ГЛАВНАЯ >>> УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ДЕТСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ >>> ШКОЛА ДИКОЙ ПРИРОДЫ >>> РАБОТА В ПРИРОДЕ

РАБОТА В ДИКОЙ ПРИРОДЕ

<<< Содержание | Твой дневник >>>

Определение птиц в природе

Определение пернатых, наблюдение за ними в природе — одно из увлекательных занятий. Вероятно, каждому человеку, попадающему в лес, в поле или на берег водоема интересно, что за пичуга щебечет в кустах, какая птица пролетела и приземлилась прямо на гладь воды или чей это силуэт виднеется высоко в небе. Ответить на эти вопросы можно при помощи специальных изданий — определителей.

Наиболее надежный и удобный метод определения видовой принадлежности птиц — подробное изучение окраски оперения, размещения по перьевому покрову различных пятен, линий и т.д. Поэтому главное в определителе — иллюстрации. Иногда зимнее оперение птицы очень отличается от летнего, брачного. Это затрудняет определение многих видов пернатых на пролете и на местах зимовок. Молодые особи, первогодки, сильно отличаются от взрослых птиц, они, как правило, более пестрые и менее яркие. Такая окраска помогает им укрываться от хищников. Во второй половине лета можно встретить огромное количество птиц-первогодков. Они уже покинули гнезда, но еще не приобрели взрослый наряд. Их тоже необходимо различать.

Не всегда в природе удается детально разглядеть окраску оперения увиденной птицы. Но иногда видовую принадлежность можно установить по характерным особенностям формы тела, головы, хвоста или ног. Знание таких признаков особенно помогает, если вы увидите только летящую птицу.

Если во время экскурсии на природу вам встретится птица неизвестного вида, постарайтесь ее внимательно рассмотреть, запишите в полевой дневник наиболее характерные особенности формы тела, оперения, характерные черты поведения. Такое подробное описание поможет вам правильно определить неизвестную птицу, а главное — вы лучше узнаете и запомните представителей птиц нашей фауны.

Очень удобно наблюдать птиц при помощи бинокля или подзорной трубы. Поэтому на орнитологической (орнитология — наука о птицах) экскурсии хорошо бы иметь оптику. В наших магазинах существует достаточно богатый выбор различных биноклей и подзорных труб. Практика показывает, что не надо увлекаться оптикой большого увеличения. В лесу вполне достаточно восьми или, в крайнем случае, двенадцатикратного бинокля, а на открытых пространствах можно использовать и пятнадцатикратный бинокль. Оптическая техника большого увеличения громоздка и неудобна в полевых условиях.

Натуралист отличается от туриста в первую очередь тем, что любовь к дикой природе для него выраясается в понимании сложной взаимосвязи ее компонентов, в умении увидеть и понять самые сокровенные ее тайны. Начинающий натуралист должен прежде всего научиться наблюдать, уметь собрать и осмыслить результаты своих наблюдений. Мы надеемся, что статьи, вошедшие в этот блок, помогут вам учиться работать в природе. В них вы найдете практические советы и методики по сбору, обработке полевого материала, по организации постоянных площадок для наблюдения и по работе на них, а также руководство по сборам коллекции следов животных, по фотографированию насекомых.

<<< Содержание | Твой дневник >>>

Если у Вас есть наглядная, познавательная и полезная для коллег информация по организации экспедиционной и исследовательской работы детей в природе - пишите нам, мы обсудим возможность и варианты ее размещения на нашем сайте!