянном движении.

Процессы поствулканические — совокупность минералообразующих процессов, которые следуют за магмой. Агентами являются вулканические эманации, эксгаляции, гидротермы.

Разломы — тектонические нарушения, сопровождаемые перемещением разорванных частей геологических тел друг относительно друга.

Риолит (син, липарит) — эффузивная порода кислого состава. Состоит из кварца, калиевого полевого шпата, плагиоклаза, слюды. Аналог гранита.

Роговая обманка — темноцветный породообразующий минерал из группы амфиболов.

Сольфатары — источники пара, содержащие сероводород или сернистый газ с температурой от 90 до 300 °C. Распространены в вулканических областях.

Сомма — сохранившаяся гребнеобразная часть более древнего вулкана, оставшаяся после провала вершины вулкана или ее взрыва. Частично или полностью окаймляет возникший в образовавшейся впадине новый вулкан, отделенный от гребня кольцевой долиной, называемой атрио.

Сомма-Везувий — см. Вулкан двойной.

Стратовулкан — вулкан, сложенный неоднократно переслаивающимися рыхлыми отложениями и сплошными потоками лав. Стратовулкан — наиболее распространенная форма вулканов центрального типа. Конус его достигает высоты от нескольких сот метров до нескольких километров.

Травертин — легкая пористая порода, образовавшаяся в результате осаждения карбоната кальция из горячих или холодных углистых источников.

Третичный период — сейчас подразделяется на палеогеновый и неогеновый периоды.

Туф — горная порода, образовавшаяся из твердых продуктов вулканических извержений: пепла, песка, лапилли, бомб, обломков горных пород и т. д, впоследствии уплотненных и сцементированных.

Туф агломератовый — вулканический туф, образовавшийся в результате накопления и сцементирования рыхлых вулканических продуктов крупных размеров

Туфолава — горная порода, занимающая промежуточное положение между туфом и лавой. Часто туфолавой называют лавокластические породы, природа которых не ясна.

Фирн — масса, состоящая из крупнозернистого снега и зернистого льда.

Фреатический взрыв — взрыв, происходящий под действием водяного пара на лавовых потоках, текущих по ручьям, болотам, снежникам или стекающих в море. Возникающие под потоком лавы водяные пары пробивают еще жидкую лаву и, захватывая ее обрывки, нагромождают их вокруг многочисленных мест извержении в виде небольших шлаковых конусов.

Фумаролы (фумарола) — выделения горячего вулканического газа в виде струй и спокойно парящих масс из трещин или каналов, расположенных на дне и в стенках кратера вулкана.

Хромдиопсид — минерал из группы пироксенов.

Цирк — котловина в горах в виде амфитеатра, образованная ледником или являющаяся результатом оползней на крутых склонах.

Четвертичный период — последний период развития Земли, следующий за неогеновым и продолжающийся около 1 млн. лет. Одним из важнейших событий этого периода было появление первобытного человека.

Шлаки вулканические — выброшенные взрывом из кратера и застывшие при полете обрывки пузыристых лав.

Шток — относительно небольшое интрузивное тело, по форме приближающееся к цилиндрическому.

Эксгаляции вулканические — летучие газообразные вещества, выделяющиеся в окрестностях вулкана и связанные с вулканическими явлениями: фумаролами, сольфатарами. мофеттами.

Эгоплозия — явление вулканического взрыва, обычно сопровождающееся выбросами большого количества пирокластического материала и газов.

Экструзия — 1) магматическое тело, возникающее в результате выжимания вязкой лавы на земную поверхность в виде куполов; 2) тип извержения, свойственный вулканам с вязкой лавой, которая выступает над устьем вулкана в виде куполов.

Эруптивная туча — масса газов и твердых обломков, выброшенная взрывом из вулкана в виде облака.

Эффузия — излияние жидкой лавы, образующей покровы и потоки.

Ювенильное вещество — глубинное вещество.

На страницах раздела Рефераты Вы также можете ознакомиться с описаниями истории, культуры и природы Камчатки:
1. Краткий географический очерк Камчатки, 2. Реки и озера Камчатки, 3. Климат Камчатки, 4. История освоения Камчатки, 5. Население Камчатки, 6. Мифология народов Камчатки, 7. Вулканы и вулканизм на Камчатке, 8. Срединный вулканический пояс, 9. Восточный вулканический пояс, 10. Ключевская группа вулканов, 11. Авачинско-Корякская группа вулканов, 12. Мутновско-Гореловская группа вулканов, 13. Краткий словарь терминов по вулканизму, 14. Термальные источники Камчатки, 15. Грибы Камчатки, 16. Растительный мир Камчатки, 17. Беспозвоночные Камчатки, 18. Рыбы Камчатки, 19. Птицы Камчатки, 20. Млекопитающие гор, лесов и тундры Камчатки, 21. Морские млекопитающие Камчатки, 22. Особо охраняемые природные территории Камчатки.

На страницах раздела Природные ландшафты мира можно посмотреть фотографии природы Камчатки, сгруппированные по следующим категориям:

_____________________

* Составлено на основе "Справочника туриста" (ред. В.И.Кириллов, МИК, Петропавловск-Камчатский, 1994), с изменениями и дополнениями.