Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помочь сайту / Donate




Учебно-познавательные экскурсии на АгроБиоФерму в Подмосковье !

ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> МЕТОДИЧЕСКИЕ СЕМИНАРЫ


Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }

Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Научно-практическая конференция учителей биологии.
Город Иркутск, июнь 2007 года

С 5 по 8 июня 2007 года в городе Иркутске на базе института повышения квалификации проходила научно-практическая конференция учителей биологии "Новые технологии и методики преподавания биологии". В ней участвовало около 40 учителей города и близлежащих районов, а также  "гости из Москвы": Наталья Олеговна Долженкова - методист по биологии Издательского центра "Вентана-Граф", издающего учебники, и Александр Сергеевич Боголюбов - директор Экологического центра "Экосистема".

Выступление Н.О.Долженковой было посвящено новым учебникам, пособиям и другой печатной продукции Издательства "Вентана-Граф", выступление А.С.Боголюбова - опыту проведения полевых экологических практикумов на биостанции "Экосистема", а также обзору методических материалов по организации исследовательской работы школьников в природе (тезисы сообщения см. ниже).

В свободное от работы время гости посетили прилегающие к Иркутску районы озера Байкал (окрестности поселка Листвянка) - вначале самостоятельно, а затем - в составе группы школьных учителей физики, которые организованно изучали работу Астрономической лаборатории и оптического телескопа Института солнечно-земной физики Сибирского отделения Российской Академии наук в Листвянке, на берегу Байкала.

Фотоотчет о научно-практической конференции учителей биологии в Иркутске: экскурсия учителей в астрономическую лабораторию ИСЗФ СО РАН; вид на хребты Хамар-Дабан; главное зеркало солнечного телескопа; Н.О.Долженкова и А.С.Боголюбов в Иркутске; цветок водосбора сибирского (Aquilegia sibirica); продуктовый магазин на берегу Байкала; экскурсанты на верхней площадке телескопа; собор в Иркутске. В центре коллажа - вид на исток реки Ангары, верховье Иркутского водохранилища и порт Байкал

На коллаже (сверху слева по часовой стрелке): экскурсия учителей в астрономическую лабораторию ИСЗФ СО РАН; вид на хребты Хамар-Дабан; главное зеркало солнечного телескопа; Н.О.Долженкова и А.С.Боголюбов в Иркутске; цветок водосбора сибирского (Aquilegia sibirica); продуктовый магазин на берегу Байкала; экскурсанты на верхней площадке телескопа; собор в Иркутске. В центре коллажа - вид на исток реки Ангары, верховье Иркутского водохранилища и порт Байкал.

Смотрите также фотографии природы озера Байкал в районе Листвянки, сделанные в этой поездке.


Краткое содержание выступления А.С.Боголюбова.

Методические материалы по организации исследовательской работы школьников в природе

Данное выступление посвящено краткому обзору методических материалов по экологическому образованию школьников, полевой экологии, биологии и географии, издаваемых экологическим центром «Экосистема».

С момента своего основания в 1996 году мы издали более 130 наименований методических материалов, которые, для удобства их краткого обзора, можно разделить на четыре категории:

  • - методические пособия по организации учебной и исследовательской деятельности школьников в природе,
  • - учебные видеофильмы, демонстрирующие технологию организации полевых экологических исследований,
  • - компьютерные интерактивные определители объектов природы России,
  • - цветные печатные определители и определительные таблицы «Растения и животные средней полосы России».

Рассмотрим каждую из этих категорий в отдельности.

В период с 1996 по 1999 годы нами было издано 65 методических пособий для педагогов дополнительного образования и учителей средней школы. Все эти пособия можно условно разделить на две категории: методики полевой исследовательской работы (40 пособий), и пособия, посвященные технологиям организации работы школьников на полевых экологических практикумах (их 25).

Первая категория пособий охватывает большинство тем экологических исследований, которые можно проводить с детьми в природе.

  • Во-первых, это – ландшафтоведение (или география). Данный предмет включает в себя геологию, геоморфологию, почвоведение и гидрологию.
  • Во-вторых – это ботаника, которая включает в себя морфологию растений, флористику, геоботанику и фенологию растений.
  • Это зоология, которая включает зоологию беспозвоночных и зоологию позвоночных животных.
  • Это водная экология, включающая гидрологию, изучение физико-химических свойств природных вод, гидробиологию, а также биоиндикацию и мониторинг водоемов.
  • Наконец последняя, пятая, категория – это биоиндикация и экологический мониторинг. Она включает биондикацию водных экосистем, биоиндикацию экосистем суши и методики комплексной экологической оценки территории.

Как правило, все эти пособия включают в себя вводную часть, т.е. введение в проблему (в формате лекции), описание техники полевой работы, процедуру обработки материала, и варианты оформления работы в виде статьи или доклада.

Пособия, посвященные общим вопросам организации полевых практикумов, содержат такие второстепенные, но, тем не менее, важные темы, как:

  • - правила ведения дневниковых записей,
  • - фотографирование природных объектов,
  • - правила поведения в природе,
  • - правила статистической обработки данных,
  • - правила оформления исследовательской работы,
  • - организация быта и досуга детей в полевом лагере,
  • - а также некоторые другие общие вопросы организации занятий детей в природе.

Все эти организационные моменты отражены нами также в обобщающем методическом пособии – руководстве для педагога «Как организовать полевой экологический практикум», написанном   в 2006 году.

Несколько лет назад мы перестали издавать все вышеперечисленные пособия в печатном виде, т.е. в формате брошюр, и распространяем их сейчас только на компакт-дисках – либо все 65 пособий вместе, либо 40 исследовательских методик отдельно, а 25 пособий, посвященных организационным вопросам – отдельно.

Следующая категория методических материалов, издаваемых экологическим центром «Экосистема», - это учебно-методические фильмы, в которых показаны процедуры организации и проведения полевых экологических исследований детей в природе. Во всех фильмах показаны: подготовка к выполнению задания, техника полевой работы, процедура обработки материала, выступление на конференции.

Мы сняли сорок учебных фильмов, которые разделили на 4 части, в соответствии с сезонами года – по 10 исследовательских занятий за сезон года.

  • Фильмы осеннего сезона наиболее просты. Они посвящены отработке навыков ориентирования, изучению геологических отложений и почв, нивелированию местности, изучению численности грибов и птиц, а также биоиндикации леса по соснам и лишайникам.
  • Зимний сезон также включает 10 занятий. Красным цветом в списке выделены фильмы, фрагменты из которых Вы сейчас смотрите. Зимний сезон также включает 10 занятий. Это глазомерная съемка местности, картирование лесной растительности, изучение зеленых растений под снегом, изучение численности и поведения млекопитающих по следам, наблюдения за птицами в синичьих стайках, изучение природных вод и снегового покрова.
  • Фильмы весеннего сезона посвящены первоцветам, изучению минералов и горных пород, насекомых, амфибий, численности и поведения птиц, а также фауне временных водоемов, т.е. луж и озер, образующихся при таянии снега и разливах рек.
  • Летние занятия посвящены, в основном, изучению растений, водоемов и насекомых, а также биоиндикации лесов и луговой растительности.

Следующая категория наших методических материалов – компьютерные определители объектов природы России. Панель управления определителями, которую Вы сейчас видите на экране, наглядно отражает тематический состав задуманной серии, т.е. 15 определителей, охватывающих основные объекты природы, с которыми можно столкнуться при проведении полевых экологических исследований со школьниками.

Все определители построены по единой схеме. Каждый определитель состоит их двух основных частей: собственно определителя (это программа определения неизвестного объекта по ряду внешних признаков), и атласа, который включает в себя коллекцию иллюстраций и описаний видов, включенных в определитель. Помимо иллюстраций и описаний видов (они сейчас в правом окне), атлас содержит учебник, или справочник по морфологии, анатомии и экологии тех объектов, которым посвящен данный определитель (в окне слева). Кроме того, в левом окне содержится оглавление, в котором все виды сгруппированы по алфавиту их русских и латинских названий, а также по систематическому положению. Работа атласа основана на технологии Help, т.е. справки Windows, и управлять ею очень легко и удобно.

Определитель - это специальная программа, которая поможет начинающему исследователю определить неизвестный вид по любому набору явных признаков. Это так называемый политомический определитель, т.е. в отличие от дихотомического, в котором определение ведется последовательно от одного признака к другому, здесь определение можно начинать с любого, доступного или кажущегося простым признака. Список признаков показан на экране в левом окне, а база данных, т.е. список видов определителя – в правом. При нажатии на любой из признаков вниз выпадает список возможных вариантов ответа, или значений признака. Надо просто выбрать тот, который соответствует, т.е. больше всего подходит к определяемому виду. После выбора ответа база данных сокращается, т.е. из нее удаляются все виды, не подходящие под выбранное значение признака. После этого переходят к следующему признаку и база данных снова сокращается. Так шага за шагом приходят к одному или двум видам. Придя к завершению, или в любой другой момент определения, можно познакомиться с изображением и описанием вида в атласе. Видовые очерки построены по единому плану. Вверху дается систематическое положение вида с гиперссылками, ведущими на описание таксонов – в данном случае – на описание отряда, семейства и рода, к которым относится данный вид. Затем идет изображение объекта, и его отличительные особенности, а ниже – довольно подробное описание – для удобства разделенное на рубрики. В определителе птиц приводятся также записи голосов всех видов, включенных в определитель.

По такому же принципу построены все созданные нами на сегодняшний день определители – определитель птиц, определитель насекомых-вредителей лесных древесных пород, определитель деревьев и кустарников в осенне-зимний период, определитель деревьев и кустарников в весенне-летний период, и определитель травянистых растений, имеющих хорошо заметные цветки.

Следующая категория наших методических материалов – цветные определители и определительные таблицы. Большинство из них, а именно 8 таблиц, посвящены растениям. Это первоцветы и раннецветущие растения, травянистые растения лесов, травянистые растения лугов, опушек и полей, травянистые растения водоемов и болот, деревья и лианы в зимний период, кустарники и кустарнички в зимний период, деревья и лианы в летний период и кустарники и кустарнички в летний период.

На всех этих таблицах приведены фотографии растений, где для каждого вида показаны: общий вид растения, его побег, листья, цветок или соцветие, для деревьев и кустарников - плоды; для зимнего периода – почки, для деревьев – еще и кроны.

По животным нами изданы 5 таблиц – определитель водных беспозвоночных, дневные бабочки, перелетные птицы, зимующие птицы и млекопитающие. Каждая таблица содержит от 30 до 70 видов.

Все таблицы печатаются размером А4 с изображениями на обоих сторонах листа, для удобства пользования они заламинированы плотной прозрачной пленкой. Все методические материалы, о которых было кратко рассказано в данной презентации, можно приобрести в нашем некоммерческом Интернет-магазине (т.е. они продаются по себестоимости их производства). Материалы, заказанные в Интернет-магазине, высылаются почтой наложенным платежом.

Наверх


Другие "выездные" семинары и конференции:



Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016