Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Обращение с посетителям сайта

Помощь сайту




Биологический кружок ВООП: главная страница раздела
Гостю кружка Наши планы Экспедиции и выезды Исследовательская работа История кружка Контакты

Информация о конференции к 30-летию программы зимних учетов "Parus"


Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Исследовательская работа
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Цветные печатные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедия природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>





[ sp ] : ml об : { lf }


ИСТОРИЯ КРУЖКА ВООП

НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ КРУЖКА (ХРОНИКА)

февраль — август 1998 г.

До конца учебного года, как обычно, в музее проходили занятия кружка — по вторникам и средам с 18.30 до 20 часов. По вторникам (общее занятие) был закончен курс гидробиологии и зоологии беспозвоночных, начатый в конце 1997 г. (Д. Засько), проведены циклы занятий по энтомологии (А. Титков) и высшим растениям (С. Мошковский и А. Панков). По средам (занятия "для младших") велась орнитологическая работа — общий обзор основных отрядов птиц и работа с коллекцией тушек, принадлежащей кружку. Занятия вели А. Савин, М. Глуховский и Е.С. Преображенская.

В феврале-мае было проведено несколько воскресных выездов в Малинки. На 8 марта совершенно случайно (из-за того, что наши обычные базы оказались заняты) мы выбрались в новое для нас место — деревню Муриково Волоколамского района Подмосковья, где удалось устроиться ночевать в школе. Во время выездов, как обычно, велась в основном орнитологическая работа. Группа кружковцев (в основном А. Паджев, Н. Мельниченко, Н. Макулова) продолжала также проводить учеты птиц в московских парках — дендропарке Бирюлево-Царицыно и в прилегающем к Сокольникам участке Лосиного острова (между Яузой и московской кольцевой железной дорогой).

Во время школьных весенних каникул в кружке проходило два мероприятия — поездка на конференцию в Обнинск, и экспедиция в заповедник "Калужские засеки". На конференции с докладами, более или менее успешно, выступали Володя и Саша Федосовы, Аня Миронова, Лена Пономаренко и Лена Вахрушева. В "Калужских засеках" работали А. Савин, А. Андропов, Н. Быков, А. Соловьева, М. Дорожкова, и четверо ребят из обнинского клуба "Следопыт", с А.Б. Панковым в качестве начальника. Группа базировалась на кордоне "Ягодное" (были стены и печка, но без плиты, так что готовить приходилось на костре; зато — широколиственные леса). К сожалению, из-за поздней весны программу наблюдений за кормовым поведением птиц, намеченную для "Калужских засек", осуществить не удалось. Были проведены только стандартные маршрутные учеты.

Майские праздники, как и в прошлом году, были отмечены экспедицией в Кара-Дагский заповедник (Коктебель). В состав экспедиции входили А. и В. Федосовы, А. Макулова, А. Савин, М. Дорожкова, М. Илюшина, Н. Мельниченко, Е. Кумскова, А. Попова, Д. Дьячихин, П. Блинов, А. Белоусов, Т. Ровная. В качестве "начальства" присутствовали А. Панков и Е. Преображенская. Направление работы экспедиции было орнитологическим — проведены маршрутные учеты в тех же биотопах, что и в прошлом году (расширен только набор открытых местообитаний), повторена, с некоторыми дополнениями, программа наблюдений за кормовым поведением птиц. Весна 1998 г. в Крыму по сравнению с предыдущим годом была намного более ранней — если в прошлом году в момент нашего приезда листья на деревьях только начинали распускаться, то в этом году не только везде уже была листва, но и большинство плодовых деревьев успело отцвести. Такие фенологические различия позволили провести интересные сравнения численности и кормового поведения птиц. Условия жизни и работы, как и в прошлом году, были роскошными — солнце, горы, море, масса цветов. Сложно в такой обстановке не расслабиться и не предаться отдыхающим настроениям, а особенно — встать рано утром на учет. Правда, и площади спального места на полу с трудом хватило в этом году на всех членов экспедиции (в связи с увеличением ее численности). Любителям ездить в "места красивой жизни" не надо об этом забывать. А то, как в Крым ехать — так все хотят, а как зимние учеты проводить в Москве, или ремонт на Костромской биостанции, так некоторые почему-то сразу не могут (некогда — учиться надо, денег нет, мама не пускает).

Проведение экологической практики учащихся 734 школы на Костромской биостанции продолжало оставаться одной из важных форм работы кружка. Группы по 15 -20 человек ребят в сопровождении учителей приезжали к нам в марте (разновозрастная группа — 6-10 классы), в апреле (7-е классы) и в конце мая — начале июня (в основном семиклассники с добавлением старшеклассников, окончивших 10 класс, из кружка и школы). Работа велась по принципу "Школы дикой природы" — группы из 2-3 ребят выбирали себе учебно-исследовательскую тему, собирали по ней материал и обрабатывали его под руководством инструктора, а в конце практики выступали с докладом о своей работе. В марте и апреле природа была еще практически зимней, и объектами исследований были следы жизнедеятельности, птицы, ветки деревьев и кустарников, эпифитные лишайники. В конце мая основные работы проводились по птицам (наблюдения за гнездованием ласточек-береговушек и мухоловок-пеструшек в дуплянках, учет птиц на реке и в открытых травянистых биотопах), и цветущим растениям. Функции инструкторов выполняли А. Титков, К. Беловежец, Н. Аулова, О. Чередниченко, Н. Мельниченко, Е. Пономаренко, Н. Антоневич. В организации и проведении практик постоянно участвовали Е. Преображенская и А. Панков.

Во время летних школьных каникул кружок работал в "Калужских засеках" и на Костромской биостанции. Экспедиция в "Калужские засеки" с 17 июня по 5 июля была орнитологической — в ее задачу входило проведение наблюдений за кормовым поведением массовых видов воробьиных и оценка их биотопического распределения. Все это делалось для того, чтобы сравнить результаты с данными, полученными раньше в более северных районах (в Костромской области и на Белом море) и выявить географические различия. В состав экспедиции входили А. и В. Федосовы, Д. Дьячихин, Н. Мельниченко, У. Щукина, Я. Герасименко, А. Терентьев, А. Панков, Е. Преображенская (последние двое или трое — в качестве руководителей). Позже к нам присоединились А. Савин и М. Дорожкова. В основном мы базировались на кордоне "Труд" — в заброшенном поселке из нескольких полуразрушенных домов, сплошь заросшем двухметровым бурьянным разнотравьем. Дом, в котором мы жили, также подвергся вандализму со стороны кого-то из местного населения — одно окно в нем было выбито вместе с рамой, железные части из всех печей выломаны, в крыше — дыра на улицу. Готовить приходилось на улице — на костре, используя на дрова соседний разрушенный дом. Обстановка очень гармонировала с содержанием "Обитаемого острова" Стругацких, который мы читали на ночь при свечке. Однако, все эти неприятности с лихвой компенсировались близостью массива роскошного спелого широколиственного леса, начинавшегося в 100-300 м от базы, и практически полным отсутствием людей.

Летняя работа на Костромской биостанции состояла из двух различных элементов — ремонтной кампании, проходившей с 14 по 24 июля, и геоботанической школы-лагеря с 25 июля по 25 августа. Ремонтная кампания заключалась в том, что группа из 20 "добровольцев", в основном школьников и студентов, пыталась отремонтировать на Халбужском стационаре все, что можно. А именно: поменять полы в комнате и коридоре спального корпуса и окончить ремонт полов в "амбулатории", начатый в прошлом году; заделать максимально возможное число дыр в крышах; разобрать и ликвидировать теплотрассу; поменять, где надо, проводку; покрасить потолки, стены и полы в спальном корпусе и кухне; вставить стекла, замазать и покрасить оконные рамы. В данный список вошло только то, что удалось сделать хотя бы частично. То что еще осталось не отремонтированным, слишком долго было бы перечислять... К сожалению, состояние стационара таково, что стоит только за что-то схватиться, как начинает разваливаться все окружающее. Так, стоило разобрать пол, как выяснилось, что надо менять балки, чинить кирпичный фундамент, а перегородка между комнатами тоже вот-вот упадет. Тем не менее, слава героям, отпахавшим на ремонте с утра до ночи 10 дней! Это: М. Солодовников, А. и Т. Паджевы, В. Дружин, А. и В. Федосовы, Н. и А. Мельниченко, А. и О. Макуловы, М. Илюшина, С. Горячев, А. Титков, А. Белоусов, Д. Дьячихин, У. Щукина, Д. Благовидов, Я. Герасименко, и начальство — Е. Преображенская и А. Панков.

Во время ремонта (С. Горячев, А. Панков)

Во время ремонта (С. Горячев, А. Панков)

В геоботанической школе в этом году, кроме кружковцев Дарвиновского музея, участвовали школьники из биологического кружка Ю.А. Начаркина, школьники и преподаватели из школы № 734. Всего было около 40 человек. Работа на школе велась по принципу проведения самостоятельных исследований группами по 2-3 человека. Были продолжены исследования по темам, начатым в прошлые годы: изучение зарастания лесных дорог, динамики растительности болот, распределение беспозвоночных в связи с сукцессиями растительности, изучение флоры сосудистых растений и мхов биостанции.

Доклады на геоботанической школе

Доклад на геоботанической школе

Кроме того, было начато изучение видового разнообразия древоразрушающих грибов, взаимодействия почв и растительности в сфагново-черничных ельниках, проведены исследования распределения лишайников. Были также предприняты попытки изучения почв в разных типах осинников и взаимоотношения двух видов берез между собой. Результаты большинства этих исследований приводятся в настоящем сборнике.

Один из научных руководителей на геоботанической школе - С.Мошковский

Один из научных руководителей на геоботанической школе - С.А. Мошковский

Итоги работы весны и лета 1998 г. выявили несколько противоречий, сложившихся в кружке и окружающей его среде. Первое — противоречие между "эколого-образовательной" и "научной" тенденциями работы. Народ, подверженный "эколого-образовательной" тенденции, стремится (на деле, на словах может быть другое) набрать толпу как можно больше и устроить образование по типу "всех мы учили понемногу, чему-нибудь и как-нибудь". Народ с научной тенденцией старается отобрать самых умных, талантливых и работящих и вести с ними нормальную работу, а всех остальных балбесов, чтоб не мешали работать и не портили структуру пространства, прогнать куда-нибудь на фиг. Первые склонны забывать о целях обучения: их потихоньку подменяют зачеты, места на олимпиадах, конференциях и прочие пятерки, от которых, в сущности, нет никому никакой пользы, кроме утешения собственного самолюбия. Вторые часто не помнят, что умные и талантливые не берутся из воздуха, их еще надо выучить, да и выбрать из кого-то, и что вообще на них везде большой спрос. "Несостыковка" этих двух тенденций особенно ярко проявилась на геоботанической школе. При этом пострадала от недостатка внимания и заботы "научная" часть деятельности — исследования оказались в основном плохо спланированными, а значительная часть работы (за исключением сбора полевого материала) была отложена до Москвы. В последний момент, когда надо было сдавать работы в сборник, большинство авторов вдруг постиг творческий кризис. Все это вызвало, в конечном счете, разозление до белого каления и полное озверение руководителей работ и составителей данного сборника, которым пришлось потратить кучу времени и сил, чтобы добиться доведения работ до приличного состояния.

Второе противоречие — между материальным обеспечением работы и жизни и всеми остальными ее аспектами. Это — продукт последних лет. Раньше (с начала существования кружка в 1950 г. и до начала 90-х) оно не было актуально, т.к. все, в основном, жили фигово. Сейчас некоторые живут в бытовом материальном смысле хорошо, а многие другие почему-то считают, что к этому необходимо обязательно и всеми силами стремиться. Такое стремление противоречит некоторым основным традициям кружка. Очень хочется тут вспомнить два куплета из "Гимна охотоведа":

Нам не нужны пуховые перины,
Над кроватью Шишкина картины,
Лишь была бы телогрейка, сапоги да тюбетейка,
А в кармане спички да махорка.

Нам не нужны высокие хоромы,
Ванна, электричество и газ,
Мы в лесу живем не хуже, умываемся из лужи,
Полотенцем нам портянка служит.

Это, между прочим, написал в 50-х годах кружковец и студент-охотовед А. Василевский, он же впоследствии — протоиерей Александр Мень. Короче, не стоит забывать, что настоящий биолог чувствует себя вполне комфортно как в условиях комфорта, так и при полном отсутствии такового. А кому невмоготу без электричества, водопровода и теплого туалета — тому можно только посочувствовать, но уж потакать таким страданиям явно не стоит. Появляющиеся в последнее время тенденции устраивать экологическое образование с гостиницами, красивыми визит-центрами и автобусными экскурсиями — это не про нас, ребята. Слишком много сил и времени надо, чтобы все это добыть и устроить, и слишком мало их в результате остается на все остальное.

Этим летом окончили школу и поступили в ВУЗы М. Мордкович и А. Миронова; поступила на биофак МГУ и Н. Серкова. Поздравляем!

Е.С. Преображенская

Об авторах и руководителях работ, а также тех, кто работал над 5 выпуском журнала "Вестник ВООП" (1999 год)

А.Л. Мельниченко — ученик 7 класса школы №1026. В биологическом кружке Дарвиновского музея (ВООП) с 1998 г.

У.Ю. Щукина — ученица 8 класса школы №120. В биологическом кружке Дарвиновского музея (ВООП) с 1997 г.

Н.В. Трусова — ученица 9 класса школы № 734; работу по лишайникам выполняла на Халбужском стационаре во время Геоботанической школы-лагеря.

В.Э. Федосов — ученик 10 класса лицея "Вторая школа". В биологическом кружке Дарвиновского музея (ВООП) с 1995 г.

А.Э. Федосов — ученик 10 класса лицея "Вторая школа". В биологическом кружке Дарвиновского музея (ВООП) с 1995 г.

Т.Ю. Полтева — ученица 11 класса школы №79; работа выполнена на геоботанической школе, в которой автор участвовал в составе группы от кружка "Экология" ЦТДиМ "Аминьево" (руководитель Ю.А. Начаркин).

А.Б. Шмыков — ученик 11 класса школы №79; работа выполнена на геоботанической школе, в которой автор участвовал в составе группы от кружка "Экология" ЦТДиМ "Аминьево" (руководитель Ю.А. Начаркин).

Е.А. Пономаренко — ученица 11 класса школы № 1543. В биологическом кружке Дарвиновского музея (ВООП) с 1997 г.

Н.Л. Мельниченко — ученица 11 класса школы №1927. В биологическом кружке Дарвиновского музея (ВООП) с 1996 г.

А.М. Паджев — студент Российского государственного медицинского университета В биологическом кружке Дарвиновского музея (ВООП) с 1994 г.

О.И. Макулова — студентка Российского государственного медицинского университета В биологическом кружке Дарвиновского музея (ВООП) с 1996 г.

М.В. Кравченко — студент Тимирязевской сельскохозяйственной академии; В биологическом кружке Дарвиновского музея (ВООП) с 1988 г.

С.А. Мошковский — аспирант Института биолого-медицинской химии, окончил Российский государственный медицинский университет; свободное от учебы время с 1989 г. посвящает ботаническим и, в частности, бриологическим исследованиям. В биологическом кружке Дарвиновского музея (ВООП) с 1988 г.

Н.С. Лазарева — сотрудник ботанического сада МГУ, инструктор-преподаватель полевой базы ассоциации "Экосистема"; окончила биофак МГУ. В биологическом кружке Дарвиновского музея (ВООП) с 1979 г.

С.Ю. Попов — научный сотрудник Керженского государственного заповедника и сотрудник приложения "Биология" газеты "Первое сентября"; окончил Московский лесотехнический институт. В биологическом кружке Дарвиновского музея (ВООП) с 1980 г.

Е.С. Преображенская — научный сотрудник ИПЭиЭ им. А.Н. Северцова РАН, кандидат биологических наук; окончила Всесоюзный сельскохозяйственный институт заочного образования. В биологическом кружке Дарвиновского музея (ВООП) с 1966 г.

***

НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ (ХРОНИКА) КРУЖКА ВООП:

Читайте также журналы "Вестник ВООП по годам



Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]


Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2016